Сводная система показателей рентабельности организации
Коэффициенты оценки рентабельности (прибыльности) - система показателей, характеризующих способность предприятия генерировать необходимую прибыль в процессе своей хозяйственной деятельности и определяющих общую эффективность использования активов и вложенного капитала.
Для проведения такой оценки используются следующие основные показатели: коэффициент рентабельности активов; коэффициент рентабельности собственного капитала (коэффициент финансовой рентабельности); коэффициент рентабельности продажи продукции (коэффициент коммерческой рентабельности); коэффициент рентабельности текущих затрат и др. (табл. 12.4).
Таблица 12.4. Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность)
Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о "нормальных" значениях показателей рентабельности. Сопоставление своих показателей с их допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия. В России эта практика пока отсутствует, поэтому единственной базой для сравнения служит информация о величине показателей в предыдущие годы.
Валовая рентабельность (К6) отражает, сколько валовой прибыли в каждом рубле реализованной продукции (работ, услуг). В зарубежной практике этот показатель называется маржинальным доходом (коммерческой маржой).
Особый интерес для внешней оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности организации представляет анализ не таких традиционных показателей прибыльности, как затратоотдача (Я7), которая показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 руб. затрат. Наиболее информативным является анализ рентабельности активов (Я4) и собственного капитала (Я5).
Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.
Можно сказать, что рентабельность активов - показатель, производный от выручки. Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличение стоимости активов, т.е. ускорением оборачиваемости активов.
Имеет ли значение для оценки финансово-хозяйственной деятельности организации, за счет каких факторов растет или снижается рентабельность активов? Безусловно, имеет. Потому что у разных предприятий неодинаковы возможности повышения рентабельности продаж и увеличения объема реализации.
Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или снижения затрат. Однако эти способы временные и недостаточно надежны в нынешних условиях. Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям укрепления своих позиций, состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию той продукции (работ, услуг), необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.
По нашему мнению, анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте, следует принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя.
Первая связана с проблемой выбора стратегии управления финансово-хозяйственной деятельностью организации. Если выбирать стратегию с высоким риском, то необходимо получение высокой прибыли, или наоборот, - небольшая прибыль, но почти не рискуя.
Вторая особенность связана с проблемой оценки. Числитель и знаменатель многих показателей рентабельности выражены в денежных единицах разной покупательной способности. Числитель, т.е. прибыль, динамичен. Он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары, услуги в основном за истекший период. Знаменатель порой складывается в течение ряда лет. Он выражен, как правило, в учетной оценке, которая может существенно отличаться от текущей оценки. Поэтому высокое значение рентабельности может быть неэквивалентно высокой отдаче на инвестируемый капитал.
И, наконец, третья особенность связана с временным аспектом деятельности организации. Например, коэффициент чистой рентабельности (К3), влияющий на рентабельность собственного капитала, определяется результативностью работы отчетного периода, а будущий эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Если организация планирует переход на новые технологии или другую деятельность, требующую больших инвестиций, то рентабельность капитала может снижаться. Однако если расходы в дальнейшем окупятся, то снижение рентабельности (К5) нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.
Учитывая то, что показатели деловой активности и рентабельности относятся к более точным показателям эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, можно использовать "матрицу эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации", основанную на широко известных и популярных разработках западных экономистов: ВСС (сравнение темпов роста фирмы и доли рынка); МакКинси (сравнение привлекательности рынка и конкурентоспособности) и др.
В матрице определяющими направлениями являются деловая активность и рентабельность организации (рис. 12.6).
Рис. 12.6. Матрица эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации
Квадрат "пассивность" характеризует организацию, у которой наблюдается низкий уровень рентабельности и деловой активности. Это либо вновь созданная организация, либо находящаяся на грани банкротства, поскольку деловая пассивность и низкая рентабельность приводят к падению финансовой устойчивости и последующей несостоятельности.
Квадрат "скрытые возможности" характеризует организацию, проявляющую высокие деловую активность и рентабельность. Это возможно в случае наращивания производственного потенциала и реальных возможностей повышения как рентабельности, так и деловой активности.
Квадрат "максимальная активность" характеризуется высоким уровнем показателей деловой активности и рентабельности. Организация -лидер на отраслевом рынке, стабильно выполняет свои функции, удерживает положительную динамику основных результативных показателей.
Квадрат "нестабильная эффективность" характеризует организацию с высоким уровнем деловой активности, но низким уровнем рентабельности. Отсутствие внятной политики в отношении наращивания производственного потенциала, модернизации основного капитала, совершенствования технологии и финансовой стратегии (привлечение кредитов, займов, новых собственников) может привести к потере конкурентоспособности и утрате рыночных позиций.
Такая матрица может помочь идентифицировать положение отдельной организации и определить возможные перемещения по квадратам матрицы в будущем с учетом ожидаемых изменений внутренней и внешней среды на основании решения собственников, руководства, прогнозов ведущих экономистов, консалтинговых и аудиторских фирм.
Предложенная матрица может быть использована для идентификации жизненного цикла анализируемой организации, поскольку деловая активность существенно зависит от этапов жизненного цикла. Так, квадрат "пассивность" характерен на этапе зарождения либо на стадии, предшествующей ликвидации. Квадрат "скрытые возможности" может сигнализировать о стадии подъема и развития организации. В это время, как правило, идет наращивание производственного потенциала, установление принципиальных деловых контактов, максимальное привлечение средств собственников и инвесторов.
"Максимальная активность" наблюдается на стадии зрелости организации. В это время вся финансово-экономическая система функционирует с максимальной отдачей. Квадрат "нестабильность" присущ организациям, находящимся, как правило, на стадии старения. Именно в это время необходимо прорабатывать вопрос дальнейшего функционирования организации: сворачивание производства и переход в другие сферы деятельности либо коренная модернизация всего хозяйственного механизма.
Таким образом, матрица эффективности финансово-хозяйственной деятельности может быть неотъемлемой частью анализа и управления показателями результативности деятельности организации.
Рассмотрение сущности результативности позволяет определить основные задачи ее анализа. Они заключаются в том, чтобы: во-первых, определить достаточность достигнутых результатов для рыночной устойчивости организации, сохранения конкурентоспособности; во-вторых, изучить источники возникновения и особенности воздействия на результативность различных факторов; в-третьих, исследовать главные направления дальнейшего развития анализируемого объекта.