Течения модерна
Сын баварского мельника Франц фон Штук создал аллегорические полотна "Грех", "Люцифер", "Смерть", "Война"1. Он стал одним из организаторов и президентом общества "Сецессион". Это общество возникло в 1892 г. в Мюнхене и стимулировало образование берлинского, а затем и венского "Сецессиона" форпостами немецкого модерна, получившего название "югендстиль" (от наименования журнала "Югенд", издававшегося "Сецессионом").
Во Франции и Бельгии получило развитие течение модерна - ар нуво, а в Испании - модернизм.
Страны распространения
Для представителей английского модерна (Н. Шоу, Ч. Войси, Б. Скотта) ориентация на Средневековье связана с представлениями о "народности" искусства этой эпохи. Архитекторы и художники шотландской группы "Четверо" во главе с Ч.Р. Макинтошем работали в стиле модерн, сочетая его достижения с принципами эклектизма, дававшими широкие возможности вариативного смешения разнонациональных художественных традиций.
Период развития модерна охватывали 1880-1925 гг. Одно из главных течений модерна - югендстиль, который в конце XIX в. и на рубеже веков бурно развивался в Германии (эпицентр - Дармштадт).
Венские мастера модерна Й. Хофман и Й. Ольбрих в духе традиций эклектизма варьируют мотивы геометрического орнамента (круга и квадрата) и сочетают принципы японской гравюры с растительным орнаментом древнегреческого искусства и готики, а также с художественными приемами и элементами барокко, рококо и ампира.
Во Франции это направление называлось ар нуво (новое искусство); в Австрии в духе модерна работали члены объединения "Сецессион" (архитекторы О. Вагнер, Й. Ольбрих) и модерн называли "стиль Сецессиона". В Великобритании и США модерн известен как "новое искусство", в Италии - "стиль Либерти".
Бельгийский вариант модерна развивал писатель-символист Морис Метерлинк, некоторыми сторонами своего творчества выходивший за рамки символизма и прокладывавший пути новому художественному направлению. Творчество Метерлинка повлияло на культурную жизнь Бельгии в конце XIX в. В Бельгии же работали основоположники модерн в архитектуре: В. Орта и А. Ван де Велде.
В духе модерна исполнены керамика испанца Антонио Гауди, стекло американца Луиса Комфорта Тиффани и француза Эмиля Галле, ювелирные украшения Рене Лалика, металлические решетки парижского метро Эктора Гимара, изделия знаменитой русской фирмы "Фаберже".
В Испании художественное направление модерн называли модернизмом. Модерн в испанской архитектуре создавал Антонио Гауди - создатель знаменитого католического собора и автор уникальных, оригинально криволинейных построек в Барселоне.
Модерн захватил в сферу своего влияния Скандинавские страны. В Финляндии видный художник Аксели Галлен-Каллела в духе модерна иллюстрировал эпические сказания "Калевалы", передавая народную мощь древних карельских рун.
В духе модерна творили видные художники из славянских стран (Польша, Чехия, Россия).
В России модерн начался позже, чем на Западе. Под влиянием западноевропейской архитектуры в Петербурге на рубеже XIX и XX веков появляются первые здания в духе модерна (например, доходный дом А.Я. Барышникова - 1899 г.). Архитектурный модерн вначале был еще связан с эклектикой (например, торговый дом Елисеевых на Невском проспекте - 1903 г., архитектор Г.В. Барановский).
Утверждению и развитию модерна способствовали различные журналы, издававшиеся в Лондоне, Париже, Мюнхене, Вене. В
России в Петербурге таким журналом стал "Мир искусства" (возник в 1898 г.).
Художественная критика
Критика заинтересовалась новаторством и рационализмом модерна и положительно оценила это новое художественное направление. Однако звучало и осуждение. Так, Е. Сабанеев критически отзывался о декадентстве орнаментально-декоративных форм, В. Стасов - об "архитектурных декадентах" и т.д. В. Апышков писал о венских модернистах: "Не все, конечно, вызревают в здоровые плоды и среди венских модернистов можно найти немало ищущих только оригинальности во что бы то ни стало и явно пренебрегающих вопросами художественной правды; но это явление не может все-таки остановить дальнейшего развития и дать повод к отрицанию всего истинно прекрасного, созданного более талантливыми зодчими".
Вклад модерна в мировую художественную культуру
Такие художественные открытия и особенности модерна, как стремление к синтезу искусств, расширение возможностей декоративного искусства, новые методы книжной графики и оформления книг, принципы свободной планировки в архитектуре, повлияли на развитие мирового искусства в XX веке.
Эстетика модерна ориентировалась на возрождение ремесел, на культ ручного труда. Модерн как художественное направление был сметен развитием индустрии, функционализма, массового производства, стандартизацией продуктов производства, а в конечном итоге и всего порядка жизни.
В конце первого десятилетия XX в. модерн переживает кризис и уступает место другим авторитетным художественным направлениям.