Сюжетные параллели
Своеобразие "Войны и мира" заключалось в том, что произведение синтезировало в себе черты и свойства разных жанров. Эти жанровые виды были известны и прежде, но впервые оказались слиты воедино, создав новый органический синтез. Они сказались в особенностях группировки персонажей и в самих характерах действующих лиц. В центре повествования два старинных дворянских рода – графов Ростовых и князей Болконских. И в той, и в другой сюжетных линиях отразились непосредственные впечатления писателя о своих ближайших и отдаленных предках: он хорошо знал историю своего рода по семейным преданиям и мемуарным источникам, которые тщательно изучал в процессе работы над романом.
Первая сюжетная линия представлена Ростовыми. В черновиках они назывались Толстыми. Это целый круг героев и тех, кто связан с ними. Молодое поколение, принимающее участие в романном действии, представлено широко и разнообразно. Прежде всего Наташа, одна из центральных героинь повествования. В начале романа это 13-летняя девочка-подросток все еще с куклой в руках. Сюжетная линия открывается колоритными сценами, где родными и широким кругом светских знакомых празднуются ее именины. Рядом с Наташей ее брат Николай, собирающийся поступить в гусарский полк. Старшее поколение – граф и графиня Ростовы. Читатель по мере развития действия наблюдает, как складываются отношения "отцов" и "детей" – любовные, искренние, душевные. Судьбы их разные, хотя тяжелые испытание проходят все они, каждый по-своему.
Наташу мы впервые встречаем накануне войны с Наполеоном 1805 г., полной веселья от ощущения полноты жизни, а прощаемся с ней в эпилоге романа, т.е. в начале 1820-х гг., – уже с женой будущего декабриста Пьера Безухова. Впереди ее ждут события, о которых читатель может только догадываться.
Однако уже к этому времени героиня пережила и болезненный разрыв с любимым человеком, с женихом – князем Болконским, и смерть последнего на руках Наташи, вновь соединившейся с ним в момент трагической гибели Москвы, что усиливает драматизм переживаемых семейных коллизий.
Вторая сюжетная линия – князья Болконские. Старый князь, помнивший еще Суворова, который оказывал ему знаки внимания и уважения, его сын Андрей Болконский, выдающийся человек уже нового времени, любимый адъютант Кутузова, и дочь – княжна Марья. Оба сюжетных гнезда объединены в романе сложнейшими, исподволь складывающимися отношениями. Они вырабатывались в процессе труда автора над романом, их не было в предварительных черновых набросках и планах. Князь Андрей, жених Наташи Ростовой, погибает после Бородинского сражения, смертельно раненный, но это же событие открывает возможность княжне Марье стать женой Николая Ростова, когда-то избавившего ее от взбунтовавшихся крестьян (еще один неожиданно найденный сюжетный ход), а Наташе Ростовой – выйти замуж за графа Пьера Безухова, освобожденного к этому времени смертью его жены Элен, блестящей великосветской дамы, склонной к любовным приключениям и бесконечным супружеским изменам.
Великим испытанием для всех действующих лиц становится 1812 г., нашествие полчищ Наполеона, обрушившееся на Россию. Это кульминация романа. В таких обстоятельствах особенно отчетливо высказываются, проявляются характеры героев, их нравственная основа. В момент отъезда из Москвы, оставляемой войсками и жителями, Наташа требует, чтобы заботливо уложенное семейное добро было снято с телег, и их отдают под раненых, без такой помощи не способных выбраться из покинутого города, который вскоре погибнет в огне. Между тем, как в то же самое время Берг, один из персонажей романа, немец, офицер русской армии, ищет возможность вывести из Москвы "шифоньерочку", приобретенную за бесценок.
Николай Ростов уже в бою под Шенграбеном испытает ужас смерти и только по воле случая избегнет плена. Он становится со временем боевым офицером, готовым исполнять любые приказы, какими бы они ни были, не рассуждая и подчиняясь только армейской дисциплине. Страшной жертвой, принесенной Ростовыми войне 1812 г., оказывается гибель самого молодого среди них, совсем еще мальчика-подростка Пети, вырвавшегося, вопреки воле родителей, на фронт и погибшего в первой же стычке партизанского отряда с французами. Л. Н. Толстому принадлежит одна из гениальных сцен во всей истории новой литературы – эпизод, рисующий неизбывное горе матери, потерявшей любимого ребенка. Только Наташа, с ее страстностью и силой любви, может вернуть обезумевшую женщину к реальности. Но никому из них уже никогда не войти в прежнюю колею, да ее и нет, и не может быть: Ростовы разорены потерей московского дома, старым графом, промотавшим состояние и громадным карточным проигрышем Николая, поставившего все семейство на грань нищеты.
Горнило испытаний пройдет и князь Андрей Болконский. В Аустерлицком сражении рушатся его мечты о "Тулоне", попытка повторить подвиг Наполеона и с высоко поднятым знаменем в руках увлечь за собой солдат, переломив ход боя. Л. Н. Толстой находит выразительную художественную подробность: князь Андрей, волоча тяжелое знамя за древко, бежит за толпой солдат, стараясь только не отставать от них, в это время шальная пуля валит его с ног, и он едва не погибает. Последнее, что видит князь Андрей, – вечные, тихо ползущие в далеком небе облака, символизирующие суетность и бренность земного мира, и на поле, усыпанном трупами людей, его недавний кумир – Наполеон, произносящий нелепые, высокопарные, пошлые фразы. Вторая кульминационная волна – любовь к молодой графине Наташе Ростовой, и разрыв-разочарование; третья – тяжелая рана, полученная в Бородинском сражении, примирение с Наташей и смерть.
Не меньшим драматизмом отмечена и судьба Пьера Безухова. Сначала молодой граф – беспечный кутила, прожигающий жизнь в среде светской "золотой молодежи". Затем он попадает в западню семейства Курагиных, благодаря искусно проведенной старым князем Василием интриге. Самым тяжелым испытанием становятся для Пьера сцены Бородинского сражения, где на его глазах гибнут ни в чем не повинные люди. Оставшись в Москве, чтобы совершить покушение на зачинщика, по его мнению, всего этого кровавого побоища, Наполеона, он едва не расстрелян французами, принят ими за одного из "поджигателей" города. Наконец, самым парадоксальным образом Безухов возрожден к жизни, попав в плен и оказавшись здесь бок о бок с простыми русскими людьми, в особенности с солдатом Платоном Каратаевым. Крестьянин, каким он и остался по строю своих мыслей, но своему поведению, привычкам, Каратаев многому научит графа, принадлежащего к одному из богатейших семейств России: смирению, вере в провидение, уважению к человеку, на какой бы ступени социальной лестницы тот ни стоял, чувству сострадания и любви к людям. Наташа, с удивлением вглядываясь в "нового" Пьера, говорит княжне Болконской: он "точно из бани... морально из бани", т.е., иными словами, он совершенно преобразился духовно, он другой человек, уже не тот, которого раньше все знали.
Таким образом, конструктивная идея романа испытаний пронизывает "Войну и мир" из конца в конец, отражаясь в судьбах героев. Однако помимо нее Толстой в группировке характеров использует принцип контраста, великим мастером которого он был, уже начиная со своих литературных дебютов, и создает еще одну пружину драматического развертывания повествования.
Характер Пьера оттеняется "кланом" князей Курагиных, куда он случайно попал. Глава семейства – князь Василий, самоуверенный, ловкий светский проныра и делец, носящий маску благородства, всегда говорящий, "как актер говорит роль старой пьесы", на каждом шагу повторяет самые избитые, самые банальные истины. Вообще все семейство отмечено чертами вырождения: пустая красавица Элен, принимаемая в свете за умную женщину, ее брат Анатоль, тупица, мот и повеса, и младший отпрыск Ипполит со следами умственной и физической деградации.
На этом фоне контрастно воспринимаются князья Болконские, каждый из которых словно становится отрицанием людей света, типа Курагиных. Старый князь, видный деятель еще екатерининской эпохи. Его сын, князь Андрей, ищущий смысла жизни, – человек уже нового времени; княжна Марья – духовная опора семьи с непоколебимой верой в Божественный промысел и с чувством самоотверженной любви к людям.
Обе эти отчетливые группировки персонажей, в свою очередь, противопоставлены графам Ростовым, добродушным, хлебосольным жителям Москвы, у которых своя шкала ценностей и с которыми приходится считаться даже чопорным аристократам Болконским.
Соотнесенность персонажей выполняет в романе важные смысло- и структурно- или формообразующие функции. Таковы эмблематические фигуры Анны Павловны Шерер и князя Василия Курагина. Это своего рода двойники, отражающие в себе друг друга и одновременно, благодаря такой концентрации, утрированно передающие всякий раз постоянно колеблющееся мнение высшего света. Там, где появляется одна, непременно возникает и другой, причем оба персонажа рисуются автором в остро сатирических тонах. Как флюгеры, они в своих причудливо меняющихся взглядах и суждениях рабски следуют за меняющимися настроениями придворных кругов.
Толстой строит четкую систему введения этих персонажей в романное повествование. Они отмечают акцентированные, нередко драматические кульминационные моменты в развитии событий романного действия. С картин в салоне Анны Павловны (занимают почти пять глав!) открывается роман: лето 1805 г., Россия накануне войны с Наполеоном.
Следующий эпизод появляется уже во втором томе (после кульминационной сюжетной волны: дуэль Пьера с Долоховым и разрыв с женой). Вслед за сценой князя Василия и Пьера, который дает волю своему гневу (последние фразы главы 5, часть вторая), шестая глава начинается с подхвата этой сцены на вечере у Анны Павловны, которая угощает присутствующих "новинками" теперь уже в виде лиц, толкующих о модных в это время вопросах отношений России и Австрии. Князь Василий, конечно же, появляется здесь. Этот фрагмент заставляет читателя вспомнить тот выразительный эпизод, которым открывался роман: все та же легкая, болтливая, живая, поверхностная разговорная "машина". Только князь Василий, тогда обращавшийся к Анне Павловне с просьбой привести в божеский вид неуклюжего медведя-Пьера, впервые почувствовал его хватку, его темперамент, да и темы разговора другие. Но "градус политического термометра" все тот же – настроение высшего петербургского общества.
Третьим включением отмечено начало войны 1812 г. Анна Павловна и князь Василий, разумеется, и здесь единодушны, хотя их мнение меняется на диаметрально противоположное всего лишь за несколько дней (!), так как за это время успели измениться настроения в высших кругах относительно Кутузова, и ветер подул в противоположную сторону (том третий, часть вторая, глава 6).
Последний, четвертый том романа вновь начат, как и все произведение, вечером у Анны Павловны Шерер! И происходит он в день Бородинского сражения. Вездесущий князь Василий с фальшивыми, патетическими и совершенно нелепыми интонациями читает письмо преосвященного императору Александру, вновь слышатся пустые разговоры на "злобу дня", как это было в памятных читателю предыдущих томах романа.
Шерер и князь Василий – это сквозные герои-маски, герои- двойники с их отличительной чертой – рабским копированием того, что происходит в придворных и высших чиновничьих сферах и что не имеет никакого отношения к глубинным процессам русской жизни. От начальной главы последнего, заключительного тома арка однородного художественного материала перебрасывается к главам, открывшим экспозицию всего романа. Создастся эффект завершенности целого в виде отчетливого композиционного обрамления. Автор, благодаря подобным приемам, структурирует громадное романное повествование, создавая четкие построения в его персонажном плане.