Техническое регулирование в обеспечении конкурентоспособности
Понеже происходят жалобы от английских купцов, что русские в браковании пень чинят обманы, в средину доброй кладут не только худую, но и каменья, и так им продают, того ради подтвердить жестокими указами, чтоб впредь отнюдь того чинить не дерзали, под опасением живота и лишением всего имения, дабы впредь о том никакие жалобы не произошли. И ежели кто сыщется в таком воровстве после, и таковых казнить смертью.
Петр I
В обеспечении конкурентоспособности продукции и предприятий в России важное место занимает техническое регулирование. Законодательной основой технического регулирования в Российской Федерации является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
К основным преимуществам технического регулирования безопасности продукции и обеспечения развития национальной экономики относят[1]:
• повышение безопасности продукции и защиты рынка, связываемое с повышением ответственности производителя за соответствие выпускаемой ими продукции обязательным требованиям технических регламентов;
• повышение конкурентоспособности продукции. Отмена тарифного регулирования, переход на международные правила торговли, снятие излишних административных барьеров облегчат доступ на российский рынок международных поставщиков товаров и услуг, что будет способствовать развитию конкуренции. В свою очередь, российские производители будут вынуждены изыскивать дополнительные преимущества для повышения конкурентоспособности продукции;
• внедрение инноваций и современных технологий. Усиление конкуренции на внутреннем рынке будет стимулировать внедрение инноваций, замену физически устаревшего оборудования;
• расширение возможностей правового регулирования на контрактной основе и использование административных процедур. Одной из особенностей перехода от административного регулирования качества и безопасности продукции и услуг к техническому регулированию является то, что качество поставляемых товаров может быть оговорено в контракте, заключаемом с покупателем. В случае несоответствия качества поставляемого товара параметрам, оговоренном в контракте, производитель несет перед потребителем финансовую ответственность за причиненный вред и обязан компенсировать убытки;
• разработка соответствующих законодательных актов с участием всех заинтересованных сторон.
Федеральный закон "О техническом регулировании" осуществляет законодательное регулирование стандартизации и сертификации (подтверждения соответствия).
Реализация функций технического регулирования возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Росстандарт осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, подведомственные организации, а также во взаимодействии с организациями, входящими в сферу деятельности Росстандарта.
Обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства продукции, ее эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) устанавливаются в технических регламентах.
Цели принятия технических регламентов:
1) защита жизни и здоровья физических лиц, а также имущества физических и юридических лиц;
2) охрана окружающей среды;
3) предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей;
4) обеспечение энергетической эффективности.
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" в Российской Федерации формируется национальная система стандартизации, основу которой составляют следующие документы по стандартизации:
• национальные стандарты;
• правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
• применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
• стандарты организаций.
Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации.
Термин "национальный стандарт" вводится Федеральным законом "О техническом регулировании" вместо термина "государственный стандарт". Национальные стандарты, как и стандарты организаций, применяются на добровольной основе.
В Российской Федерации с 1 июля 2005 г. действует комплекс национальных стандартов "Стандартизация в Российской Федерации". Этот комплекс национальных стандартов построен на единых для всей страны организационно-технических правилах проведения работ по стандартизации в любых сферах деятельности и на всех уровнях управления, а также формах и методах взаимодействия при этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами управления.
Организация и проведение работ по стандартизации в Российской Федерации возложены на Росстандарт, осуществляющий межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области технического регулирования, стандартизации, метрологии и сертификации.
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и т.п.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
В Российской Федерации создан и поддерживается Федеральный фонд стандартов (ФФС) как совокупность нормативных документов по стандартизации, метрологии и сертификации, которые содержат разработанные для многократного использования правила, характеристики, требования и нормы, относящиеся к продукции, процессам, услугам (табл. 5.2). Комплектование и ведение Федерального фонда стандартов осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ).
Основные виды документов, которыми комплектуется Федеральный фонд:
• нормативные акты РФ, касающиеся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;
• государственные реестры;
• правила и рекомендации в этих областях;
• государственные стандарты и их проекты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
Таблица 5.2. Федеральный фонд стандартов
Фонды стандартов |
Тыс. ед. |
Государственные (национальные) стандарты РФ В том числе: |
21,5 |
Межгосударственные, применяемые в странах СНГ |
19 |
Отраслевые стандарты РФ |
32 |
Технические условия |
120 |
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации |
32 |
Международные стандарты В том числе: |
|
ИСО |
25,982 |
МЭК |
16,396 |
Стандарты международных организаций |
26 |
Стандарты национальных организаций зарубежных стран В том числе: |
260 |
Германии |
16,870 |
Франции |
13,957 |
Австрии |
3,226 |
Японии |
4,979 |
Стандарты союзов, обществ и ассоциаций |
25 |
• стандарты отраслей и информация о стандартах научно- технических, других общественных организаций, международные договоры в области стандартизации, метрологии и сертификации;
• нормативные документы, принятые международными, региональными, национальными организациями зарубежных стран.
В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" за соблюдением требований технических регламентов осуществляется государственный контроль (надзор), под которым понимаются проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, проектированию (включая изыскания), производству, строительству, монтажу, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.
В настоящее время государственный контроль (надзор) за качеством и безопасностью продукции осуществляется территориальными органами Госстандарта по следующим основным направлениям:
• государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований технических регламентов (будет осуществляться в пределах компетенции и по мере их появления);
• государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов к продукции (услугам).
Основная цель государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к продукции – защита интересов государства, потребителей и товарного российского рынка от поступления некачественной и опасной продукции. Государственный контроль (надзор) осуществляется на стадии обращения продукции на рынке, а также за процессами ее производства, транспортировки, эксплуатации, хранения и утилизации.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляют должностные лица органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством РФ.
Органы государственного контроля (надзора) в процессе его проведения имеют право:
• требовать от изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;
• осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством РФ;
• выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
• приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
• привлекать изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ;
• принимать иные предусмотренные законодательством РФ меры в целях недопущения причинения вреда.
За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством РФ.
К основным мерам, применяемым органами госнадзора РФ, относятся:
1) профилактически-предупредительные меры: разъяснительная работа, информирование о выявленных несоответствиях, согласование программ мероприятий по устранению несоответствий;
2) досудебные меры: контроль за устранением выявленных нарушений, их предупреждение, законодательно предусмотренные меры недопущения причинения вреда (приостановление или прекращение действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, добровольный отзыв товара с рынка), прямые штрафные санкции;
3) судебные меры: применение уголовной, гражданской и административной ответственности за выпуск в обращение продукции, не соответствующей обязательным требованиям, предоставление недостоверной информации и непринятие мер.
Таким образом, задачами государственного контроля и надзора РФ являются предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований, установленных к продукции.
Иллюстрация
Государственный надзор в 2010 г. проводился путем выборочных проверок за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований к социально значимой продукции. Выборочный государственный надзор коснулся более чем 7 тыс. субъектов хозяйственной деятельности. При этом на 1,4 тыс. субъектов были выявлены нарушения обязательных требований к продукции. В 2010 г. в связи с новым порядком организации и проведения госнадзора, требующим согласования с органами прокуратуры, наблюдалось существенное сокращение количества проведенных проверок по сравнению с 2009 г. Анализ результатов выборочного надзора показывает, что в значительной мере несоответствия установленным требованиям выявлялись по следующим группам продукции:
• электрическая энергия (39% проверок с выявленными нарушениями);
• оборудование для регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения (23,5% проверок с выявленными нарушениями);
• продукция пищевой промышленности (20,3%);
• нефтепродукты (19%);
• продукция электротехническая (19%);
• колесные транспортные средства (17%);
• машины и оборудование (14,3% проверок с выявленными нарушениями).
Источник: Об итогах работы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в 2010 году и задачах на 2011 год.
С целью борьбы с возможными злоупотреблениями при проведении государственного контроля и надзора в России принят Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-Φ3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для осуществления государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями. В законе установлены;
• порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемому органами государственного контроля (надзора);
• права юридических и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов;
• обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.
Финансирование государственного надзора производится исключительно из средств федерального бюджета. Главным распорядителем средств федерального бюджета по финансированию организации и проведения государственного надзора является федеральный орган исполнительной власти, координирующий деятельность по государственному надзору в сфере технического регулирования.
Финансирование организации и проведения надзорной деятельности включает расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ и обеспечение государственных инспекторов; осуществление надзорных мероприятий; модернизацию и развитие материально-технической базы; проведение исследований (испытаний) и экспертиз для целей надзорной деятельности; научно-техническое, информационноаналитическое обеспечение; подготовку и переподготовку кадров. Организации-нарушители возмещают расходы органов государственного надзора на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз в случаях выявления нарушений обязательных требований. Важно, что средства на проведение исследований (испытаний) и экспертиз для целей надзорной деятельности выделяются сторонними государственными и негосударственными организациями как способ инструментального анализа подтверждения соответствия продукции.