Техническое регулирование в обеспечении конкурентоспособности

Понеже происходят жалобы от английских купцов, что русские в браковании пень чинят обманы, в средину доброй кладут не только худую, но и каменья, и так им продают, того ради подтвердить жестокими указами, чтоб впредь отнюдь того чинить не дерзали, под опасением живота и лишением всего имения, дабы впредь о том никакие жалобы не произошли. И ежели кто сыщется в таком воровстве после, и таковых казнить смертью.

Петр I

В обеспечении конкурентоспособности продукции и предприятий в России важное место занимает техническое регулирование. Законодательной основой технического регулирования в Российской Федерации является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

К основным преимуществам технического регулирования безопасности продукции и обеспечения развития национальной экономики относят[1]:

повышение безопасности продукции и защиты рынка, связываемое с повышением ответственности производителя за соответствие выпускаемой ими продукции обязательным требованиям технических регламентов;

повышение конкурентоспособности продукции. Отмена тарифного регулирования, переход на международные правила торговли, снятие излишних административных барьеров облегчат доступ на российский рынок международных поставщиков товаров и услуг, что будет способствовать развитию конкуренции. В свою очередь, российские производители будут вынуждены изыскивать дополнительные преимущества для повышения конкурентоспособности продукции;

внедрение инноваций и современных технологий. Усиление конкуренции на внутреннем рынке будет стимулировать внедрение инноваций, замену физически устаревшего оборудования;

расширение возможностей правового регулирования на контрактной основе и использование административных процедур. Одной из особенностей перехода от административного регулирования качества и безопасности продукции и услуг к техническому регулированию является то, что качество поставляемых товаров может быть оговорено в контракте, заключаемом с покупателем. В случае несоответствия качества поставляемого товара параметрам, оговоренном в контракте, производитель несет перед потребителем финансовую ответственность за причиненный вред и обязан компенсировать убытки;

разработка соответствующих законодательных актов с участием всех заинтересованных сторон.

Федеральный закон "О техническом регулировании" осуществляет законодательное регулирование стандартизации и сертификации (подтверждения соответствия).

Реализация функций технического регулирования возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Росстандарт осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, подведомственные организации, а также во взаимодействии с организациями, входящими в сферу деятельности Росстандарта.

Обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства продукции, ее эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) устанавливаются в технических регламентах.

Цели принятия технических регламентов:

1) защита жизни и здоровья физических лиц, а также имущества физических и юридических лиц;

2) охрана окружающей среды;

3) предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей;

4) обеспечение энергетической эффективности.

В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" в Российской Федерации формируется национальная система стандартизации, основу которой составляют следующие документы по стандартизации:

• национальные стандарты;

• правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

• применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

• стандарты организаций.

Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации.

Термин "национальный стандарт" вводится Федеральным законом "О техническом регулировании" вместо термина "государственный стандарт". Национальные стандарты, как и стандарты организаций, применяются на добровольной основе.

В Российской Федерации с 1 июля 2005 г. действует комплекс национальных стандартов "Стандартизация в Российской Федерации". Этот комплекс национальных стандартов построен на единых для всей страны организационно-технических правилах проведения работ по стандартизации в любых сферах деятельности и на всех уровнях управления, а также формах и методах взаимодействия при этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами управления.

Организация и проведение работ по стандартизации в Российской Федерации возложены на Росстандарт, осуществляющий межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области технического регулирования, стандартизации, метрологии и сертификации.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и т.п.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

В Российской Федерации создан и поддерживается Федеральный фонд стандартов (ФФС) как совокупность нормативных документов по стандартизации, метрологии и сертификации, которые содержат разработанные для многократного использования правила, характеристики, требования и нормы, относящиеся к продукции, процессам, услугам (табл. 5.2). Комплектование и ведение Федерального фонда стандартов осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ).

Основные виды документов, которыми комплектуется Федеральный фонд:

• нормативные акты РФ, касающиеся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;

• государственные реестры;

• правила и рекомендации в этих областях;

• государственные стандарты и их проекты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

Таблица 5.2. Федеральный фонд стандартов

Фонды стандартов

Тыс. ед.

Государственные (национальные) стандарты РФ В том числе:

21,5

Межгосударственные, применяемые в странах СНГ

19

Отраслевые стандарты РФ

32

Технические условия

120

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации

32

Международные стандарты В том числе:

ИСО

25,982

МЭК

16,396

Стандарты международных организаций

26

Стандарты национальных организаций зарубежных стран В том числе:

260

Германии

16,870

Франции

13,957

Австрии

3,226

Японии

4,979

Стандарты союзов, обществ и ассоциаций

25

• стандарты отраслей и информация о стандартах научно- технических, других общественных организаций, международные договоры в области стандартизации, метрологии и сертификации;

• нормативные документы, принятые международными, региональными, национальными организациями зарубежных стран.

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" за соблюдением требований технических регламентов осуществляется государственный контроль (надзор), под которым понимаются проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, проектированию (включая изыскания), производству, строительству, монтажу, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

В настоящее время государственный контроль (надзор) за качеством и безопасностью продукции осуществляется территориальными органами Госстандарта по следующим основным направлениям:

• государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований технических регламентов (будет осуществляться в пределах компетенции и по мере их появления);

• государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов к продукции (услугам).

Основная цель государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к продукции – защита интересов государства, потребителей и товарного российского рынка от поступления некачественной и опасной продукции. Государственный контроль (надзор) осуществляется на стадии обращения продукции на рынке, а также за процессами ее производства, транспортировки, эксплуатации, хранения и утилизации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляют должностные лица органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством РФ.

Органы государственного контроля (надзора) в процессе его проведения имеют право:

• требовать от изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

• осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством РФ;

• выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

• приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;

• привлекать изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ;

• принимать иные предусмотренные законодательством РФ меры в целях недопущения причинения вреда.

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством РФ.

К основным мерам, применяемым органами госнадзора РФ, относятся:

1) профилактически-предупредительные меры: разъяснительная работа, информирование о выявленных несоответствиях, согласование программ мероприятий по устранению несоответствий;

2) досудебные меры: контроль за устранением выявленных нарушений, их предупреждение, законодательно предусмотренные меры недопущения причинения вреда (приостановление или прекращение действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, добровольный отзыв товара с рынка), прямые штрафные санкции;

3) судебные меры: применение уголовной, гражданской и административной ответственности за выпуск в обращение продукции, не соответствующей обязательным требованиям, предоставление недостоверной информации и непринятие мер.

Таким образом, задачами государственного контроля и надзора РФ являются предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований, установленных к продукции.

Иллюстрация

Государственный надзор в 2010 г. проводился путем выборочных проверок за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований к социально значимой продукции. Выборочный государственный надзор коснулся более чем 7 тыс. субъектов хозяйственной деятельности. При этом на 1,4 тыс. субъектов были выявлены нарушения обязательных требований к продукции. В 2010 г. в связи с новым порядком организации и проведения госнадзора, требующим согласования с органами прокуратуры, наблюдалось существенное сокращение количества проведенных проверок по сравнению с 2009 г. Анализ результатов выборочного надзора показывает, что в значительной мере несоответствия установленным требованиям выявлялись по следующим группам продукции:

• электрическая энергия (39% проверок с выявленными нарушениями);

• оборудование для регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения (23,5% проверок с выявленными нарушениями);

• продукция пищевой промышленности (20,3%);

• нефтепродукты (19%);

• продукция электротехническая (19%);

• колесные транспортные средства (17%);

• машины и оборудование (14,3% проверок с выявленными нарушениями).

Источник: Об итогах работы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в 2010 году и задачах на 2011 год.

С целью борьбы с возможными злоупотреблениями при проведении государственного контроля и надзора в России принят Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-Φ3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для осуществления государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями. В законе установлены;

• порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемому органами государственного контроля (надзора);

• права юридических и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов;

• обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Финансирование государственного надзора производится исключительно из средств федерального бюджета. Главным распорядителем средств федерального бюджета по финансированию организации и проведения государственного надзора является федеральный орган исполнительной власти, координирующий деятельность по государственному надзору в сфере технического регулирования.

Финансирование организации и проведения надзорной деятельности включает расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ и обеспечение государственных инспекторов; осуществление надзорных мероприятий; модернизацию и развитие материально-технической базы; проведение исследований (испытаний) и экспертиз для целей надзорной деятельности; научно-техническое, информационноаналитическое обеспечение; подготовку и переподготовку кадров. Организации-нарушители возмещают расходы органов государственного надзора на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз в случаях выявления нарушений обязательных требований. Важно, что средства на проведение исследований (испытаний) и экспертиз для целей надзорной деятельности выделяются сторонними государственными и негосударственными организациями как способ инструментального анализа подтверждения соответствия продукции.