Тарифы на перевозки морским транспортом
Конкурентоспособность порта зависит от уровня ставки, транзитного времени доставки, судовых сборов и услуг лоцманов и буксиров; трампового судна – от уровня фрахтовой ставки и условий чартера; линейного перевозчика – от его тарифной политики (ставки, системы скидок), частоты заходов, транзитного времени и т.д.
При рейсовом фрахтовании провозная плата устанавливается соглашением сторон, чаще всего в виде фрахтовой ставки (rate of freight) за единицу груза. Расчетными фрахтовыми единицами (freight unit), как правило, служат единицы веса, объема или штука груза, контейнер. В линейном судоходстве при перевозке особо ценных грузов применяется также исчисление фрахта в процентах страховой стоимости груза (ad valorem).
Размер фрахтовой ставки зависит от величины спроса и предложения, сложившихся на рынке.
Фрахтовый рынок делится на закрытый и открытый.
К закрытому относят часть грузопотоков, к освоению которых допускаются только определенные группы судовладельцев.
Это – линейное судоходство и грузопотоки под контролем государства (каботажные, внутренние перевозки, перевозки стратегических грузов и т.п.).
Линейные компании на каждом направлении перевозок образуют объединения картельного типа – фрахтовые конференции. Ее члены устанавливают единые монопольные тарифы. Для ограничения конкуренции со стороны независимых судовладельцев линейный картель применяет систему по закреплению за собой грузоотправителей, стивидорных и агентских компаний, проводит "фрахтовую войну" против аутсайдеров.
Под открытым фрахтовым рынком понимается часть международных грузопотоков, где участие осуществляется в условиях относительно свободной конкуренции.
В настоящее время это 15–20% общего объема международных морских перевозок, или 7500 млн т в год.
Анализ конъюнктуры фрахтового рынка осуществляется с помощью фрахтовых индексов (ФИ).
Индивидуальный ФИ по конкретному грузопотоку определяется как
(11.9)
где – фрахтовые ставки соответственно в анализируемом и базисном периоде.
По совокупности грузопотоков мирового трампового рынка или его географической секции используют формулу
(11.10)
где – объем каждого отдельного грузопотока в базисном периоде.
Как правило, ФИ рассчитываются помесячно, и затем определяется средний индекс за календарный год. Анализ ФИ проводится в табличной и графической форме. Он позволяет установить динамику в течение рассматриваемого периода, оценить современное состояние конъюнктуры рынка и сделать краткосрочный прогноз.
Для сухогрузного тоннажа ФИ вычисляют раздельно по линейным и трамповым перевозкам. ФИ трампового рынка рассчитываются для рейсового и тайм-чартера, на сухогрузный рейсовый тоннаж – по сделкам на перевозку основных массовых грузов (зерно, уголь, железная руда, сахар, фосфаты, металлолом, рис, удобрения). Последний охватывает важнейшие направления международной торговли, т.е. представляет собой мировой индекс.
Материалы по состоянию фрахтового рынка регулярно публикуются в справочниках: Shipping Statistics and Market Review, Lloyds Shipping Economist (LSE) и др.
В этих изданиях приводятся мировые и региональные индексы по рейсовому и тайм-чартеру для танкеров, балкеров и контейнеровозов, которые разрабатываются линейной компанией или их объединением и применяются в течение длительного времени для всех клиентов данной линии, т.е. понятие "тарифы перевозки" используются в основном в линейном судоходстве.
Под линейным судоходством понимается такая форма транспортных услуг, при которой судовладелец (оператор) организует регулярное движение судов между обусловленными портами по заранее объявленному расписанию и принимает каждый рейс грузы разных владельцев на основе типового договора морской перевозки (коносамент линии).
Коносамент и тарифы применяются линией для всех грузоотправителей и в течение длительного периода (вплоть до изменения).
Уровень тарифов устанавливают на базе мировых фрахтовых ставок и линейных тарифов по соответствующим грузам и направлениям.
Тарифы линейного судоходства дифференцированы в зависимости от рода груза и портов погрузки и выгрузки. Построение по роду груза имеет три формы.
1. Классные тарифы. Для каждого класса указана ставка. Составляется алфавитный перечень груза, где против каждой позиции груза указан тарифный класс.
2. Постатейный тариф.
3. Смешанные тарифы. Для основных или специфических грузов указаны постатейные ставки, а для остальных – тарифный класс.
По первой группе факторов, прежде всего, учитывается погрузочный объем груза. По грузам, у которых удельный погрузочный объем (УПО) меньше или равен 1 м3/т, ставка тарифа взимается за единицу массы груза. Если УПО больше 1 м3/т ставка оплачивается за единицу объема. Если погрузочный объем заранее не может быть точно определен, плата взимается за единицу веса или объема в зависимости от того, что дает больший доход (W/M)[1].
Иногда ставка устанавливается по весу или по объему, дифференцированно. Груз в зависимости от УПО разделен на несколько тарифных групп. Если ставка установлена за 1 т, то ее величина с ростом УПО увеличивается, а если установлена за 1 м3 – уменьшается.
Например,
УПО |
Freight rate |
долл. США |
м3/т |
W |
М |
До 1,3 |
200 |
20 |
1,3-1,7 |
250 |
180 |
1,7-2,9 |
320 |
160 |
При формировании тарифных ставок важно учесть влияние, которое оказывают транспортные характеристики груза на продолжительность и стоимость грузовых работ.
Меры, необходимые для сохранной перевозки грузов, расходы и риски судовладельца, связанные с такой перевозкой, также влияют на уровень тарифных ставок. Повышенные ставки установ
лены для скоропортящихся грузов; грузов в легкой картонной упаковке; всех опасных грузов; грузов с сильным запахом (шкуры); грузов, вызывающих коррозию, пылящих и выделяющих влагу грузов. Для особо пенных грузов, подверженных хищениям, ставка устанавливается на условиях ad valorem. Тарифы на многие грузы, стоимость которых различна в зависимости от сорта и вида, установлены дифференцированно для товаров разной цены. Например, до 500 евро – ставка 75 долл. США,
500-1000 – ставка 120,
1000-3000 – ставка 180,
свыше 3000 – ставка 2,5% ad valorem.
Эти различия учитывают повышенные риски судовладельца при перевозке ценных грузов. В некоторых случаях процент ad valorem устанавливается как надбавка к базисной тарифной ставке.
Платежеспособность груза – это та максимальная ставка, которую может установить линия, компания без риска утраты данного грузопотока.
При отсутствии конкуренции монопольный перевозчик перераспределяет в свою пользу часть той прибыли, которую может получить продавец от продажи товаров (разница цеп в порту отправки и в стране назначения).
Важной составной частью остаются общие условия применения тарифов.
1. Правила определения массы и объема груза, используемые в данном тарифе. Как правило, тариф устанавливается за метрическую тонну (1000 кг); иногда используется короткая (американская) – 906,6 кг или длинная (английская) – 1016 кг. При контейнерных перевозках за единицу принимается контейнер (20-футовый или 40-футовый).
2. Надбавки к базисным ставкам:
– за длинномерность (свыше 6 м) и тяжеловесность, обычно свыше 3 т. Оговаривается порядок применения надбавок: двух одновременно либо одной, наибольшей;
– перевозку пожароопасных грузов – от температуры вспышки, паров, обычно 25 °С и ниже;
– перевозку скоропортящихся грузов;
– бункер (топливо);
– простои судов в определенных портах.
Надбавки регулярно вводятся и корректируются линией самостоятельно и объявляются грузоотправителям с коротким нотисом[2]. Кроме того, в условиях применения тарифа оговаривается порядок общего его повышения. Как правило, он предусматривает предоставление судовладельцем обоснования, проведение консультации с грузоотправителями и их объединениями и долгосрочный нотис, не менее шести месяцев.
3. Справочные ставки тарифа установлены за перевозку и обычное портовое обслуживание груза. В каждом тарифе указывается, что входит в эту ставку, а также система плат за дополнительные услуги. Стандартный линейный тариф включает оплату приема груза на склад перевозчика, его хранение в течение определенного срока, погрузку на судно, укладку на судне с использованием обычной сепарации, выгрузку в порту назначения, хранение на складе в течение обусловленного срока и сдачу груза получателю. Дополнительно оплачиваются:
а) использование специальной сепарации, крепление груза и дооборудование судна;
б) использование тяжеловесных береговых и плавучих кранов;
в) переадресовка груза в течение рейса;
г) использование грузовладельцем права опциона порта назначения;
д) отправка мелких партий груза.
Кроме того, в общих условиях тарифа проводятся правила по использованию долевого В/L[3] или договора комбинированной перевозки: перечень аутпортов и размер надбавки за перевозку на каждый из них; исключительные или специальные ставки для некоторых грузов (образцы, выставочные грузы). По пакетным перевозкам предусматривается скидка с базисных ставок при условии, что пакет полностью сформирован грузоотправителем. Перевозчик отвечает за количество пакетов, а не за количество мест в пакете (если он не нарушен).
Существует также следующий способ указания тарифной ставки:
Тарифные ставки устанавливаются на базе ФИО[4]. В том случае, когда перевозка осуществляется на ином базисе (Free in, Free out), тариф увеличивается на определенную сумму в зависимости от класса груза. Возможна и обратная схема: тариф на базисе Free in, а в случае ФИО – скидка.
Все надбавки и условия их применения указываются в нотисе, прикладываемом к тарифному листу.
Ставки указываются на условиях FIFO (free in / free out), т.е. не включают погрузку/выгрузку контейнера на/с судна.
Есть также условия LILO4, LIFO, о применении которых делается сноска в грузовых документах с указанием ставки погрузо- разгрузочных работ (ПРР).
LILO – Linei• in / Liner out – ставки, включающие и погрузку и выгрузку.
LIFO – Liner in / Free out – включают погрузку, но не включают выгрузку.
LOFI – Liner out / Free in – включают выгрузку, но не включают погрузку (последняя применяется редко).
Указываемая базовая ставка включает только чистый фрахт и плату за услуги линии, в том числе за выпуск грузовых документов (коносаментов).
Тарифы за услуги, необходимые для транспортировки контейнеров, указываются в нотисе.
К ним относятся:
1) ставка погрузо-разгрузочных работ (stevedoring cost);
2) условия и ставка хранения груза на складе временного хранения (СВХ) в порту под таможенным присмотром;
3) условия и ставка (stoage rate) демереджа (штраф за сверхнормативную аренду контейнеров). Применяется только к импортному грузу. Вступает в силу только по истечении 15 дней после прихода судна, при условии, что импортный груз до сих пор не вывезен (demurrage rate)]
4) ставка за выпуск разнарядки – документ, необходимый для вывоза контейнера с территории порта. Также применяется только для импортного груза (release order cost)]
5) ставка на таможенное оформление {customs inspection) нс обязательна для применения. Но, как показывает опыт, использование услуг по данному пункту облегчает и ускоряет отправку груза.
Возврат порожних контейнеров связан с расходами на их погрузку, перевозку и выгрузку. Это приводит к повышению ставок линейного судоходства (в основном по импорту, потому что импортного груза, как правило, больше).
Численность морских портов России по разным подсчетам колеблется от 45 до 86. Общий доход государственного бюджета от их деятельности составляет около 3 млрд долл, в год, около 300 млн долл. – портовые сборы, из которых 70 млн долл. – портовые сборы порта Санкт-Петербурга. В среднем портовый сбор с одного судна составляет 40 тыс. долларов, что превышает аналогичные сборы в портах Прибалтийских стран: порта города Клайпеда – в 1,9 раза, Риги – 2,4, Таллина – 1,6 раза. Динамика, структура, виды и порядок взимания портовых сборов во многом определяют конкурентоспособность морских портов России.
Портовые сборы по принадлежности подразделяются на государственные и местные] по условиям взимания – на обязательные (корабельный сбор, якорный сбор, пожарный сбор) и за предоставленные услуги (лоцманская проводка; пользование буксирами и т.п.).
Портовые сборы исчисляются с вместимости, длины и посадки судна, времени стоянки в порту, количества груза и пассажиров. Уровень портовых сборов зависит от вида плавания, формы судоходства, флага судна, классификации флота, рода груза и количества судозаходов.
В порту Санкт-Петербурга взимаются следующие виды сборов с судов: корабельный; маячный; канальный; причальный; якорный; экологический; навигационный.
Портовые сборы взимаются с российских и иностранных судов и плавучих объектов и представлены в табл. 11.9.
Таблица 11.9
Классификация судов по группам
Группа судов |
Суда, плавучие объекты |
А |
Грузовые суда и объекты в загранплаваний, включая несамоходные |
В |
Грузовые суда и объекты в каботажном плавании, включая несамоходные |
В |
Паромы в межпортовом заграничном сообщении. Пассажирские суда в загранплаваний |
Г |
Паромы в межпортовом каботажном сообщении. Пассажирские суда в каботажном плавании. Ледоколы, не находящиеся в оперативном управлении Морской администрации порта (морского порта) и не арендованные ими |
Д |
Лихтеры на борту лихтеровоза. Военные суда. Госпитальные суда. Спортивные суда, частные яхты. Технические суда, производящие дноуглубительные работы в порту. Суда местного портового флота, судоремонтных заводов, АСПТР/ЛРН. Ледоколы, находящиеся в оперативном управлении Морской администрации порта (морского порта) либо арендованные ими |
Е |
Транзитные суда. Суда, заходящие в порт вынужденно, для аварийного ремонта, карантинных надобностей, оформления таможенных и пограничных формальностей, проходящие ходовые испытания |
Ж |
Служебные суда. Научные и исследовательские суда. Гидрографические суда |
3 |
Рыболовные и прочие суда ведомства рыбного хозяйства |
Ставки сборов установлены для российских судов в каботажном плавании, для российских судов в загранплаваний и иностранных судов.
Для российских судов в загранплаваний и иностранных судов ставки сборов установлены в долларах США. Российские суда производят оплату в рублях по курсу Центрального банка РФ (ЦБ РФ) на дату отхода судна.
Валюта расчетов по сборам, взимаемым с судов стран СНГ, регулируется межгосударственными соглашениями.
Государственная принадлежность судна и предоставляемый ему статус при взимании сборов определяется флагом, под которым оно плавает, независимо от того, в чьей собственности или пользовании находится.
Рейсом загранилавания для российских судов считается рейс, в котором судно, пришедшее в российский порт, выполняло погрузочно-разгрузочные работы в иностранном порту либо уходит для этих целей в иностранный порт.
По рейсам, не подпадающим под это определение, сборы взимаются по ставкам каботажного плавания.
Сборы взимаются по рейсу, каким судно вошло в порт. Корабельный, канальный и лоцманский сборы при выходе судна оплачиваются по рейсу, каким судно выходит из порта.
Сборы с судна, поданного в порт в балласте, взимаются по рейсу, для выполнения которого оно подано. Сборы с судна, выходящего из порта в балласте, взимаются по рейсу, которым оно вошло в порт.
Условный объем судна, исчисляемый в кубических метрах, определяется произведением трех величин, указанных в судовых документах: наибольшей длины судна, наибольшей ширины судна и наибольшей высоты борта судна.
Для судов, перевозящих груз на верхней палубе или имеющих две и более палуб, используемая в расчете высота борта должна составлять не менее половины наибольшей ширины судна.
Условный объем барже-буксирных составов, караванов и прочих составных плавучих объектов для исчисления всех видов сборов, кроме экологического сбора, определяется как сумма объемов отдельных элементов.
Сборы с лихтеровозов, производящих грузовые операции с лихтерами на внешнем и внутреннем рейде, взимаются с объема лихтеров, сданных лихтеровозом при входе в порт и принятых им при выходе из порта.
Для расчета всех видов сборов условный объем судов Ро-Ро[5], Ло-Ро, Ро-Флоу, ОБО и контейнеровозов умножается на коэффициент 0,7. Для расчета всех видов сборов условный объем танкеров с двойным дном, двойными бортами или танками изолированного балласта умножается на коэффициент 0,85.
Тип судна и его специализация определяются судовыми документами.
Надбавки и скидки со ставок применяются по отношению к базовой ставке. При предоставлении судну нескольких скидок применяется только наибольшая из них.
От оплаты всех видов сборов освобождаются учебные, учебно- производственные и учебно-тренажерные суда.
Сборы должны быть оплачены судном до выхода из порта. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания России капитан порта имеет право отказать судну в выдаче разрешения на выход из порта в случае неуплаты установленных сборов.
Транзитные суда обязаны гарантировать оплату сборов радиотелеграфным сообщением. При отсутствии гарантии оплаты капитан порта имеет право отказать судну в прохождении акватории порта транзитом.
Ставки корабельного сбора указаны в табл. 11.10. С судов групп "А", "Б", "В", "Г" и "3" сбор взимается за 1 м3 условного объема судна отдельно за каждый вход в порт и выход из порта.
Таблица 11.10
Ставки портовых сборов с судов
Наименование сбора |
Ставки загранплаваний, долл./м3 |
Каботажные ставки, руб./м3 |
Корабельный сбор |
0,081 |
0,0542 |
Маячный сбор |
0,025 |
0,0254 |
Канальный сбор |
0,070 |
0,0621 |
Причальный сбор 1. Суда групп "А", "Б", "3" – при стоянке с грузовыми операциями – в остальных случаях 2. Суда групп "В", "Г", "Д", "Б", "Ж" |
0,0031 0,0010 0,0040 |
0,0027 0,0020 0,0035 |
Якорный сбор |
0,0001 |
0,0001 |
Экологический сбор до 10 суток от 10 до 30 суток |
0,0270 0,0380 |
0,0238 0,0334 |
Навигационный сбор |
0,0130 |
0,0114 |
Ледокольный сбор летняя ставка (с 1 мая по 30 ноября) зимняя ставка (с 1 декабря по 30 апреля) |
0,015 0,070 |
От оплаты корабельного сбора освобождаются суда групп "Д", "Е", и "Ж", если они не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера.
Корабельный сбор с российских судов в заграничном плавании и иностранных судов взимается по ставкам заграничного плавания.
Корабельный сбор с российских судов в каботажном плавании взимается по ставкам каботажного плавания.
С судов групп "А" и "Б" при погрузке или выгрузке в нескольких морских портах России в течение одного рейса корабельный сбор взимается в первом порту захода полностью (100%), в последующих портах – со скидкой 50%.
С судов группы "Г", пассажирских судов в загранплаваний и паромов, работающих на линиях загранплаваний, открытых в установленном порядке, корабельный сбор взимается в каждом порту захода при первом входе в порт и выходе из порта один раз в течение календарного года. С паромов в межпортовом сообщении, не работающих на линиях, открытых в установленном порядке, сбор взимается при каждом входе и выходе из порта.
Грузовым судам, работающим на линиях загранплаваний, открытых в установленном порядке, предоставляется скидка 20%.
К основным признакам линии загранплавания, открытой в установленном порядке, относятся:
• установленные обязательные и факультативные иностранные и российские порты захода;
• закрепленные для работы на линии суда;
• установленная периодичность захода закрепленных судов в российские порты;
• регистрация линии Департаментом морского транспорта Минтранса России по представлению Морской администрации порта (морского порта).
Ставки маячного сбора указаны в табл. 11.10. С судов групп "А", "Б", "В", "Е" и "3" маячный сбор взимается за 1 м3 условного объема судна при каждом входе в порт либо проходе его транзитом.
От оплаты сбора освобождаются суда, заходящие в порт вынужденно, для аварийного ремонта, и суда группы "Г". Суда групп "Д" и "Ж" от оплаты сбора освобождаются, если они не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера.
С судов групп "А", "Б" и "3" канальный сбор взимается за 1 м3 условного объема судна при каждом прохождении канала в один конец.
В случае вывода судна на рейд по не зависящим от него причинам с последующим возвращением канальный сбор повторно не взимается.
С судов группы "Г", пассажирских судов в загранплаваний и паромов, работающих на линиях загранплавания, открытых в установленном порядке, сбор взимается в каждом порту захода при первом входе в порт и выходе из порта один раз в течение календарного года. С паромов в межпортовом заграничном сообщении, не работающих на линиях, открытых в установленном порядке, сбор взимается при каждом входе и выходе из порта.
Суда групп "Д" и "Е" (кроме судов, заходящих в порт для оформления таможенных и пограничных формальностей, а также транзитных судов) и "Ж" от оплаты сбора освобождаются, если они не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера.
Причальный сбор взимается с судов, стоящих у причала. С судов групп "А", "Б" и "3" причальный сбор взимается за 1 м3 условного объема судна за каждые сутки стоянки у причала. Время стоянки у причала округляется в большую сторону до 0,5 суток.
С судов групп "В", "Г", "Д", "Е" и "Ж" причальный сбор взимается за 1 м3 условного объема судна за судозаход.
С судов, стоящих лагом к другому судну, ошвартованному у причала, либо ошвартованных у причала носом или кормой, взимается 50% причального сбора.
Суда групп "Е" (кроме судов, заходящих для оформления таможенных и пограничных формальностей) от оплаты причального сбора освобождаются. Суда групп "Д" и "Ж" и суда, заходящие в порт вынужденно, от причального сбора освобождаются, если не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера.
За простой у причала после окончания грузовых операций по причинам, зависящим от судна или судовладельца (судоходной компании), причальный сбор взимается по часовой ставке 0,0107 руб. с судов в каботажном плавании и 0,011 долл. США с иностранных и российских судов в загранплаваний за 1 м3 условного объема судна, начиная с момента окончания выгрузки/погрузки и крепления груза. Неполный час простоя считается за полный.
Якорный сбор взимается за 1 м3 условного объема судна с судов всех групп за каждый час стоянки на якоре на внутреннем или внешнем рейде порта свыше 12 ч. Плата за первые 12 ч стоянки на якоре не взимается. Неполный час стоянки на якоре считается за полный.
Экологический сбор взимается за 1 м3 условного объема судна с судов групп "А" (кроме несамоходных), "Б" (кроме несамоходных), "В" (кроме пассажирских), "Г" (кроме пассажирских), и "3" за 1 м3 условного объема судна или самоходной части составного объекта за прием без каких-либо ограничений всех видов предъявляемых отходов (за исключением балластных вод) за все время стоянки судна в порту. Ставки сбора включают оплату всех операций, связанных с приемом судовых отходов (подача и уборка плавсредств, предоставление контейнеров и других емкостей для сбора мусора, перегрузочные операции, шланговка, отшланговка и др.).
В целях сохранения окружающей среды судно обязано сдать порту, взимающему экологический сбор, все имеющиеся на борту отходы. Сдача отходов удостоверяется соответствующей справкой Морской администрации порта (морского порта).
Судам, оснащенным природоохранным оборудованием для полной утилизации всех видов судовых отходов и загрязнений и имеющим международные свидетельства о предотвращении загрязнения моря нефтью, сточными водами и мусором (экологически чистым), с экологического сбора предоставляется скидка в размере 50%.
Пассажирские и несамоходные суда от оплаты экологического сбора освобождаются. Суда групп "Д", "Е" и "Ж" от оплаты сбора освобождаются, если не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера. Прием портом отходов с судов, освобожденных от оплаты экологического сбора, производится по заявкам капитана судна по ставкам, утвержденным портом в установленном порядке.
В портах, нс располагающих техническими средствами для приема всех видов судовых отходов, экологический сбор нс взимается. В этих портах прием отходов, включая балластные воды, осуществляется по ставкам, утвержденным портом в установленном порядке.
Навигационный сбор взимается за 1 м3 условного объема судна в портах, оборудованных береговыми радиолокационными системами управления движением судов, при каждом входе в порт, выходе из порта, проходе его транзитом.
От оплаты сбора освобождаются суда служебные и гидрографические, суда, заходящие в порт вынужденно и для аварийного ремонта, а также группы "Д", если не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера.
Портовый ледокольный сбор взимается с российских и иностранных судов и плавучих объектов, следующих в порты Санкт- Петербург, Выборг, Высоцк, Приморск, Устъ-Луга, другие пункты погрузки-выгрузки судов, расположенные в восточной части (Пинского залива, а также транзитных судов, в том числе следующих на Сайменский канал и обратно.
Портовый ледокольный сбор рассчитывается исходя из условного объема судна, исчисляемого в кубических метрах. Условный объем судна определяется произведением трех величин, указанных в судовых документах: наибольшей длины судна, наибольшей ширины судна, наибольшей высоты борта судна. Условный объем барже-буксирных составов, караванов и прочих составных плавучих объектов определяется как сумма объемов отдельных элементов.
Танкеры с условным объемом более 220 000 м3 рассматриваются как танкеры с условным объемом 220 000 м3.
Портовый ледокольный сбор взимается отдельно за вход судна в порт и выход его из порта, а также за проход судна транзитом в один конец.
От оплаты ледокольного сбора освобождаются:
• суда с ледовым классом ЛУ7, ЛУ8, ЛУ9 (по классификации Российского морского регистра судоходства) или соответствующим им классом других классификационных обществ;
• пассажирские суда;
• военные корабли и военно-вспомогательные суда;
• госпитальные суда;
• гидрографические, учебные, учебно-производственные, научные и исследовательские суда;
• суда и плавучие объекты, предназначенные для выполнения аварийно-спасательных работ, надзорных, контрольных и других государственных функций;
• служебно-вспомогательные, технические, грузовые суда и плавучие объекты, работающие в пределах акваторий и оборудованных якорных стоянок портов и прочих пунктов погрузки- выгрузки судов;
• суда, заходящие в порт вынужденно, в связи с угрозой безопасности продолжения плавания, жизни или здоровью команды и пассажиров без производства в порту грузовых или пассажирских операций;
• лихтеры на борту лихтеровоза;
• суда, прибывшие в порт Высоцк из порта Выборг и в порт Выборг из порта Высоцк.
В период с 1 декабря по 30 апреля суда с ледовым классом ЛУ5 и ЛУ6 (по классификации Российского морского регистра судоходства) или соответствующим им классом других классификационных обществ оплачивают ледокольный сбор с применением коэффициента 0,75.
В период с 1 мая по 30 ноября от оплаты портового ледокольного сбора освобождаются:
• суда, прибывшие в порт из внутренних водных путей России или с Сайменского канала и убывающие обратно в течении текущего года;
• суда, прибывшие в порт из другого российского порта восточной части Финского залива;
• транзитные суда, следующие с моря на внутренние водные пути России или на Сайменский канал и обратно;
• спортивные и прогулочные суда, яхты.
Грузовые суда, работающие на линиях загранплавания, открытых в установленном порядке на (из) портов Финского залива, оплачивают ледокольный сбор с коэффициентом 0,8.
В период с 1 декабря по 30 апреля суда, следующие в порт под проводкой ледокола судовладельца, оплачивают ледокольный сбор с коэффициентом 0,5.
Ледокольный сбор должен быть оплачен судном до выхода из порта.
Рассмотрим пример определения провозной платы за перевозку груза на линии Rotterdam – St-Petersburg. Морская отрасль Нидерландов наиболее конкурентоспособная в мире. Система транспортных коммуникаций, складирования, технология обработки грузов находятся здесь на более высоком уровне, чем во многих других странах. В результате более 40% всех грузов, поступающих в Европу, идут через Нидерланды.
В настоящее время существуют 8 линий St-Petersburg – Rotterdam.
Пример 1. Расчет стоимости перевозки 20-футового контейнера с подсолнечным маслом на контейнерной линии "А" из Роттердама в Санкт- Петербург (в условных денежных единицах).
Допустим, фирма GNPS GmbH – крупный оптовый поставщик продуктов питания планирует реализовать свою продукцию в России, в Санкт- Петербурге. Как средство транспортировки она выбрала морской транспорт и решила воспользоваться услугами контейнерной линии "А".
Подсолнечное масло перевозится в 20-футовых контейнерах (бочки, оснащенные шлангом и краном для слива содержимого контейнера).
20 января 2000 г. GNPS GmbH доставила груз (1•20' tank container) на морской контейнерный терминал в Роттердаме.
Калькуляция провозной платы:
1) тариф на перевозку 1 • 20' tank container на условиях FIFO заявлен: 1 ден. ед.;
2) так как перевозка подсолнечного масла осуществляется в танкконтейнерах, то ставка возрастает на 30% (указана в нотисе). Следовательно, 1 + 0,3 = 1,3 ден. ед.;
3) условия FIFO подразумевают, что стоимость ПРР не включена в тарифную ставку. ПРР = 0,19 • 2 = 0,38 ден. ед. Следовательно, 1,3 ден. ед. + + 0,38 ден. ед. = 1,68 ден. ед.;
4) перевозка осуществляется зимой, поэтому в действие вступают:
– зимняя надбавка – 10% (0,1 ден. ед.) 11¾
– надбавка на топливо – 0,04 ден. ед. BS;
5) для того, чтобы груз можно было вывезти с территории порта в Санкт-Петербурге, необходимо осуществить ряд процедур:
– выполнить таможенное оформление: 0,02 ден. ед.,
– получить разнарядку: 0,02 ден. ед.
Следовательно, полная стоимость перевозки из Роттердама в Санкт- Петербург в данном случае будет: 1,86 ден. ед. (В данном примере рассмотрен случай, когда в силу не вступали штрафные санкции за сверхнормативные аренду и хранение контейнера.)
Пример 2. Определение эффективности перевозки груза возможно двумя способами:
• 1-й способ – калькуляция себестоимости перевозки контейнера (20 футов с подсолнечным маслом) и исчисление прибыли, получаемой фрахтователем (т/х Балтийский Rdam, SpB):
1) затраты на ОГЛАВЛЕНИЕ судна: 5305 долл./сут.;
2) дедвейт: 3000 т. Следовательно, затраты на 1 дедвейт: 1,7683 долл./сут.;
3) фрахтовая ставка за 1 контейнер: 500 долл.;
4) из Роттердама в Санкт-Петербург судно идет 4 суток. Фрахт в сутки составляет 125 долл./сут.;
5) 20-футовый танк-контейнер с маслом весит около 24 500 кг, т.е. 24,5 т. Затраты на перевозку 1 • 20' tank cntv с маслом: 43,324 долл./сут.;
6) прибыль от перевозки 1 • 20' tank cntv в сутки для судовладельца составляет: 125 долл./сут. – 43,32 долл./сут. = 81,67 долл./сут.
• 2-й способ – расчет себестоимости перевозки контейнера с подсолнечным маслом и прибыли, получаемой фрахтователем (т/х Балтийский Rdam, SpB):
1) затраты на ОГЛАВЛЕНИЕ судна: 5305 долл./сут.;
2) максимальное количество контейнеров, которые можно перевезти: 120 TEU'S;
3) фрахтовая ставка за 1 контейнер: 500 долл. (1 • 20' = 1 TEU's; подсолнечное масло перевозится в 20' tank container);
4) из Роттердама в Санкт-Петербург судно идет 4 суток. Фрахт в сутки составляет 125 долл./сут.;
5) затраты (себестоимость) на 1 TEU's – 5305: 120 = 44,208 долл.;
6) прибыль: 125 – 44,208 = 80,792 долл./сут. Следовательно, прибыль судовладельца составляет примерно 50% фрахтовой ставки.
Выполнение ПРР – неотъемлемая часть перевозки. Во многом конкурентоспособность линии определяется гибкостью системы тарифов.
В настоящее время порядок регулирования тарифов на ПРР и связанные с ними услуги в ОАО "Морской порт Санкт- Петербург" утвержден заместителем министра экономики РФ и согласован с Департаментом цен Минэкономразвития России и Департаментом морского транспорта Минтранса России.
Тарифы пересматриваются не чаще одного раза в квартал. Порт ежеквартально представляет в департамент морского транспорта Минтранса России информацию о фактических размерах, установленных в соответствии с методикой предельных значений тарифов. Департамент морского транспорта Минтранса России ежеквартально представляет в департамент цен Минэкономразвития России аналитическую записку о практике применения установленного порядка ценообразования и регулирования тарифов в морском порту Санкт-Петербурга.
Тарифы классифицируются в зависимости от вида перевозки грузов:
1) по импорту для грузов, прибывших в порт морем;
2) экспорту для грузов, прибывших в порт сушей или внутренними водными путями.
Перечень операций, включенных в тарифы за погрузочно-разгрузочные работы порта, приведен ниже.
I. Тарифы по импорту:
1. Освобождение грузов от крепления в трюмах и на палубах судов (за исключением специальных креплений).
2. Выгрузка грузов из судов на причал с их укладкой, при необходимости на площадках, а также уборка рабочего места в трюме и на палубе судов (за исключением загрязняющих грузов).
3. Прием груза от судна.
4. Документальное оформление в соответствии с действующими правилами недостач, излишков и повреждений грузов и тары в процессе их транспортировки.
5. Внутрипортовое перемещение в пределах грузового района.
6. Зачистка складских помещений и территории порта (за исключением специальной зачистки от загрязняющих грузов).
7. Подвозка грузов от складов к зоне погрузки транспортных средств.
8. Визирование железнодорожных накладных.
9. Сдача грузов железной дороге, автотранспорту, судну, грузополучателю.
10. Расстановка вагонов по фронтам погрузки-выгрузки (подача и уборка), включая стоимость маневровых работ на территории порта.
11. Погрузка грузов, находящихся в зоне погрузки, в транспортные средства.
12. Стоимость работы приемосдатчиков железной дороги и тальманов порта по приему-сдаче грузов.
13. Крепление и сепарирование грузов в транспортных средствах) в соответствии с техническими условиями погрузки и крепления грузов), исключая дополнительное крепление и сепарирование.
14. Наложение механической укрутки, пломбирование железнодорожных вагонов и контейнеров по требованию железной дороги (за исключением стоимости специальных запорно-пломбировочных устройств).
15. Составление обязательного комплекта бланков транспортных и других документов (накладная железнодорожная, извещение об отгрузке, генеральный акт, акт-извещение и др.).
II. Тарифы по экспорту:
1. Раскредитование железнодорожных накладных (денежными средствами грузовладельца).
2. Расстановка вагонов по фронтам погрузки-выгрузки (подача и уборка), включая стоимость маневровых работ.
3. Освобождение грузов от крепления (за исключением специального).
4. Стоимость работы приемосдатчика железной дороги и таль- манов порта но приему-сдаче грузов.
5. Прием грузов но доверенности грузовладельцев или их экспедиторов.
6. Документальное оформление недостач, излишков и повреждений грузов и тары, обнаруженных при их приемке от железной дороги, автотранспорта, судна.
7. Выгрузка грузов из транспортных средств в зону выгрузки.
8. Подвозка грузов из зоны выгрузки до склада.
9. Зачистка складских помещений и территории порта за исключением очистки от загрязняющих грузов.
10. Внутрипортовое перемещение в пределах грузового района.
11. Сдача грузов порту.
12. Погрузка грузов, находящихся у борта, на судно.
13. Крепление и сепарирование грузов в транспортных средствах.
14. Составление обязательного комплекта бланков транспортных и других документов (приемный акт, вагонный отвес, турманская расписка и др.), включая стоимость бланков.
Тарифы дифференцированы в зависимости от варианта переработки грузов:
1) универсальный крановый вариант;
2) насыпные и навалочные грузы;
3) накатный вариант;
4) контейнеры;
5) тяжеловесы.
Для учета внутрипортового перемещения существуют категории тарифных ставок:
• тарифы 1-й категории 1 и 2 (морское судно – транспортное средство);
• тарифы 2-й категории 1.1 –1.6 и 2.10–2.14 (морское судно – склад);
• тарифы 3-й категории 1.7–1.16 и 2.1–2.9 (транспортное средство – склад).
В зависимости от схемы переработки грузов имеются два варианта.
1. Прямой.
2. С внутрипортовым перемещением.
Тарифы за перегрузку и хранение определяются в соответ- свии с номером груза согласно "Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов".
1. Тарно-штучные.
2. Насыпные и навалочные.
3. Лесные (универсальный крановый вариант).
4. Автотехника (универсальный крановый вариант).
5. Автотехника (накатный вариант).
6. Контейнеры.
7. Контейнеры специальные (крановый вариант).
8. Роллтрейлеры.
9. Тяжеловесы (работа плавкраном).
10. Наливные грузы.
Тарифы по группам грузов приведены в табл. 11.11.
Таблица 11.11
Тарифы но группам грузов
Наименование группы грузов |
Перегрузка (долл, за ед. изм.) |
Хранение |
Экспедирование |
|||
Прямой вариант |
Внутри портовое перемещение |
|||||
1-я категория |
2-я категория |
3-я категория |
||||
Грузы в мешках |
18,1 |
18,9 |
12,4 |
6,5 |
0,63 |
0,36 |
Зерно и семена |
2,3 |
4,6 |
2,2 |
2,4 |
0,3 |
|
Лес круглый, пиловочник |
6,8 |
8,1 |
5,9 |
2,2 |
0,27 |
0,21 |
Автомобили легковые до 1,8 т |
24 |
27,4 |
15,6 |
11,8 |
0,91 |
2 |
Автомобили легковые до 1,8 т |
10,7 |
14,8 |
7,8 |
7 |
0,91 |
2 |
Контейнеры 20-футовые |
64 |
85 |
53 |
32 |
2,84 |
X |
Контейнеры специальные |
55,25 |
X |
X |
X |
X |
X |
Роллтрейлеры 20-футовые |
X |
18 |
X |
0,6 |
X |
|
Тяжеловесы до 90 т |
1443 |
2139 |
1197 |
942 |
0,71 |
X |
Нефтепродукты |
X |
2,6 |
X |
X |
X |
X |
Услуги, связанные с перевозкой грузов:
• взвешивание грузов;
• крепление грузов;
• сепарирование грузов;
• подработка и сортировка грузов;
• затарка, растарка контейнеров и роллтрейлеров;
• досмотр грузов;
• зачистка и мойка судовых, грузовых (складских) помещений и территории порта после перевозки (перевалки) загрязняющих грузов;
• перевозка грузов с района на район порта;
• прочие услуги.
Укрупненная формула для расчета аккордной ставки:
(11.11)
где А – аккордная ставка; – расходы по использованию рабочей силы; – расходы по работе машин; – коэффициент накладных расходов; – налоги и отчисления в составе себестоимости; – расходы, рассчитываемые по нормативам; – коэффициент плановой прибыли; S – себестоимость перевалки
Расходы по использованию рабочей силы:
(12.12)
где – норма времени по г-й операции, чел. – ч/ед. груза; i = L – - п – вид выполняемых операций; – тарифная ставка докеров- механизаторов, руб./чел.-ч; – коэффициент дополнительной заработной платы в составе себестоимости (классность, вредность, премии, ночные и т.д.); Кзим – среднегодовой зимний коэффициент.
Расходы по работе машин рассчитываются следующим образом:
(11.13)
где – комплексная норма времени по i-той операции (чел. – ч/ед. груза);) = L – т – типы машин; – часовая себестоимость работы машин) j-го типа на i -й операции, руб./маш. – ч); L – количество машин) j-го типа занятых на i-й операции, шт.; – коэффициент дополнительных расходов по механизации. Коэффициент накладных расходов:
где – процентное отношение накладных расходов к прямым нормируемым расходам себестоимости рабочей силы и машин (определяется по отчетным данным бухгалтерского учета на первое число месяца, предшествующего расчетному периоду, с ограничением его предельного значения).
Налоги и отчисления в составе себестоимости:
(11.14)
где – величина налога (отчисления, в составе себестоимости, руб.; х = l... z – налоги в составе себестоимости; х = l... g – налоги, определяемые от фонда оплаты труда (ФОТ) докеров; х = с... z – налоги, исчисляемые от себестоимости либо доходов (налог на пользователей автодорог, отчисления в НИОКР), где с = g + 1; – налоги, определяемых от ФОТ докеров; – налоги, определяемых от общей себестоимости либо доходов.
Прочие расходы в составе себестоимости:
(11.15)
где – величина прочих расходов в составе себестоимости; у = 1 ... р – прочие расходы в составе себестоимости, определяемые по нормативам от доходов.
Коэффициент плановой прибыли к расчетной себестоимости устанавливается исходя из спроса на работы и услуги порта, с учетом его предельного значения.