Связующие игроки
Первый тип: выраженная сила процессов возбуждения, экстравертированность, независимость, сильное "Я". Такие спортсмены обычно играют эффективно, но любят играть и эффектно. В тактическом отношении они склонны к импровизации. На фоне хорошего эмоционального состояния способны увлечь за собой всю команду. Вторая передача у них стабильна, с высоким качеством и соответствует возможностям партнера. Таким игрокам необходимо настраивать себя на игру. Все действия перед игрой должны быть завершенными и несколько замедленными, речь — спокойной, размеренной. В разминке основное внимание надо уделять качеству исполнения каждого игрового элемента. Любой неудачный прием мяча анализируется с вводом коррекций по времени и месту исполнения. После двух-трех ошибок начинается "поиск виноватого", предъявляются претензии там, где скорей виноват сам игрок. Учитывая такие особенности спортсменов, рекомендуются эмоционально неокрашенные реплики тактического характера. Бесполезно говорить: "Соберись!", "Внимательнее!". Лучше давать конкретное задание. Например: "В первом розыгрыше сыграй "крест", во втором — "впрыжку". Желательно, чтобы в репликах был оценочный элемент, который направлен не на игрока, а на соперников.
Нельзя сдерживать такого игрока и не давать возможности выплескивать свои эмоции на партнеров (разумеется, если они не переходят границ). Хорошо, если и партнеры знают эту особенность игрока и сдержанны в таких ситуациях. Когда ошибки повторяются, лучше порекомендовать тренеру заменить игрока, и посоветовать ему посмотреть на игру со стороны, не делая никаких замечаний, и лишь после паузы спокойно, аргументированно и кратко разобрать ошибки и порекомендовать спортсмену, наблюдая за действиями партнеров на площадке, моделировать свою игру. Вариант внутреннего монолога: "Молодец!" (это об игроке, вышедшем на замену). Но лучше бы дать эту передачу быстрее".
Второй тип: спортсмены с уравновешенной нервной системой, интровертированные, со слабо выраженным собственным "Я", с сильной зависимостью от группы.
В напряженных ситуациях борьбы стабильность передач у них часто снижается, появляются, казалось бы, изжитые ошибки, снижается уверенность в своих возможностях. Такие игроки, как правило, мнительны. Реплики тренера в основном носят, как говорят психологи, оценочно-экспрессивный характер: "Во время прочувствовал замысел партнера!". "Не получилось, но задумал верно". У таких спортсменов не часто бывают конфликты с коллективом, но если он все-таки возник, надо срочно его разрешить. Ставить на игру такого спортсмена в состоянии конфликта нельзя.
Незадолго до решающих игр необходимо искать средства отвлечения мыслей спортсмена. Он не должен думать о последствиях неудач или поражений.
Поэтому тренер начинает искусственно формировать отвлекающую доминантную установку: или подолгу отрабатывать какой-либо технический прием, хотя, казалось бы, накануне игр не до этого, или дать большой объем средств физической подготовки (разумеется, избегая тех, которые могут привести к переутомлению). Такого спортсмена нельзя оставлять наедине со своими мыслями. Рядом постоянно должен быть человек, который может формировать "внутреннюю психическую опору". Лучший партнер в этом случае — полностью противоположный тип: эмоциональный, реактивный, безудержный. Одно дело — поддержка со стороны тренера (которая иногда воспринимается как искусственная), другое — искренняя реакция партнера.
Однако у нападающего, как правило, интровертированность, зависимость от группы, инертность выражены более сильно, чем у связующих. При работе с такими игроками лучше стремиться использовать их достоинства, чем пытаться устранить недостатки. Иначе, исправив недостатки, мы можем потерять игрока, как одаренную своеобразную индивидуальность.
Для нападающих первого типа характерна довольно однообразная игра. Когда ситуация требует разнообразия в игровых действиях, качество игры заметно снижается. Такие игроки не имеют лидерских склонностей, и их результативность целиком зависит от игры партнеров. Игроки такого типа эффективны при простой игре, и поэтому ради них приходится упрощать тактику. В нападении такой спортсмен — "стержень" игры. Но если уж он попадает в полосу кризиса, практически из него выйти не может. Лучше сразу делать замену и перестраивать тактику игры. Вся программа воздействий направлена на подготовку к следующей игре.
Большинство приемов похожи на те, которые рекомендовались связующим второго типа: искренняя поддержка со стороны тренера и партнеров, аргументированный разбор игры, полное исключение всевозможных упреков и претензий.
Подходит прием, который в психологии называется "снятие запрета на ошибку". Схема рассуждений тренера примерно такая: "Вчера спад в игре был случайным, и я уверен, сегодня ты сыграешь и сможешь решить исход игры. Не бойся ошибиться. Ты сильный нападающий и пробьешь любой блок".
Второй тип: преобладание возбудительных процессов над тормозными, неуравновешенность, слабый самоконтроль на фоне сильной мотивационной установки. Такие игроки, как правило, талантливы, но трудно управляемы. Их игра не поддается никаким видимым закономерностям. Они склонны преувеличивать сложность своего положения и имеют тенденцию к неадекватной оценке ситуации. Поэтому средства психического воздействия следует применять до игры, а не во время ее. Особую роль играет специализированная разминка (перемещение в низкой стойке, упражнения с элементами акробатики, имитация действий в защите). Она направлена на улучшение уровня психической концентрации. Здесь подходит следующий прием: игрок выбирает объект восприятия и, по условному сигналу (например, "Внимание!"), осознанно концентрирует на нем свое внимание. Такое "пусковое" слово при частном использовании становится привычным и помогает выработать нужный стереотип поведения. Наиболее подходящий объект в этом случае — сетка.
Полезно при перемещении по площадке четко контролировать свое место на ней. Например, выполнив падение, тут же оценить, что сзади на расстоянии одного метра — лицевая линия и т.д.
Третий тип: свойства нервной системы примерно такие же, как у нападающих второго типа, хотя возбуждение преобладает в меньшей степени. Личностные качества: высокий интеллект, склонность к лидерству, эффективность самоконтроля.
В процессе предыгрового общения с таким игроком внимание не нужно обращать на его психическое состояние — только на тактику, причем и здесь спортсмену должна быть дана возможность выбора того или иного рисунка игры из нескольких вариантов. Такие игроки реализуют идеи тренера в деятельности команды. Они должны больше, чем другие, знать перспективы развития команды, программу ее подготовки.
Здесь важно прийти к выводу, что поиск психических резервов должен заключаться в анализе индивидуальности игрока и в подборе тех средств, которые адекватны его психофизиологическим и личностным особенностям, а также его роли в команде.