Тарифы и скидки, применяемые в гостиницах
В гостинице существует два вида тарифов.
1. Опубликованный тариф (Published Tariff), или фиксированная цена (Fixed Cost), стандартная цена (Standard Rate), цена за стойкой (Rack Rate), полный тариф стоимости, цена без скидок и т.д.
2. Корпоративная цена (Corporate Rate), или групповая цена (Group Rate), контрактная цена, цена со скидкой, т.е. специальные расценки на номера для организаций, фирм, корпораций, с которыми у гостиницы заключены договоры на более низкие цены обслуживания.
В гостиницах широко применяются различные системы скидок, предоставление которых стало в последнее время правилом. Что касается конкурирующих гостиничных предприятий, то средние размеры скидок и условия их предоставления у них почти одинаковы.
Цена может зависеть от процента занятости номеров в отеле. Очевидно, что, если есть спрос, большое количество желающих поселиться, цена вряд ли будет понижаться, и наоборот.
Стоимость также зависит от сезона и дня недели. Бывают периоды высокого (High season) и низкого спроса (Low season)
Для России, в частности для бизнес-отелей Москвы, с 15 января до 30 июня и с 22 августа до 15 декабря – период высокого спроса; с 16 декабря по 14 января (рождественские праздники в Европе; новогодние, рождественские праздники в России), а также с 1 июля по 21 августа (период летних отпусков) – период низкого спроса. Соответственно цена в сезон повышается, и наоборот.
Пример
В гостинице "Балчуг Кемпински Москва" в период, когда загрузка отеля значительно снижается из-за новогодних праздников, были разработаны следующие пакеты услуг:
Christmas package – проживание в отеле со значительной скидкой и рождественский подарок;
New Year package – проживание в отеле со значительной скидкой и новогодний подарок;
Soppingin the city – проживание в отеле со значительной скидкой, бесплатный завтрак, шопинг в торговом комплексе "Крокус Сити Молл" с персональным консультантом.
В выходные и праздничные дни столичные отели, особенно бизнес-отели, пустеют, деловые люди разъезжаются по домам. Логично уменьшить цены на номера в эти дни и предложить специальный пакет услуг для проведения выходных, дней рождения и свадеб в гостинице. Это позволит привлечь в гостиницу жителей города и сохранить уровень загрузки. Для молодоженов можно предусмотреть дополнительные скидки.
Цепа может зависеть и от времени суток. Примером может служить дневное использование номера (Day use). Чтобы уменьшить простой, некоторые гостиницы разрешают проживание в дневное время (до 16.00) с оплатой половины стоимости номера. Этот прием также можно отнести к скидкам.
Цена в гостинице напрямую зависит от количества дней пребывания и категории занимаемых номеров. Чем больше срок пребывания в гостинице и выше категория забронированных номеров, тем больше шансов получить скидки при проживании в будущем. Здесь можно говорить о скидке за оптовую бронь. Большинство отелей имеет специальные, гибкие системы скидок и программы поощрений для постоянных клиентов. Это очень выгодно и для гостей, потому что проживание обходится им намного дешевле, и, разумеется, это выгодно гостинице, заинтересованной в большем количестве постоянных (стабильных) клиентов, а следовательно, и в дополнительной прибыли.
Раздел компьютерной программы Guest History позволяет получить информацию о госте: номера каких категорий он занимал, в какие периоды, какие имел особые пожелания и предпочтения и т.д. В зависимости от количества прожитых в отеле дней и статуса гостя определяется размер скидок и перечень знаков внимания ему. Возможен вариант, когда после проживания большого количества дней в отеле предоставляется возможность однодневного бесплатного проживания.
Компьютерная программа содержит также информацию о том, какая компания сколько поставила клиентов, какие номера были заняты (по категориям и стоимости) по дням, месяцам, годам.
Обычно все цены основываются на потенциальном количестве ночей, которое планирует забронировать компания в отеле в течение года. Если в конце года выясняется, что компания нс выполнила условия договора, то отдел маркетинга и продаж в следующем году уменьшает процент скидки для этой компании. Из той же статистики получают информацию, какая из компаний обеспечила проживание в гостинице большего количества людей, выбирается так называемая компания месяца или компания года. В рекламных целях предусматриваются поощрения для сотрудников или руководства данной компании (например, праздничный обед).
В некоторых гостиницах существуют специальные программы поощрения для сотрудников, занимающихся размещением гостей компании в отелях и резервированием конференц-залов для переговоров, корпоративных собраний, семинаров и конференций.
Пример
Сеть гостиниц "Марриотт" в Москве предлагает услуги клуба The Marriott Preference Plus Club. Членом клуба может стать сотрудник компании (за исключением сотрудников туристических агентств), ответственный за поселение в гостиницах и организацию мероприятий с использованием конференц-залов гостиниц. За счет размещения групп и организации мероприятий конкретному сотруднику компании присуждаются баллы. Зачисление баллов – только на основе оплаченных бронирований. Накопленные баллы обмениваются на услуги отелей "Марриотт" в Москве (1400 баллов – ужин на двоих в одном из ресторанов; 5000 баллов – номер на сутки (на выходной) на двоих в одном из трех отелей, включая завтрак и пользование оздоровительным центром и т.д.), а также на товары магазина "ИКЕА" в Москве, начиная от радиоприемника (1300 баллов) и заканчивая телевизором (35 500 баллов).
Для продвижения товаров на рынок (promotion) гостиница может снизить цену, чтобы привлечь клиентов (special promotional rate).
Часто гостиницы предоставляют скидки особо важным гостям, а иногда и вовсе не берут с них оплату. Прием и обслуживание некоторых вип-клиентов является большой честью для гостиницы и самой лучшей рекламой. В гостиницах практикуют и семейные скидки. Как правило, не взимается плата за проживание детей до определенного возраста (обычно до 12 лет) в номере родителей.
К скидкам можно отнести также так называемое улучшение (Upgration = Upgrading), т.е. предоставление номера более высокой категории по пене стандартного номера (как правило, при отсутствии номеров необходимой категории).
Пример
Гостиницы американской компании "Свиссотель", расположенные в Бостоне, Атланте, Нью-Йорке и Чикаго, предложили клиентам скидки, напрямую зависящие от возраста: для 65-летних скидка составляет 65%, для 75-летних – 75%; для гостей, которым исполнилось 100 лет, размещение бесплатно!
Наряду со скидками в гостиницах имеют место и надбавки в праздничные дни, дни важных событий, религиозных праздников, спортивных соревнований (например, Олимпиады).
Существуют надбавки за возможность выбрать номер с лучшим видом из окна, остановиться в полюбившемся номере. Дополнительная плата в таких случаях не превышает обычно 5–10% стоимости номера.