Тактика красноречия в различных формах общения
В предыдущих параграфах были рассмотрены ОГЛАВЛЕНИЕ красноречия, основные его черты, а также те отношения речи конкретного ритора со слушателями, языком, условиями, действительностью, которые позволяют ему сделать свою речь красноречивой. Ниже излагаются сведения об искусстве применения конкретных языковых, логических, методических и психологических приемов, форм и правил организации и осуществления красноречия в различных формах общения говорящего и слушающего.
Если раньше речь шла о содержании риторики, то сейчас следует осмыслить механизм выбора из нее таких правил и принципов мыслеречевой и речемыслительной деятельности, которые сделают их эффективными в различных формах общения. В данном случае мы говорим о тактике красноречия. В ней отражено и посредством определенных регулятивов закрепляется языковое, эмоциональное и волевое взаимодействие говорящего и слушателей по обоснованию предмета мысли, который изначально слушающему не очевиден. Через тактику красноречия активная сторона общения реально актуализирует собственное видение рассматриваемого предмета мысли, осуществляет передачу не только его признаков и свойств, но и формирует у слушателей соответствующий предмету мысли стиль мышления.
Тактика красноречия – это искусство организации качества речи, которая представляет предмет мысли говорящего слушателям с такой ясностью и убедительностью, что он утверждается в сознании и поведении слушателей эффективно и в рамках замысла говорящего. Тактика красноречия охватывает не только сам процесс речи, но и этапы подготовки и осуществления прямого или опосредованного мыслеречевого и речемыслительного взаимодействия людей в различных ситуациях и формах и при гармонии речевого события. Говоря о тактике красноречия применительно к конкретному человеку, нужно иметь в виду, что это сложное дидактико-психологическое образование, являющееся результатом соединения его знаний, темперамента, характера, актерского и режиссерского мастерства. Вместе с тем тактика красноречия представляет собой достаточно конкретное образование. Она имеет устойчивый каркас, набор определенных элементов, регулятивов.
Законы риторики
Фундамент тактики красноречия содержится в одном из основополагающих законов риторики – законе гармонизирующего диалога: эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Другими словами, речь говорящего должна быть "сшита" по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика. Применительно к тактике красноречия это требует от ритора наличия умений соединить свою идею и идею оппонента; можно сказать даже так: любую свою идею и идею любого оппонента.
Второй закон, который также включен в тактику красноречия, – закон сопричастности красноречия – гласит: слушатель с помощью говорящего обязан быть ориентирован в пространстве речи и должен чувствовать, что он вместе с говорящим продвигается к цели. Другими словами, речь станет эффективной, если говорящий осведомит слушателя о том, каков "маршрут" совместного продвижения мысли о предмете разговора от начала речи к ее концу. Это закон неуклонного продвижения и ориентации слушателя к предмету мысли, которую говорящий стремится донести до адресата.
Третий закон – закон эмоциональности красноречия - требует, чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает слушателю. Следует помнить, что только субъективно пережитое, прочувственное можно убедительно донести до слушателя, разбудив в нем его чувства, не оставив его равнодушным. Данный закон требует, чтобы в тактике красноречия речь говорящего была подготовлена как выразительная, экспрессивная, включающая в себя ряд метафор.
Четвертый закон риторики, влияющий на ОГЛАВЛЕНИЕ тактики красноречия, – закон удовольствия в красноречии – гласит: эффективной и красивой речь может быть тогда, когда говорящий не только ставит цель доставить радость слушателям, сделать речевое взаимодействие приятным, но и достигает этой цели. Ведь речь действительно становится действенной, когда она доставляет удовольствие слушателям. Кроме "игровых фигур" в речи и юмора, важнейшим средством в реализации данного закона в тактике красноречия может служить принцип разнообразия речи.
Все четыре закона риторики так или иначе связаны с необходимостью для говорящего учитывать фактор адресата, т.е. особенности личности, психологии и социальной ситуации, в рамках которой и происходит речемыслительное взаимодействие говорящего и слушателей.