Технические регламенты и стандарты

С принятием Федерального закона "О техническом регулировании" в значительной мере изменилась нормативно-правовая база охраны труда. На смену многочисленным ГОСТам, правилам, СНиПам, Санитарным нормам и т.п. пришли технические регламенты, национальные стандарты и стандарты организаций. Это было связано с необходимостью интеграции России в мировую рыночную экономику и вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и соответственно с необходимостью унификации нормативных требований в области безопасности, т.е. применения единых правил установления требований к объектам технического регулирования.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность. Требования регламентов носят обязательный характер и имеют форму федерального закона.

Технические регламенты бывают двух видов: общие и специальные.

Общие технические регламенты устанавливают требования по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, а также пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности, электромагнитной совместимости.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации и хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенными общими техническими регламентами.

Национальные стандарты и стандарты организаций имеют своей целью повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, государственного или муниципального имущества, содействие соблюдению требований технических регламентов.

Национальные стандарты носят только рекомендательный характер и применяются исключительно на добровольной основе. Их исполнение государство не контролирует.

С введением технических регламентов и национальных стандартов стала необходимой переработка нормативной базы по охране труда: ГОСТов, в том числе системы стандартов безопасности труда (ССБТ), СНиПов, СанПиНов, норм, правил, инструкций и т.п., содержащих обязательные требования, так как таковых в них больше не должно содержаться.

Федеральные органы исполнительной власти (министерства, агентства, ведомства и т.п.) и органы исполнительной власти субъектов РФ (краев, областей и т.д.) более не вправе издавать документы, содержащие обязательные требования к объектам технического регулирования.

Организации (коммерческие, общественные, научные, объединения юридических лиц и т.п.) могут (по желанию) разрабатывать и самостоятельно утверждать стандарты своих организаций (после положительного заключения технического комитета по стандартизации). Для внутреннего пользования эти стандарты будут обязательными.

Отметим, что процесс разработки технических регламентов явно затянулся. Таким образом, целые сферы отношений остаются неурегулированными. Срок действия старых правовых норм истек, а новые нормы не принимаются. Эта ситуация требует оперативного разрешения.

Анализ травматизма, профессиональных заболеваний и условий труда

Юридические лица (организации, предприятия) ежегодно предоставляют в территориальные органы Росстата отчеты, содержащие:

1) сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях (форма № 7 – травматизм и приложение к ней);

2) сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда (форма № 1-Т (условия труда)).

Форму № 7 – травматизм ежегодно представляют юридические лица (организации). В соответствии с требованиями данной формы организации должны предоставлять сведения о: численности работающих всего, в том числе женщин; общем числе пострадавших, включая пострадавших в случаях со смертельным исходом (в том числе женщин, лиц до 18 лет); числе человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших; числе переведенных на другую работу, числе лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием; объеме средств, израсходованных на мероприятия по охране труда, и другие сведения.

Форму № 1-Т (условия труда) ежегодно представляют в Росстат юридические лица (организации), осуществляющие деятельность но добыче ископаемых, в обрабатывающих производствах, в строительстве, на транспорте и в связи. Сельскохозяйственные предприятия данную форму не представляют. Форма № 1-Т предполагает предоставление сведений о численности работающих под воздействием шума, вибраций, запыленности, загазованности, неионизирующих и ионизирующих излучений; численности занятых тяжелым трудом; на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности; о количестве имеющих право на сокращенный рабочий день, бесплатное получение молока, оплату труда в повышенном размере и другие сведения.

Опираясь на полученные данные органы статистики формируют ежегодный банк данных по регионам и по стране в целом о состоянии условий труда, о показателях травматизма и профзаболеваний, на основании которых судят об эффективности реализуемых в этом направлении мероприятий. К сожалению, такой учет нельзя назвать полным. Органы статистики ведут учет травматизма только по 124 тыс. предприятий и организаций (40% от общего числа). Поэтому истинные показатели превышают обозначенные. Кроме Росстата, учет случаев травматизма, окончившихся смертельным исходом, ведет Федеральная инспекция труда, которая их расследует. Здесь он значительно полнее, чем у Росстата. Свой учет (пожалуй, наиболее полный) ведет и Фонд социального страхования.

Динамика травматизма и профзаболеваний по годам, по данным Росстата, приведена в табл. 2.1. Если в 1990 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 432 тыс. несчастных случаев, то в 2012 г. уже только 41 тыс. За эти годы стало в 4,6 раза меньше травм со смертельным исходом: вместо 8393 их стало 1820. Кстати, по данным Федеральной инспекции труда в 2012 г. таких случаев было 2896, а не 1820, а количество травм, повлекших смертельный исход, в 2012 г. сократилось на 10% по сравнению с 2011 г.

Показатель частоты несчастных случаев в расчете на 1000 работающих снизился в 12,5 раза (с 6,6 до 1,9). Однако стоит отметить, что во многом это связано с сокращением объемов производства и сокрытием травматизма.

Численность впервые установленных профессиональных заболеваний снизилась с 11 525 до 6696, а на 10 000 работающих составляет 1,71. Следует заметить, что в большинстве развитых стран последний показатель значительно выше, чем в России. И это, пожалуй, говорит не о более хороших условиях труда в нашей стране, а, скорее, о более низкой эффективности медицинских осмотров работников. У нас выявление профессиональных заболеваний чаще происходит на более поздних стадиях, нередко тогда, когда работники уже стали инвалидами и по объективным причинам не могут продолжать работу по профессии, или даже потеряли и общую трудоспособность. Нужна более ранняя диагностика профзаболеваний. И в этом направлении в стране идет определенная работа. В частности, приказом Минздравсоцразвития России [1] от 12.04.2011 № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" введен более совершенный порядок медосмотров. Теперь его должны проводить не на предприятиях, как было ранее, а в медицинских учреждениях с выполнением необходимых функциональных исследований, с привлечением врачей узкой специализации, с заполнением личного паспорта здоровья работника и т.д. Если нововведения приживутся, то они позволят снизить остроту проблемы.

Таблица 2.1

Травматизм и профессиональные заболевания в Российской Федерации (данные Росстата по учитываемым организациям)

Показатели травматизма

Годы

1980

1990

2000

2005

2007

2009

2010

2011

2012

Всего пострадавших, тыс. чел.

570

432

152

78

66

46

47,7

44

41

в том числе на 1000 работающих

8,4

6,6

5,1

3,1

2,7

2,1

2,2

2,1

1,9

Пострадали со смертельным исходом, чел.

12 349

8393

4404

3091

2986

1967

2004

1824

1820

в том числе на 1000 работающих

0,183

0,129

0,149

0,124

0,124

0,090

0,094

0,086

0,084

Численность впервые установленных профессиональных заболеваний, всего чел.

7651

11525

9280

8156

7501

8081

7671

7836

6696

в том числе на 10 000 работающих

1,53

1,96

1,81

1,69

1,54

1,70

1,64

1,71

-

Состояние условий труда по-прежнему сохраняет тенденцию к ухудшению. Растет количество работников, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда, растут и связанные с этим экономические потери. Так, по данным Росстата, в 2012 г. только в обследуемых Росстатом отраслях экономики (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, транспорт, связь) число таких работников составило более 1,1 млн чел. (33,4%). В том числе в условиях повышенного шума работали 19% чел., вибраций – 4,5%, повышенной запыленности – 5,4%, загазованности – 5,8%, неионизирующих излучений – 1,5%, ионизирующих излучений – 0,9%. На тяжелых работах было занято 12,5%, на оборудовании, не отвечающем требованиям охраны труда, – 0,6%, на работах с напряженностью трудового процесса – 8,3%.

За работу в этих условиях дополнительный отпуск в 2012 г. получили 1,010 млн чел. (30,5%), сокращенный рабочий день – 155,7 тыс. чел. (4,7%), бесплатное лечебно- профилактическое питание – 91 тыс. чел. (2,8%), молоко – 674,5 тыс. чел. (20,4%), оплату труда в повышенном размере – 994,8 тыс. чел. (30%), досрочную пенсию по старости – 633,9 тыс. чел. (19,1%), в том числе по Списку № 1 (особо вредные, особо тяжелые условия труда) – 206,5 тыс. чел. (6,2%), по Списку № 2 (просто вредные и тяжелые) – 381,8 тыс. чел. (11,5%). Спецодежду и другие СИЗ получили – 2,491 млн чел. (75,5%), в том числе занятые во вредных условиях труда – 1,418 млн чел. (42,8%).

Хотя бы один вид компенсаций в 2012 г. получили 1,359 млн работников (41%).

В виде компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда в 2012 г. было выплачено 45,4 млрд руб. (около 0,1% от ВВП). В том числе оплата дополнительного отпуска составила 12,1 млрд руб., оплата труда в повышенном размере – 13,4 млрд руб., оплата лечебно-профилактического питания – 2,3 млрд руб., спецодежды – 15,3 млрд руб.

Надо отметить, что для значительной части лиц, получивших компенсации, вредные условия труда были определены не по результатам действовавшей аттестации рабочих мест, а по спискам профессий и должностей, пользующихся этими компенсациями, утвержденным еще в 1970-х гг., вне зависимости от реальных условий труда (вредности там могло и не быть).

Снижение травматизма связано с тем, что начиная с 1994 г. в стране в связи с созданием Федеральной инспекции труда значительно усилились надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда, положительно изменилось (и изменяется) само законодательство, была введена повышенная административная ответственность работодателей; более эффективно заработала прокуратура, восстанавливаются ранее почти полностью распущенные (особенно в сельском хозяйстве) службы охраны труда.

Кроме того, на снижении травматизма сказалось снижение объемов производства в стране, особенно в сельском хозяйстве. Уменьшилось количество работающего оборудования, машин, тракторов – основных источников травматизма.

Нельзя не учитывать и то, что имеет место значительное сокрытие работодателями несчастных случаев. Например, в 2012 г. государственные инспекторы труда выявили и расследовали 1321 случай сокрытых травм на производстве, включая 758 – тяжелых и 338 – повлекших смертельный исход. Учитывая, что частота плановых проверок предприятий в настоящее время ограничена (не более одного раза в 3 года), трудно представить, сколько несчастных случаев так и остается невыявленными.

Сокрытие травматизма хорошо подтверждается тем, что у нас в стране средняя длительность больничного листка по травме очень высока – 28 дней. В других странах, где учет травматизма близок к 100%, этот показатель в несколько раз меньше (6–7 дней). Факт сокрытия и нерасследования травм (особенно тех, где потеря трудоспособности составила 1–3 дня) подтверждает и то, что при официально зарегистрированных в 2010 г. 47,7 тыс. травм (включая повлекших смертельный исход) в учреждения здравоохранения обратились более 345 тыс. чел. по факту травм и микротравм, полученных на производстве (в 7,2 раза больше). Становится понятным, почему у нас в стране такой низкий показатель частоты травматизма на 1000 работающих – 1,9, в то время как в европейских странах он больше как минимум в 7–8 раз.

Нерешенных проблем еще много. На наш взгляд, для формирования современной системы управления охраной труда в ближайшее время необходимо:

• установить прямую зависимость размера скидки к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования от фактических условий труда на каждом конкретном предприятии. Это будет стимулировать работодателей к улучшению условий труда работников. Отрадно, что законодатель учел данную необходимость и соответствующий нормативный документ вступил в силу с 1 января 2014 г.;

• значительно повысить материальную ответственность работодателей за ненадлежащую работу по охране труда. С 1 января 2014 г. вступили в силу соответствующие нормы Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, значительно увеличившие размер штрафов за нарушения по охране труда.

• установить минимальные размеры компенсаций за работу на производствах с вредными условиями труда исключительно на основе фактических условий труда по каждому рабочему месту по результатам специальной оценки труда;

• создать электронную информационную систему, содержащую информацию о состоянии условий труда и профессиональных рисках по каждому рабочему месту (сейчас этот вопрос начинает решаться);

• реформировать систему медико-профилактического обслуживания работников, разработать стандарты комплектования центров профпатологии необходимым оборудованием и штатами, обеспечить подготовку врачей-профпатологов;

• повысить качество обучения но охране труда работников. Ведь на многих предприятиях инструктажи по охране труда остаются формальными (сводятся к получению росписей в журналах). По данным Роструда, среди причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями более 70% занимают причины организационного характера, в том числе связанные с недостатками в обучении работников безопасности труда. В этой связи необходимо вернуться к введению обязательных дисциплин по охране труда в вузах и средних специальных учебных заведениях для инженерных, технических и управленческих специальностей;

• изменить порядок обеспечения работников СИЗ. Перейти от отраслевого принципа (по принадлежности к той или иной профессии) к порядку, при котором будут учитываться фактические, реальные условия труда, объективно установленные специальной оценкой условий труда каждого рабочего места. При этом эффективнее бороться с поставками на российский рынок контрафактных, некачественных средств защиты работников.

Решение этих и других задач потребует соответствующего изменения законодательства об охране труда, но позволит качественно улучшить условия труда работников, снизить травматизм и профессиональную заболеваемость до уровня развитых стран (США, Япония).