Связь этнопедагогики с другими предметами
Этнопедагогика тесно связана со многими учебными предметами. Это и "Культурология", и "Этнография", и "Этнология", и "Религиоведение", и "Этносоциология", и "Этнопсихология", и "Социальная антропология", и "Психология и педагогика межнационального общения" и др. Кратко остановимся на некоторых из них.
Предмет "Поликультурное образование" лишь недавно введен в учебный план подготовки специалистов по направлениям "Педагогическое образование" и "Психолого-педагогическое образование". При изучении данного предмета следует отметить, что в учебных заведениях различных стран показала свою эффективность концепция поликультурного образования, в основе которой лежит осознание личностью своей культурной принадлежности. С одной стороны, лишь хорошо зная собственную культуру, человек может понять культуру других. С другой – знакомство с иными культурами дает человеку возможность глубже понять собственную. Поликультурное образование признает ценность и уникальность культуры каждого народа, независимо от его численности.
Поликультурное образование призвано формировать у студентов культуру межнационального общения, развитие которой в свою очередь требует решения проблем мировоззренческого и поведенческого характера.
Перечислим основные задачи мировоззренческого характера: помощь обучаемому в осознании себя личностью, принадлежащей определенной культуре; знакомство с другими культурами, помощь в их оценке и понимании; формирование у обучаемого терпимости и уважения к культуре других народов.
Основными являются следующие задачи поведенческого характера: воспитание культуры повседневного поведения в разнонациональной среде; воспитание толерантного отношения к представителям других наций.
Поликультурное образование в вузе обеспечивается через изучение специальных учебных курсов; использование возможностей учебного процесса; организацию внеаудиторной воспитательной работы со студентами.
Далее рассмотрим учебный курс "Этнопсихология". В процессе подготовки специалиста важно научить учитывать национальную психологию тех, с кем ему придется выполнять задачи профессиональной деятельности. Указанный учебный курс помогает решать эту задачу. Студенты усваивают такие явления, как своеобразие психологии нации и ее влияние на культуру общения и поведения; факторы и механизмы формирования национального самосознания студентов той или иной национальной общности; межэтнические напряжения и конфликты в многонациональном коллективе и их причины.
Этническая психология позволяет осмыслить природу межнациональных конфликтов, источником которых, как правило, выступают конфликты интересов и конфликты ценностей.
Учебный курс "Педагогика межнационального общения" помогает студентам понять такое явление, как культура межнационального общения и необходимость се повседневного проявления. Это одна из дисциплин, призванных сформировать культуру взаимоотношений между представителями различных национальностей. Межнациональное общение выступает как форма реализации межнациональных отношений на личностном уровне. Педагогика межнационального общения направлена на формирование культуры общения между народами, умения решать возникающие межэтнические конфликты путем переговоров, а не силовыми методами.
Принимая во внимание то, что национальные отношения проявляются через национальные интересы и потребности, гармонизацию межэтнических отношений можно представить как максимальное согласование этих интересов и потребностей, т.е. их гармоническое сочетание, при котором каждый из интересов реализуется в наибольшей степени и не в ущерб другим.
Одним из средств гармонизации межнациональных отношений является формирование культуры межнационального общения.
Под культурой межнационального общения понимают "совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах". Культура межнационального общения является органической составной частью духовной жизни общества, а также общечеловеческой культуры.
Объектом педагогики межнационального общения является процесс формирования культуры межнационального общения в многонациональных учебных коллективах, в которых предстоит работать будущему педагогу.
В этом случае ее предметом выступают педагогические условия, ОГЛАВЛЕНИЕ, формы и методы формирования культуры межнационального общения в многонациональном учебном коллективе.
Предлагаемый курс ставит своей целью формирование у учащихся культуры межнационального общения, обеспечение им возможности успешно жить и функционировать в поликультурной стране, какой является Россия.
Перед педагогикой межнационального общения стоят следующие задачи:
1) определение сущности понятия "педагогика межнационального общения", ее целей и задач;
2) определение факторов и механизмов формирования национального самосознания учеников той или иной национальной общности;
3) определение факторов и механизмов формирования российского самосознания учеников той или иной национальной общности;
4) изучение основных трудностей в работе педагога по формированию культуры межнационального общения в многонациональном ученическом коллективе;
5) разработка путей и методов формирования культуры межнационального общения в многонациональном ученическом коллективе;
6) раскрытие потенциала народных традиций воспитания в формировании культуры межнационального общения.
С этнопедагогикой тесно связана и этносоциология, которая определяется как научная дисциплина, изучающая социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. В центре ее изучения – народы (этносы) в их социальном многообразии. В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу.
Предмет этносоциологии – изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.
Область этносоциологического изучения широка. Это – этнические особенности социальных изменений, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутри- и межгосударственная миграция, этническая специфика внутрисемейных отношений, тенденции изменения в использовании русского языка и языков титульных народов в различных социальных группах, соотношение современной и традиционной культуры в социальных группах, межкультурные взаимодействия, роль религии в культурной дистанции, этническое самосознание, авто- и гетеростереотипы, внутриэтническая солидарность, этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, проблемы национализма, социальные и социальнопсихологические причины межэтнических конфликтов. Этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.
Кроме того этносоциология изучает проблему социализации человека в поликультурной среде, что особенно важно для нашего учебного предмета, направленного на изучение процесса социализации личности средствами народной культуры.