Лекция 3. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Экономическое объединение государств России, Беларуси и Казахстана в форме Таможенного союза предусматривает создание наднациональных органон таможенного управления в целях регулирования процессов формирования и функционирования единой таможенной территории.

Фактором, оказавшим важное влияние на организацию системы управления таможенным делом в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС, стала принадлежность трех его государств-членов к ранее созданному международному экономическому объединению ЕврАзЭС1, на базе которого позднее создается Таможенный союз. Этим обстоятельством объясняется преемственность, проявившаяся в вопросах формирования системы органов управления таможенным делом в рамках Таможенного союза. Некоторые функции таможенного управления в рамках Таможенного союза выполняли и выполняют ранее созданные административные структуры ЕврАзЭС, действующие в более "узком формате" на уровне трех государств — членов Таможенного союза: Межгоссовет ЕврАзЭС, Экономический суд ЕврАзЭС.

Однако наиболее важным этапом в построении Таможенного союза стало создание специального, постоянно действующего органа управления таможенным делом, которому государства — члены Таможенного союза делегируют отдельные функции таможенного регулирования. Таким органом стала КТС, созданная в 2007 г. Комиссия принимала решения, имеющие обязательный характер и прямое действие на единой таможенной территории.

Вступление в силу с первого января 2012 г. пакета документов, устанавливающих основы функционирования ЕЭП, повлекло за собой реформирование системы органов управления Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

С целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП была создана ЕЭК — единый наднациональный постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и ЕЭП. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП, выработка предложений в сфере интеграции в рамках этих объединений. Евразийская экономическая комиссия пришла на смену КТС.

Сформированная система органов управления таможенным делом в рамках Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС многокомпонентная и содержит органы общей, специальной компетенции и судебную инстанции по разрешению экономических споров:

• Высший Евразийский экономический совет, являющийся высшим органом управления Таможенным союзом. Пришел на смену Межгоссовету ЕврАзЭС (на уровне глав государств и правительств государств — членов Таможенного союза);

• ЕЭК;

• Экономический суд ЕврАзЭС.

Деятельность данных органов управления нацелена на построение и расширение единой таможенной территории и ЕЭП, создание более высоких уровней экономической интеграции в формах единого экономического пространства и экономического союза.

Высший Евразийский экономический совет имеет статус высшего органа управления Таможенным союзом. По структуре это двухуровневый орган, в него входят главы государств и главы правительств государств — членов Таможенного союза. Высший Евразийский экономический совет является органом общей компетенции, разрабатывает политическую и экономическую стратегию сотрудничества, определяет его основные этапы, принимает соответствующие решения и контролирует ход их исполнения.

Высший Евразийский экономический совет осуществляет полномочия, которыми был наделен до 2012 г. Межгоссовет ЕврАзЭС (Высший орган Таможенного союза) в соответствии с международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП1.

Высший орган Таможенного союза осуществляет следующие основные функции:

• определяет стратегию, направления и перспективы формирования и развития Таможенного союза;

• принимает решения, направленные на реализацию целей и задач Таможенного союза;

• рассматривает и принимает решения но вопросам, связанным с общими интересами государств — членов ЕврАзЭС, формирующих Таможенный союз;

• определяет перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза;

• принимает решение о вступлении в силу международных договоров, направленных на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза;

• принимает решение об объединении таможенных территорий государств — членов ЕврАзЭС, формирующих Таможенный союз в единую таможенную территорию в соответствии со ст. 2 Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 06.10.2007;

• обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС и с запросами к Суду ЕврАзЭС но вопросам Таможенного союза.

Высший Евразийский экономический совет выполняет координирующие функции в отношении иных органов управления Таможенным союзом:

• принимает решения по формированию и обеспечению деятельности ЕЭК;

• рассматривает вопросы, входящие в компетенцию Совета ЕЭК, по которым при принятии Комиссией решений был не достигнут консенсус;

• рассматривает вопросы, входящие в компетенцию Коллегии Евразийской экономической комиссии, в случаях, предусмотренных Договором о Евразийской экономической комиссии;

• представляет в Межпарламентскую Ассамблею ЕврАзЭС кандидатуры для назначения судей в Суд ЕврАзЭС для рассмотрения дел по вопросам Таможенного союза.

Главы государств — членов Таможенного союза собираются на свои заседания один раз в год, главы правительств — дважды в год. Для решения неотложных вопросов могут созываться внеочередные заседания Высшего Евразийского экономического Совета (ВЕЭС). Решения, запросы и рекомендации высшего органа Таможенного союза принимаются на основе консенсуса, причем каждое из государств имеет один голос.

Возглавляет Совет Председатель, избираемый из числа глав государств — членов Таможенного союза сроком на один год. Заместителем Председателя является глава правительства того же государства. Председатель ВЕЭС и его заместитель исполняют ряд управленческо-распорядительных функций:

• организуют работу ВЕЭС, ведут заседания ВЕЭС, осуществляют общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение;

• подписывают решения ВЕЭС организационного и протокольного характера;

• по поручению ВЕЭС в пределах предоставленных им полномочий ведут международные переговоры, заключают от имени Таможенного союза договоры, представляют Таможенный союз в отношениях с третьими государствами и международными организациями;

• осуществляют контроль выполнения обязательств, вытекающих из решений ВЕЭС, и договоров, принятых в рамках Таможенного союза.

Рабочим языком ВЕЭС является русский язык. Решения в области управления Таможенным союзом подписываются представителями трех государств — членов Таможенного союза. Депозитарием принимаемых ВЕЭС документов и решений является ЕЭК.

Евразийская экономическая комиссия — единый наднациональный постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и ЕЭП. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП, выработка предложений в сфере интеграции в рамках этих объединений. Механизм принятия решений в рамках ЕЭК исключает доминирование какого-либо государства и подразумевает два уровня — Совет комиссии и Коллегию комиссии. Сфера деятельности ЕЭК определена /[оговором о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011.

Порядок деятельности Совета Комиссии и Коллегии Комиссии регулируется Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утверждаемым ВЕЭС на уровне глав государств. Евразийская экономическая комиссия руководствуется решениями ВЕЭС и может быть наделена им правом подписывать международные договоры и образовывать свои представительства в третьих странах, а также при международных организациях.

Совет ЕЭК осуществляет общее регулирование интеграционных процессов в Таможенном союзе и ЕЭП, а также осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии. В Совет входят по одному представителю от каждой стороны, являющемуся заместителем главы правительства. Председательство в Совете ЕЭК осуществляется поочередно в течение одного года в порядке русского алфавита по наименованию сторон. Совет Комиссии принимает решения консенсусом.

Функции Совета ЕЭК: вносит на одобрение ВЕЭС проекты международных договоров, подписываемых Комиссией; организует работу по совершенствованию нормативной правовой базы Таможенного союза и ЕЭП; вносит на утверждение ВЕЭС основные направления интеграции в рамках Таможенного союза и ЕЭП; принимает решения об образовании представительств Комиссии в сторонах; образует при Совете комиссию по этике.

Исполнительным органом ЕЭК является Коллегия Комиссии, осуществляющая выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза и ЕЭП. Коллегия состоит из девяти членов, один из которых является Председателем Коллегии. Коллегия осуществляет руководство департаментами ЕЭК. В состав Коллегии входят по три члена от каждой стороны. Члены Коллегии работают на постоянной основе, назначаются сроком на четыре года. Председатель Коллегии также назначается сроком на четыре года решением ВЕЭС на уровне глав государств. Ротация Председателя Коллегии осуществляется поочередно в порядке русского алфавита по наименованию сторон. 19 декабря 2011 г. Председателем Коллегии комиссии стал бывший министр промышленности и торговли России Виктор Христенко.

Функции Коллегии ЕЭК: осуществляет выработку предложений в сфере интеграции в рамках Таможенного союза и ЕЭП; исполняет решения, принятые ВЕЭС, и решения, принятые Советом Комиссии; ежегодно отчитывается в Совете Комиссии о реализации основных направлений интеграции; осуществляет, в пределах своих полномочий, взаимодействие с органами государственной власти сторон; создает консультативные органы при Коллегии Комиссии. Согласно решению ВЕЭС от 19.12.2011 № 5 "О численности департаментов Евразийской экономической комиссии" Коллегия комиссии состоит из 25 департаментов по основным направлениям деятельности, Секретариата Председателя Коллегии ЕЭК и 8 Секретариатов членов Коллегии ЕЭК.

Суд ЕврАзЭС на основании положений Статута Суда Евразийского экономического сообщества выполняет функции судебного органа Таможенного союза и рассматривает дела в рамках Таможенного союза но заявлениям следующих субъектов:

• государств — членов Таможенного союза;

• органов Таможенного союза;

• хозяйствующих субъектов государств — членов Таможенного союза.

Предметом судебного обращения могут быть:

• вопросы соответствия актов органов Таможенного союза международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза;

• оспаривание решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза;

• спор между ЕЭК и государствами — членами Таможенного союза по выполнению обязательств, принятых в рамках интеграции;

• спор между государствами — членами Таможенного союза по вопросам исполнения обязательств в рамках Таможенного союза;

• необходимость в разъяснении и толковании норм международных договоров, являющихся договорно-правовой базой Таможенного союза, актов органов Таможенного союза. Толкование и разъяснение производятся либо в момент принятия решений, либо по запросам высших судебных органов государств — членов Таможенного союза либо ВЕЭС.

Суд ЕврАзЭС территориально находится в г. Минске в Республике Беларусь, финансируется за счет средств бюджета ЕврАзЭС и исполняет свою деятельность, руководствуясь основными принципами судопроизводства:

• независимость судей;

• гласность разбирательства;

• равенство сторон;

• состязательность;

• коллегиальность.

В состав суда входят по два судьи от каждой стороны Таможенного союза, срок исполнения их полномочий составляет шесть лет. Должностные лица суда являются международными служащими и пользуются льготами, иммунитетами и привилегиями, установленными Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества от 31.05.2001.

Судопроизводство осуществляется на русском языке, на основании Регламента. Суд ЕврАзЭС не имеет высшей инстанции, решения суда окончательны и обжалованию не подлежат. Пересмотр вынесенных решений возможен только по вновь открывшимся обстоятельствам, до истечения одного года от момента открытия новых обстоятельств, но не позднее 10 лет с момента вынесения решения.

Вынесенные решения обязательны для исполнения сторонами спора и подлежат изданию в официальных источниках опубликования Суда, Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза.

Порядок обращения в суд хозяйствующих субъектов и особенности судопроизводства определяются международным Договором об обращении в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов но спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним1. Согласно Договору заявление принимается Судом к рассмотрению только после предварительного обращения хозяйствующего субъекта в ЕК, если в течение двух месяцев не было принято мер по поступившему обращению.

Судьи на свои должности назначены 23 декабря 2011 г. по представлению Межгосударственного Совета (на уровне глав государств) Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС на 13-м (внеочередном) заседании Ассамблеи.