Свойства и виды восприятия. Перцептивный образ и его свойства
Восприятие - непосредственное чувственно-предметное отражение внешнего мира. На основе восприятия осуществляется деятельность других психических процессов.
Восприятие (перцепция) - отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессах восприятия формируется целостный образ предмета, ситуации, человека, называемый перцептивным образом. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.
Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Предметность как качество восприятия играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы используем их на практике.
Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.
Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же, мелодия выделяется им как целостная структура.
Еще одно свойство восприятия - константность - обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменений условий восприятия. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако, хотя при изменении дистанции наблюдения величина объекта на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемая величина остается неизменной.
Люди, постоянно живущие в густом лесу, отличаются тем, что они никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдались у жителей равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного здания: им все казалось маленьким или игрушечным. В то же время строители, работающие на лесах, утверждают, что они видят объекты, находящиеся внизу, без искажения размеров.
Эти примеры убедительно доказывают, что константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Опыт многократного восприятия одних и тех же объектов при разных условиях лежит в основе устойчивости перцептивного образа относительно этих изменчивых условий. Константность восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.
Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, обусловленном особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д. Из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений он выделяет в данный момент лишь некоторые из них.
Осмысленность восприятия указывает на связь восприятия с мышлением, с пониманием сущности предметов. И хотя восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека всегда тесно связано с мышлением, пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.
Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие - активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется ОГЛАВЛЕНИЕм прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит.
ОГЛАВЛЕНИЕ восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Это удается сделать, только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента. Существенным фактом, влияющим на ОГЛАВЛЕНИЕ восприятия, является установка субъекта, т.е. готовность воспринять что-то определенным образом. На процесс восприятия также влияют эмоции, которые могут существенным образом изменить ОГЛАВЛЕНИЕ восприятия.
Все сказанное о влиянии на восприятие личностных факторов (прошлого опыта, мотивов, целей и задач деятельности, установки, эмоциональных состояний) показывает, что восприятие - это активный процесс, который зависит не только от свойств и характера раздражителя, но в большей степени от особенностей субъекта восприятия, т.е. человека, который воспринимает.
В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте восприятия, различают восприятие зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности органов чувств. Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, выделяя восприятие времени, движения и пространства. Их восприятие зависит не только от наших сенсорных способностей, но и от точек отсчета, которые мы устанавливаем при их оценке.
Восприятие пространства является важным фактором взаимодействия человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает: восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Сам ощущающий человек - материальное тело, занимающее определенное место в пространстве и обладающее определенными пространственными признаками: величиной, формой, тремя измерениями, направлением движения в пространстве.
Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов в пространстве относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной активности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов.
К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между полушариями головного мозга в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух и т.д. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенной степени ведущей, доминирующей. Отношения между сторонами анализатора в смысле доминирования динамичны и неоднозначны.
Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что он, перемещаясь на каком-то фоне, вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета: человеческий глаз фактически не может наблюдать за передвижением светового луча при скорости меньше 1/3° в секунду (что соответствует перемещению на ширину большого пальца при вытянутой руке за 6 с). Поэтому невозможно непосредственно воспринимать движение минутной стрелки на часах, так как она передвигается со скоростью 1/10° в секунду.
Даже при отсутствии фона, например в темной комнате, можно следить за движением световой точки. Очевидно, мозг истолковывает движения глаз как показатель движения предмета. Однако чаще всего фон есть, и однородным он бывает редко. Поэтому при восприятии движения мы можем дополнительно использовать показатели, связанные с самим фоном, - элементы, перед которыми или позади которых передвигается наблюдаемый предмет.
Время - это человеческая конструкция, позволяющая размечать и распределять свою деятельность. Восприятие времени - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Чувство времени не является врожденным, оно развивается в процессе накопления опыта. Восприятие времени зависит от внешних и внутренних факторов. Но так же, как и у других форм восприятия, у восприятия времени существуют свои ограничения. В реальной деятельности человек может надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени.
Различные факторы могут изменять оценку протекающего времени. Некоторые физиологические изменения, например высокая температура, могут вызвать переоценку времени, в то время как понижение температуры тела, наоборот, - недооценку. То же происходит под влиянием мотивации или интереса, под воздействием наркотиков. Успокаивающие лекарства и галлюциногены, ускоряющие психические процессы, способствуют недооценке отрезков времени, а возбуждающие ускоряют психические процессы, влекущие за собой переоценку времени.
Восприятия часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте. В этом случае можно выделить преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Преднамеренное восприятие по сути является наблюдением. Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения - непременное условие профессиональной подготовки многих специалистов, оно же формирует важное качество личности - наблюдательность.
Один из важных принципов организации восприятия заключается в том, что человек воспринимает окружающий мир как фигуру на фоне. Фигура - это то, что ясно и отчетливо осознается, имеет четкие границы и хорошо структурировано. В то же время фон - это нечто неотчетливое, аморфное и неструктурированное. Например, свое имя мы услышим даже в шумной компании - оно обычно сразу выделяется как фигура на звуковом фоне. Однако вся картина восприятия перестраивается, как только становится значимым другой элемент фона. Тогда то, что до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.
Макс Вертгеймер, основатель гештальтпсихологии, определил факторы, обеспечивающие визуальную группировку элементов и выделение фигуры из фона.
Фактор сходства. В фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине, текстуре и т.д.
Фактор близости. В фигуру объединяются близко расположенные элементы.
Фактор "общей судьбы". Элементы могут объединяться общим характером изменений, наблюдаемых в них. Например, если группа воспринимаемых элементов смещается или движется относительно других элементов в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру.
Фактор "вхождения без остатка". Несколько элементов легко объединяются в фигуру тогда, когда не остается ни одного отдельно стоящего элемента.
Фактор "хорошей линии". Из двух пересекающихся или касающихся линий фигурой становится линия с наименьшей кривизной.
Фактор замкнутости. Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.
Фактор простоты (пергнантности). В восприятии происходит организация стимулов таким образом, чтобы получившаяся фигура была максимально симметричной, простой и устойчивой.
Еще одним важным феноменом человеческого восприятия можно считать его иллюзии. Иллюзии восприятия (от лат. illudere - обманывать) определяются как искаженные восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения. Можно назвать следующие их виды:
1) иллюзии, связанные со строением глаза. Примером служат иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными (так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового по размеру черного квадрата на светлом фоне);
2) переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве;
3) иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков (иллюзия Эббингауза);
4) перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера-Лайера прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине. Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большего различия двух соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом;
5) иллюзия железнодорожных путей. Если смотреть вдаль, то складывается впечатление, что параллельные рельсы у горизонта пересекаются.
Причины, вызывающие иллюзии, многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие - влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения, например одним глазом или при неподвижных осях глаз. Ряд иллюзий обусловлен оптикой глаза. Большое значение в возникновении зрительных иллюзий имеют сложившиеся в прошлом опыте временные связи. Зрительные иллюзии восприятия широко используются в живописи и архитектуре.
Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А. Шарпантье: если поднимать два одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру воспринимается как более тяжелый и наоборот. В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если скрестить указательный и средний пальцы и одновременно прикоснуться ими к шарику или горошине, покатать их, то будет восприниматься не один шарик, а два.
Зрительные иллюзии обнаружены и у животных. В частности, именно на их основе формируются различные способы маскировки и мимикрии. Все эти явления убеждают, что существуют какие-то общие факторы, вызывающие возникновение иллюзий, и для многих из них до сих пор нет убедительного толкования.