Таможенные тарифы: принципы и тенденции построения
Структурно таможенные тарифы подразделяются на автономные, устанавливаемые на основе национального законодательства или административного распоряжения исполнительной власти (в настоящее время редко применяются), и договорные, т.е. разработанные с учетом международных соглашений; эти тарифы содержат более низкие пошлины. Иногда оба указанных тарифа публикуются в одном издании, имеющем две колонки пошлин.
Применяются и тарифы многоколонные: в них устанавливаются различные ставки пошлин для товаров, ввозимых из отдельных групп стран, в частности, меньшие на товары стран – членов ВТО (договорные) и особо льготные – для товаров развивающихся стран и стран, заключивших разного рода торгово-экономические соглашения (преференциальные пошлины).
Общепринятым построением импортных таможенных тарифов является повышение ставок пошлин в зависимости от степени обработки товаров (такой метод обложения товаров пошлинами часто называют тарифной эскалацией). В этом случае сырье обычно ввозится беспошлинно или при взимании минимальной пошлины, чтобы снизить издержки производства отечественных предприятий, потребляющих его, и повысить конкурентоспособность готовой продукции. Наиболее высокими пошлинами облагаются готовая продукция потребительского назначения и трудоемкая, чтобы не допустить в импортирующей стране, как отмечалось, чрезмерного увеличения импорта, сокращения сбыта отечественной продукции и роста безработицы. Например, в США пошлина на ввоз хлопка составляет 1%, хлопчатобумажной ткани – 9%, а на одежду – 23%. Особая структура таможенных тарифов в ряде стран Ближнего Востока: их тарифы содержат лишь беспошлинные и облагаемые высокими пошлинами товары.
Основной тенденцией таможенно-тарифного регулирования внешней торговли после Второй мировой войны стала либерализация: снижение и отмена пошлин. Либерализация связана с увеличением выгод от углубления разделения труда в процессе прогрессирующего международного производственного кооперирования, требующего улучшения условий трансграничного перемещения товаров, особенно компонентов для сборки, н с усилением экономических позиций ТНК, заинтересованных в глобальном бизнесе.
Показательно, что средний уровень пошлин в развитых странах на промышленные товары после окончания Второй мировой войны снизился примерно в 10 раз: почти с 40% до 3–4% (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Уровень таможенного обложения в ряде развитых стран
Страна |
Средний уровень пошлин, % |
США |
3,7 |
Канада |
3,8 |
Европейский союз |
4,2 |
В целом (среднеарифметический тариф)* |
3,9 |
В целом (средневзвешенный тариф)** |
4,1 |
*Среднеарифметический тариф рассчитывается путем суммирования всех ставок пошлин и деления их на число облагаемых пошлинами тарифных позиций.
**Средневзвешенный тариф учитывает импорт, приходящийся на каждую позицию.
Источник: World Trade Report, WTO, 2008. P. 251.
При всем различии ставок таможенных пошлин на отдельные промышленные товары общий уровень пошлин в Западной Европе и Северной Америке почти совпадает. Это же относится к среднеарифметическому и средневзвешенному уровню таможенного обложения.
Доля беспошлинных позиций в тарифах развитых стран достигает 44%, в том числе в США – 42% и в ЕС – 59%. Однако это не исключает наличия многих позиций с пошлиной свыше 10%. Таких позиций, по оценке зарубежных экспертов, насчитывается несколько сотен; они составляют в развитых странах свыше 5% всех позиций.
Необходимо подчеркнуть, что снижение и отмена пошлин осуществляются целенаправленно в интересах содействия развитию перспективных отраслей обрабатывающей промышленности – транспортного машиностроения, информационно-коммуникационного производства, выпуска медикаментов, а сохранение сравнительно высоких пошлин диктуется необходимостью поддержать социально-значимые отрасли. Поэтому меньше всего либерализация распространилась на торговлю продукцией сельского хозяйства. Так, в Евросоюзе среднеарифметические пошлины на эту продукцию составляли в 2006 г. 15%, в Швейцарии – 44%, а в Норвегии – 61%; в ряде наименее развитых стран они превышали 100% (исключением являются лишь Австралия и Новая Зеландия, имеющие высококонкурентоспособное сельское хозяйство), поскольку аграрная политика правительств ориентирована на обеспечение отечественным производством потребностей населения в основных продуктах.
Либерализация тарифного регулирования импорта осуществляется по нескольким направлениям:
1) на взаимной основе странами-членами ГАТТ/ВТО с конца 1940-х гг. и развивающимися странами с конца 1980-х гг.;
2) в одностороннем порядке путем добровольного предоставления тарифных преференций (льгот) развитыми странами развивающимся государствам в соответствии с решением Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в середине 1960-х гг. и позже государствам с переходной экономикой;
3) в рамках сравнительно быстро распространяющихся региональных экономических объединений с конца 1950-х гг. и позже на основе двусторонних соглашений, расположенных на разных континентах;
4) на отдельные группы товаров (также членами ВТО) с конца 1990-х гг.
Особой формой тарифной либерализации торговли развитых стран с развивающимися государствами является Общая система преференций (ОСП), разработанная в рамках ЮНКТАД. Официально ОСП создана в целях содействия индустриализации этих государств, отставших в экономическим развитии в период колониализма, посредством расширения экспорта их продукции обрабатывающей промышленности; но фактически в ОСП заинтересованы и страны-доноры, точнее экспортеры последних, нуждавшиеся в емких рынках сбыта для своих товаров, т.е. в ускорении развития хозяйства стран-получателей преференций. Предоставление льгот в рамках ОСП отдельными странами-донорами началось в 1966 г., а полностью она начала действовать с 1976 г.
ОСП предусматривает снижение или отмену пошлин развитыми странами при импорте продукции из развивающихся государств. Поскольку ОСП – добровольная акция стран-доноров, последние индивидуально устанавливали тарифные льготы, круг стран их получателей, товары, на которые распространяются преференции, и порядок оформления прав на получение льгот. С тех пор схемы преференций пересматривались в сторону как сокращения по усмотрению стран-доноров, так и расширения по настоянию развивающихся государств. Кроме того, периодическое взаимное снижение пошлин странами-участницами ГАТТ/ ВТО в результате многосторонних торговых переговоров автоматически уменьшает льготы в рамках ОСП (этот процесс называют "эрозией ОСП"),
Бывший СССР был одной из первых стран, отменивших таможенные пошлины в рамках ОСП (однако в то время они играли незначительную роль в регулировании импорта). В условиях перехода к рыночной экономике Россия продолжает оставаться страной-донором в ОСП (получателями российских тарифных преференций являются свыше 100 стран, в том числе свыше 50 наименее развитых; последние полностью освобождены от пошлин). Вместе с тем в начале 1990-х гг. ряд развитых стран, в частности Канада, США и страны Евросоюза, распространили действие своих схем преференций на поставщиков из России (и других стран СНГ), улучшив тем самым условия их экспорта – минеральных удобрений, черных металлов и некоторых других товаров.
Около 50 развивающихся стран подписали в Белграде в 1988 г. соглашение, разработанное экспертами ЮНКТАД, о создании Глобальной системы преференций: тарифных и некоторых нетарифных. Соглашение предусматривает снижение таможенных пошлин на условиях взаимности (для наименее развитых стран предусматривает предоставление преференций на невзаимной основе). Преференции охватывают примерно 1700 наименований товаров, на которые приходится около 1 /3 взаимной торговли этих стран.