Сводка методов и подходов

В табл. 1.2 (см. параграф 1.5) представлены семь методов теории концептуальных переходов. На наш взгляд, именно они имеют основополагающее значение для учения о методах, т.е. методологии. В различных методологических руководствах методы, как правило, перечисляются один за другим в произвольном порядке, их связь друг с другом не ясна. По нашему мнению, эту связь выявляет теория концептуальных переходов. Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению основополагающего значения методов концептуальных переходов, отмечу отличие методов от подходов. Только для методов характерно детальное прописывание механизма концептуальных переходов. Подходы же выступают как акцентирование на отдельном концепте. Приведем перечень методов:

1. Дедуктивный метод. В логике и математике его часто называют аксиоматическим методом. Имеется в виду, что аксиомы сродни принципам других наук. Из них выводятся теоремы. Дедуктивный метод часто называют также гипотетико-дедуктивным и дедуктивно-номологическим. В первом случае подчеркивается предположительный, гипотетический характер дедуктивных концептов (вполне возможно, что эксперимент не подтвердит их). В случае использования термина "дедуктивно-номологический метод" акцент делается на особой роли законов (о принципах забывают!). Отметим еще, что дедуктивный метод реализуется различными путями. Например, математическое доказательство осуществляется либо непосредственно, т.е. исходя прямо из принципов, либо посредством приведения к абсурду, либо на основе примеров, либо перебором вариантов и т.д. Конечным звеном дедукции является модель (внутри-теоретическая).

2. Аддуктивный (экспериментальный) метод. Он предполагает: установление цели эксперимента, уточнение условий его проведения, наконец, его проведение и документирование данных.

3. Индуктивный метод. Соответствующий статистический анализ проводится, как правило, посредством корреляционного, регрессионного и факторного анализа.

4. Абдуктивный метод предполагает использование многочисленных эвристических методов, в частности мозгового штурма, определение слабых и сильных сторон спорной теории, поиск проблем, организационно-деловые игры и т.д.

5. Метод построения проблемного ряда теорий составляет, по сути, ОГЛАВЛЕНИЕ генетического и исторического метода. В случае генетического подхода акцент делается на начальных звеньях проблемного ряда теорий. В рамках исторического метода особое значение придается концепту времени.

Абсолютизация прошлого (пассеизм), настоящего (презентизм) и будущего (футуризм) неуместна.

6. Метод построения интерпретационного ряда теорий позволяет установить возможность редукций одних теорий к другим или же их эквивалентность. Тут же выявляются различные случаи соответствия теорий.

7. Метод концептуальной символизации включает все случаи интернаучного (междисциплинарного) моделирования.

Далее рассмотрим подходы:

1. Динамический, или интеракционный (от лат. inter– между и actio – действие) подход. Интеракция представляет собой взаимодействие, взаимовлияние. Согласно методу интеракций все изменения, происходящие с изучаемыми явлениями, обусловливаются интеракциями. Он нацеливает на тщательное изучение цепей интеракций. Разумеется, в каждой из наук интеракция осуществляется своеобразно. Физические частицы взаимодействуют между собой. Организмы влияют друг на друга. Люди совершают поступки в соответствии со своими ценностями. Метод интеракций позволяет ответить на вопрос "Почему явления происходят некоторым образом?". Недостаточно лишь констатировать, как происходят явления. Вопрос "Почему?" всегда актуален. В смысловом отношении динамический подход реализуется не иначе как переходом концептов.

2. Атомарный, структурный, функциональный и системный подходы. Все эти подходы тесно связаны друг с другом. Они оказываются возможными лишь при условии развития онтологического представления теории. Для начала отметим дополнительность атомарного и структурного подходов. При атомарном подходе выделяют атомы явлений, а сложные процессы считают составленными из них. Атомарный подход широко используется в психологии и педагогике. Если, например, утверждается, что общество состоит из людей, которые взаимодействуют между собой, то налицо атомарный подход. Он уместен в любой науке, но тем не менее не всесилен. Вполне правомерно ставить вопрос о смысле атомов. Тогда придется обратиться к теории концептуальных переходов.

Структура – это строение чего-либо как связного целого. Структура состоит из элементов и частей, над которыми по определению доминирует целое. Согласно атомарному подходу считается, что первичен атом, а структура вторична. Структурный подход считает элементы и атомы вторичными, а их смысл – определяемым структурой. Здесь личность признается не исходным (атомарным) образованием, а системой общественных, в том числе групповых, отношений. Структурный подход широко используется в психологии и педагогике. Как видим, он дополняет атомарный метод. Налицо вполне очевидный методологический плюрализм.

С атомарным и структурным подходами сохраняет тесную преемственность функциональный подход, согласно которому особое внимание обращается на те функции, которые выполняет каждая часть структуры. Иначе говоря, речь идет о назначении, роли частей структуры.

В силу его широкой популярности особого рассмотрения заслуживает системный подход. Традиционное определение системы происходит от греческого термина systema, являющегося обозначением целого, составленного из частей. Система понимается как совокупность элементов, объединенных связями и отношениями в рамках некоторого единства. Кстати, то же самое можно сказать и о структуре. Но в представлении о системе присутствует аспект, которого нет в структурном подходе.

В первоначальных версиях системного подхода, в избытке появлявшихся во второй половине XX в., инициированных чуть ранее работами итальянского биолога Л. Берталанфи, он неизменно сопрягался с холизмом. Стремясь объяснить специфику изучаемых ими явлений, биологи, социологи, техники, обратились к концепции системных признаков. Весьма типичным для ранних форм системного подхода является, например, следующее рассуждение. Живое возникает на базе физических и химических признаков, но оно не сводится к ним. Почему? Потому что жизнь есть системное свойство. Рассуждая в русле той же установки, говорят, что социальное возникает на базе биологического, будучи особым системным (интегративным) качеством.

Приходится, однако, отметить, что оптимистические надежды сторонников системного подхода на выведение высших форм бытия из низших не оправдались. Из химии не выводится биология, из биологии не выводится психология, из психологии – педагогика. Тем не менее констатация различных уровней бытия вполне правомерна. Рассмотрим, например, молекулу воды, состоящую из двух атомов водорода и одного атома кислорода. "Внутри" молекулы воды имеет место некоторая структура, выступающая как взаимодействие между атомами.

"Вовне" та же молекула выступает как система, обладающая свойствами, которых нет у ее атомов. Таким образом, в рамках системного подхода наблюдается некоторая прерывистость: два способа рассмотрения – "внутри" и "вовне" системы – принципиально различны и не сводятся друг к другу, дополняют друг друга.

В начале параграфа отмечалось, что все методы целесообразно рассматривать с позиций концептуальной трансдукции. То же самое справедливо и применительно к подходам. В полной мере это относится и к атомарному, и к структурному, и к функциональному, и к системному подходам. Кажется, что все четыре подхода предполагают простое расчленение изучаемого явления на части, а затем сбор его в единое целое. Но стоит вспомнить концептуальную трансдукцию, как сразу же становится очевидным, что оперировать следует концептами, которые входят в состав той или иной научной теории. Без опоры на метод концептуальной трансдукции рассматриваемые подходы оказываются несостоятельными, лишенными понятийного содержания.

3. Поведенческий подход. Он возможен лишь в случае особого, поведенческого представления теории. Он не предполагает какую-либо другую динамику концептов, чем ту, которая характерна для концептуальных переходов. Именно поэтому поведенческий подход нельзя считать методом.

4. Деятельностный подход предполагает особое представление теории, деятельностное. И на этот раз не предлагается другой механизм понятий, чем тот, который содержится в рассмотренных выше семи методах.

Выводы

1. Семь методов, характерных для теории концептуальных переходов, составляют основание всех научных методов и подходов, определяя их понятийное ОГЛАВЛЕНИЕ.

2. Подходы знаменуют собой различные представления теории.