Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП

Конвенцией создана система международного таможенного транзита, целью которой является облегчение международных перевозок грузов на основе установления упрощенных процедур пересечения границ и международной гарантийной цепи. Данная система позволяет выполнять международные перевозки со значительным упрощением таможенных процедур и без внесения депозита в виде финансовой гарантии на границах при выполнении следующих условий:

- наличие у автомобильного перевозчика специального документа — так называемой книжки МДП (карнета ТШ). Книжка МДП имеет отрывные листы, которые остаются на таможнях по пути следования и после выполнения перевозки используются для контроля соблюдения таможенного режима на маршруте;

— перевозка груза под таможенной пломбой;

- соответствие транспортного средства (кузов автомобиля, прицеп, полуприцеп, контейнер) установленным техническим требованиям, исключающим несанкционированный доступ к грузу.

Книжки МДП распределяются на платной основе национальными гарантийными ассоциациями (в России — Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков АСМАГТ). Таким образом пополняется гарантийный страховой фонд системы, направленный на покрытие рисков неуплаты налогов и сборов. Стоимость карнетов зависит от ценности перевозимых грузов.

Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ECTP) регулирует режимы труда и отдыха профессиональных водителей. Оно устанавливает максимально разрешенное время в пути в течение одного рабочего дня и в двухнедельный период, периоды обязательного отдыха водителя в течение каждых 24 часов, а также минимальное время отдыха после 6 дней работы.

Соглашением также устанавливаются требования по созданию, тестированию, установке и проверке тахографов — бортовых устройств, которые применяются для контроля соблюдения водителями режимов труда и отдыха.

В развитых странах соблюдение положений соглашения ECTP контролируется очень жестко, поскольку помимо повышения риска ДТП, превышение разрешенного времени работы водителей создает для перевозчика ощутимые преимущества перед конкурентами.

Двусторонние межправительственные соглашения о международных автомобильных перевозках грузов заключаются между отдельными странами и определяют порядок выполнения перевозок между пунктами договаривающихся стран, перевозок в/из третьих стран, а также возможность каботажа (перевозок между пунктами страны — партнера по соглашению). В соглашениях определяется также порядок взимания налогов и сборов, страхования ответственности, порядок перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов и другие условия.

Одним из основных пунктов двусторонних соглашений является необходимость получения разрешений на выполнение перевозок между странами. Количество таких разрешений страны ежегодно согласовывают между собой, обеспечивая защиту экономических интересов собственных перевозчиков. Российская Федерация имеет двусторонние межправительственные соглашения с 47 странами.

Если перевозчик имеет автомобили высоких экологических классов, то он может выполнять международные перевозки на основе так называемых разрешений ЕКМТ автомобильного транспорта и распределяются между странами — членами ЕКМТ на основе соответствующих квот. Разрешения ЕКМТ допускают осуществление неограниченного числа международных автомобильных грузовых перевозок по найму в течение года. Их использование возможно при выполнении перевозок между странами — членами ЕКМТ независимо от наличия соответствующих двусторонних разрешений.

В табл. 9.13 кратко сформулированы преимущества и ограничения, связанные с применением автомобильного транспорта в логистических системах.

Таблица 9.13. Основные особенности автомобильного транспорта с точки зрения логистики

Преимущества

Ограничения

— Возможность доставки грузов "от двери до двери";

— безальтернативность в сегменте местных перевозок и обслуживания конечных получателей;

— способность удовлетворять достаточно жестким требованиям по времени доставки;

— гибкость в организации маршрутов и в оперативном управлении транспортировкой;

— возможность непрерывного контроля продвижения грузов;

- высокий уровень конкуренции в отрасли, который обеспечивает возможность выбора наилучших услуг и приемлемых тарифов;

- наибольшая доступность как собственного транспорта для грузовладельцев;

- широкие возможности интеграции автотранспортных терминалов в цепи поставок

— Ограниченный эффект масштаба; высокая в сравнении с основными конкурентами — железнодорожным и внутренним водным транспортом — цена услуг;

— растущее экономическое давление (ужесточение экологических требований, рост стоимости топлива и труда, введение специальных сборов с грузовых автомобилей и т.д.);

- неодинаковый уровень надежности операторов как следствие относительной простоты входа в бизнес;

зависимость от загруженности дорожной сети, особенно при работе в городской и пригородной зоне;

— неравномерное развитие дорожной сети с высокими весовыми характеристиками;

— при международных перевозках — проблемы пересечения границ и в ряде случаев — получения виз для водителей;

— низкая экологичность