Тарифы и пошлины
Пошлина. Это вид налога на потребление, взимаемого с тех физических и юридических лиц, которые вступают в специфические отношения с государством или между собой (например, заключение договоров об аренде, передаче ценных бумаг, соглашения об опеке). В практике и теории встречается большое разнообразие видов (или типов) пошлин: биржевая (денежный сбор, взимаемый биржевым комитетом с покупателей ценных бумаг), вексельная (денежная сумма, уплачиваемая векселедержателем за совершение нотариусом разных видов протеста), дорожная (оплата за проезд), патентная (плата за предоставление исключительного права на использование изобретения в соответствии с выдаваемым патентом), судебная (оплата за рассмотрение исковых заявлений и кассационных жалоб юридическими лицами и гражданами) и др. Нас интересуют следующие виды пошлин – государственная, внешнеторговая, таможенная, портовая, а также некоторые их разновидности.
Пошлина государственная – это денежные суммы, взимаемые специально уполномоченным учреждением, за совершение действия в интересах предприятий, организаций и граждан и выдачу документов, имеющих юридическое значение.
Пошлина таможенная – это налог, который взимается в связи с ввозом иностранных товаров (импортная пошлина), вывозом отечественного товара за границу (экспортная пошлина) или транзите товаров (транзитная пошлина). Таможенные пошлины, свою очередь, подразделяется па целую группу видов.
Пошлина внешнеторговая – это государственный сбор (налог), которым облагаются товары, пропускаемые через таможенную границу данной страны. По методам исчисления и способам применения различают внешнеторговые пошлины, определяемые как ставка к цене облагаемых товаров (ad valorem) или в форме твердых ставок за соответствующую единицу измерения. Список товаров, облагаемых внешнеторговой пошлиной, и ставки таможенных пошлин приводятся в таможенном законодательстве.
Пошлина портовая – это сумма, уплачиваемая судовладельцем за возможность войти в док в некоторых портах и гаванях.
Тариф. Тариф – это система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые организациями и компаниями населению и разным учреждениям; системы ставок оплаты труда. Типы и виды тарифов также различны.
Таможенный тариф – это инструмент регулирования внешней торговли, который представляет собой систематизированный по группам товаров перечень пошлин, взимаемых в данной стране с ввозимых или вывозимых товаров; содержит наименования товаров, единицы обложения и ставки пошлин, взимаемых в данной стране с ввозимых или вывозимых товаров; содержит наименования товаров, единицы обложения и ставки пошлин. Таможенные тарифы подразделяются на автономные – устанавливаются государствами в одностороннем порядке; конвенционные – устанавливаются государствами на базе международных соглашений (они содержат более низкие ставки); совмещенные, т.е. содержащие оба эти вида таможенного тарифа, применяя к одним странам первый подход, к другим – второй.
Экспортный тариф – вид налога, применяемый в целях государственного регулирования экспортных поставок определенных товаров.
Одна из основных проблем – тарифный режим развитых стран в отношении изделий обрабатывающей промышленности, экспортируемых из развивающихся стран, которые стремятся диверсифицировать и увеличить свои доходы путем добавления стоимости производства к экспорту сырья. Сырьевые материалы часто поступают на рынки развитых стран беспошлинно, однако после обработки те же самые материалы обычно облагаются пошлиной. Это затрудняет для развивающихся стран поиск внешних рынков для продукции их обрабатывающей промышленности. К тому же многие товары, которые могли бы эффективно в них производиться, выпускаются в промышленно развитых странах.
Конкуренция со стороны развивающихся стран приводит к формированию "групп давления", стремящихся не допустить товары этих стран на рынок развитых стран. Другая проблема заключается в том, что, хотя товары развивающихся стран подпадают под льготный режим импорта, большинство успешных развивающихся стран-экспортеров достигают предела, после которого теряют льготный статус. Так, например, Тайвань, Сингапур, Гонконг (Сянган) и Южная Корея имели продолжительное время льготный режим в торговле с США. Однако в конце 1990-х гг. этот режим США отменили, поскольку названные страны сильно укрепили свой торгово-экономический потенциал, а кое-где стали теснить товары американских корпораций. Специальный режим в свое время возник в результате давления развивающихся стран в ЮНКТАД. Он известен как Всеобщая система преференций – ВСП (Generalized System of Preference – GSP). Этот режим, подвергаясь изменениям и модификациям, формально действует и ныне.
Тарифы и экспортные субсидии. Задачи, которые обычно ставят государства в области внешней торговли, состоят не только в воздействии на условия торговли, но и в перераспределении доходов, поддержке ключевых отраслей национальной экономики, улучшении платежного баланса и т.д.
Особенностью тарифов и экспортных субсидий является возникновение в результате их действия разницы между мировыми и внутренними ценами. Прямой эффект от тарифа состоит в удорожании импортных товаров по сравнению с их стоимостью за границей. Экспортная субсидия – это доплата местным производителям за выпуск экспортных товаров. В результате повышается цена этих товаров внутри страны и, соответственно, появляется стимул для их производства или расширения производства. Изменение цен в результате роста величины тарифов и субсидий воздействует как на относительное предложение, так и на относительный спрос, и, соответственно, изменяются торговые условия как внутри страны, так и в отношении рынков других стран.
Воздействие тарифов и субсидий на мировую торговлю определяющим образом зависит от двух факторов: мощности производства и величины страны. Например, если США вводят 20%-й тариф на импорт, то, по некоторым оценкам, условия торговли для этой очень крупной страны могут улучшиться на 15%. Это значит, что цены на импортные товары для США упадут на 15% по сравнению с ценами на экспортные продукты. И в результате этих разнонаправленных эффектов от введения тарифа внутренние цены вырастут лишь на 5%. В то же время, если такой тариф введут Люксембург или Парагвай, их условия торговли вряд ли существенно изменятся. Специалисты считают, что в целом тарифы и субсидии, воздействуя на фактор цены товара, способствуют развитию импортозамещающей тенденции в экономике и подавляют экспортный сектор.
Особый случай негативного воздействия чрезмерных тарифов – это "парадокс Мецлера", по содержанию схожий с концепциями "разоряющего роста" и "трансферта, разоряющего получателя". Он практически не встречается, хотя и вероятен при определенном стечении обстоятельств и крайне непрофессиональной правительственной политике.
Известна практика, когда правительства осуществляют прямые выплаты производителям, чтобы компенсировать их убытки, понесенные при сбыте продукции за рубежом. Но чаще они предоставляют фирмам другие виды помощи с целью удешевления или повышения прибыльности их зарубежных операций, а именно целый набор бесплатных услуг, касающихся информации, помощи в организации торговых поставок и установлении контактов для ведения торговых операций за рубежом. Такие формы субсидий в виде услуг часто более обоснованны с экономической точки зрения, чем пошлины, поскольку они предназначены главным образом для преодоления несовершенства рынка и укрепления позиций национальных компаний.
Другие типы субсидий, воздействующие на ценообразование, являются более противоречивыми, и производители часто утверждают, что сталкиваются с нечестной конкуренцией со стороны, например, "субсидируемого экспорта". Что представляет собой субсидируемый экспорт? По этому вопросу нет единства мнений, хотя в самой общей форме суть его состоит в оказании помощи экспортерам со стороны государства. Государство обеспечивает финансирование научных и опытно-конструкторских работ и программ, прямо или косвенно воздействующих на прибыльность экспорта, использует другие разнообразные средства. Если в предыдущие десятилетия развитые страны обычно критиковали развивающиеся страны, требуя отмены государственного воздействия на экспорт сельскохозяйственной продукции, ныне развивающиеся страны так же жестко требуют от развитых стран отказаться от государственной поддержки аграрных фирм в формах субсидий, кредитов и снижения налогов.
Существуют и иные формы государственной помощи экспорту, в том числе иностранная помощь и займы. Эти формы почти всегда имеют "связанный" характер, поскольку получатель должен тратить средства в странах- кредиторах, содействуя повышению конкурентоспособности за рубежом некоторых товаров, которые иначе могут остаться неконкурентоспособными. "Связанная" помощь имеет особое значение для получения контрактов на реализацию проектов по созданию телекоммуникаций, железных дорог и электростанций. Общепризнано, что около 1/3 товаров производственного назначения, продающихся по всему миру, финансируется посредством пакетов "связанной" помощи. Большинство развитых стран обеспечивает также своим экспортерам страхование кредитного риска, снижая таким образом риск неплатежей за зарубежные продажи. Еще одна распространенная схема содействия – сочетание помощи с займами, чтобы ставка по обязательствам не казалась странам-конкурентам слишком низкой. (Эти вопросы, хотя и связаны с фактором ценообразования, имеют иные аспекты и анализируются в других главах учебника.)
Таможенная оценка. Таможенные работники многих стран традиционно пользуются довольно широкой свободой выбора при определении стоимости импортируемой продукции для установления пошлины ad valorem. Такая свобода выбора направлена на то, чтобы воспрепятствовать экспортерам и импортерам показывать в счетах-фактурах произвольно низкую цену во избежание высокой пошлины. Однако на практике право свободы выбора иногда используется в качестве произвольного средства предотвращения импорта зарубежной продукции путем завышения ее стоимости. Это прямой способ воздействия на цену товара. В настоящее время существует единая методика оценки стоимости, первоначально применявшаяся развитыми странами. Таможенные работники обязаны предварительно изучить цену товара, указанную в накладной. Если она не указана или ее подлинность сомнительна, они должны произвести оценку на основе стоимости идентичных товаров, а если их нет – на основе аналогичных товаров, поступающих в то же или почти в то же самое время. Если эти методы не могут быть применены, таможенники рассчитывают цену на основе конечной стоимости продажи этого товара или исходя из обоснованных издержек на него. Еще одна проблема таможенной оценки может быть связана с тем, что в торговлю вовлечено много различных товаров. Довольно легко (случайно или намеренно) классифицировать товар таким образом, что он будет облагаться более высокой пошлиной и тем самым воздействовать на цену товара.
Другие виды прямого воздействия на цены. Государство часто использует и такие средства воздействия на цены, как специальные сборы (например, за консульскую и таможенную "очистку" и оформление документов), требования, согласно которым таможенные взносы должны производиться до отправки груза, минимальные цены продажи товаров после их таможенной "очистки" и т.д.
Эти виды воздействия на цены разнообразны, и формально-бюрократическое применение их на основе излишне "вольного" толкования наносит большой ущерб стране, в том числе в форме коррупционной деятельности чиновничества. Необходимы предельная четкость и определенность нормативного акта, а также соответствующая ясность (прозрачность) исполнения операций по движению товара.