Театр Востока
Культура стран Древнего Востока представляла систему с новыми формами и видами творчества. Поскольку возникновение театра везде осуществлялось в тесной взаимосвязи с религией и культом, то театр Востока не стал исключением. На появление театра также оказало влияние развитие письменности и литературы. Происходил постепенный распад на самостоятельные сферы духовной жизни: религию, искусство, мораль, науку и т.д. Восточные общества всегда отличала традиционность и преемственность культуры, что послужило основой для возникновения театрального действа. Огромную роль сыграли миф и магия, которые, будучи неотъемлемой частью бытия, формировали у народа определенный тип восприятия мира. Именно поэтому в странах Востока наряду с современными по-прежнему продолжают существовать ранние формы народных национальных театров, которые занимают достойное место в мировой культуре и имеют своих почитателей.
Каждая из стран Востока имеет свой символический и одновременно традиционный театр. В Индии - это народный и придворно-аристократический театр, в Японии - театр Но, театр Кабуки, театр кукол Дзерури, в Китае - народный музыкальный, вокальная и танцевальная линии театра. В Египте появился театр религиозной и светской направленности. Индонезийский культовый театр Ваянг тоже представлен разнообразными формами: ваянг-кулит (театр теней); ваянг-голек (театр объемных кукол); ваянг-топенг (театр масок); ваянг-оранг (театр живого актера) и многие другие.
В Древнем Египте театр зародился как массовое действо. Связано это было с многочисленными литературными жанрами и потребностью обслуживать религию, в том числе заупокойный и государственный культы. Памятники древнеегипетского театра представлены многочисленными мистериями, посвященными жизни почитаемых богов - Осириса, Исиды, Тета, Гора, Сета. Исполнителями мистерий были жрецы, а иногда и фараоны. Они очень тщательно подходили к исполнению роли, так как считали, что играть жизнь богов - это очень ответственный шаг. Были продуманы костюмы и элементы декораций. Первые представления датируются первым тысячелетием до н.э.
К примеру, мистерия об Осирисе содержала следующие обряды:
- въезд Осириса (характерный элемент мифологии, повествующий о появлении Осириса и поражении врагов);
- "великий выход" (сюжет о поражении Осириса, его убийства Сетом и оплакивании мужа Исидой);
- выход Вепуата (идол шакала, который указывал Осирису путь и был его первым бойцом);
- перевозка тела Осириса Тотом;
- подготовка к погребению тела;
- расправа над "врагами" Осириса;
- радость и перевозка воскресшего Осириса в его храм в Абидосе.
Это были очень красочные представления, которые разыгрывались как около храмов божеств, где, по легенде, хранились останки, так и в других культурных центрах Египта. Главной идеей всех существующих в Египте и за его пределами мистерий была тема борьбы добра со злом и света с мраком. Эта тема характерна для большинства стран Востока. Многочисленные тексты также служили источником информации и сюжетами для постановок. Иногда проигрывались фрагменты из жизни фараона, которые свидетельствовали о безграничной его власти и использовались жрецами для манипуляции сознанием человека. Такие же сюжеты были характерны и для китайского театра, в котором существовали неизменные образы богов, широко использовались маски. Мужские и женские роли исполнялись только мужчинами. Долго сохранялась первобытная преемственность в диалогах с богами. Этот элемент характерен и для индийского театра.
Древнеиндийский театр тесным образом был связан с религией и философией, в поэзии и драме автор и исполнитель отождествлял себя с природой, пытаясь провести параллель связи человека с окружающим миром и Вселенной. Театр в Индии возник во второй половине I тыс. до н.э. Сильное влияние на развитие и существование театра оказали индуизм, буддизм и ислам. Восприятие через призму этих религиозных представлений выделило театральное действие в особенный структурный элемент, который утонченно преподносил сюжет.
В период становления и развития древневосточных государств театр стал явлением для искушенных и отчасти просвещенных зрителей, которые были способны понять и прочувствовать его скрытые смыслы. Именно поэтому в восточных странах такое большое внимание уделено мимике, пластике движений, имеющих символический код, понятный только "просвещенным". Видимая сакральность дала возможность театру пронести через столетия близость культуры и религии.