Свободные школы
Среди инновационных учебных заведений выделяются так называемые свободные школы, провозгласившие оппозицию педагогическому авторитаризму. Они возникли в начале 1970-х гг. "Свободные школы" поощряют самообразование, самостоятельное познание мира в учебном заведении и за его стенами в обстановке игры, раскованных бесед, досуга. Учителям, ученикам и родителям предоставлена свобода выбора и использования собственного опыта. Любой гражданин вправе записать своего ребенка в такую школу. По социальному составу клиентура школы может быть самой разнородной.
"Свободные школы", реформируя педагогический процесс, намеревались выстроить по-иному отношения между людьми. Авторитаризм учителя отвергается не только во имя формальных результатов обучения и воспитания, но для воспроизведения модели человеческого общежития, основанного на сотрудничестве.
Приведем три образца "свободных школ". Эти учебные заведения, исповедуя сходные педагогические идеи, тем не менее, отличаются друг от друга.
В колледже "Иной путь" (г. Беркли, штат Калифорния), учрежденном белой общиной, занималось несколько десятков школьников, для которых была создана комфортабельная эмоционально-экспрессивная обстановка. Идея свободы учеников выливалась в хаотическую, но увлекательную жизнь. Например, устраивали совместные завтраки учителей и учеников, на которых на равных и непринужденно обсуждались текущие дела и социальные проблемы (экология, контроль рождаемости пр.).
В другой "свободной школе" г. Беркли, созданной афроамериканцами, отношения учеников с учителями не переходили в фамильярность. Но учащиеся были вправе посещать или пропускать учебные занятия. На уроках им позволялось бездельничать, читать газеты. Впрочем, в итоге необходимо было отчитаться о результатах учебы.
В колледже г. Миннеаполиса ученики получили свободу выбора между пятью основными формами учебных занятий: индивидуальные беседы с учителем; индивидуальные занятия в лабораториях и библиотеке; занятия в мелких группах; занятия в больших группах.
Школы будущего
В 1956 г. Национальная ассоциация средних школ США создала комиссию для определения и экспериментальной проверки модели школы будущего. Комиссию возглавил профессор Л. Трамп. В 1961 г., после предварительного эксперимента и обсуждений, комиссией была предложена модель инновационного учебного заведения – "Школа будущего". Такая школа должна была соответствовать, по крайней мере, следующим характеристикам:
– обучение бригадой учителей. Наиболее опытный педагог стоит во главе бригады и, как правило, занимается со всем классом, читает лекции. Остальные учителя проводят занятия в группах. Помощники учителей помогают организовывать занятия, оценивать знания учеников. Учителя вправе вести учебные темы на выбор;
– замена обычной классно-урочной системы. Часть занятий в виде лекций (особенно при освоении нового материала) идут в больших группах до 100 учеников. На это отводится около 40% учебного времени; на занятия в мелких группах по 15 учеников выделялось 20% учебного времени; такие занятия протекают в форме семинаров. Оставшиеся 40% учебного времени приходились на индивидуальную самостоятельную работу в центрах учебных ресурсов (библиотека, лаборатории и пр.);
– изменение режима ежедневных занятий в классе. Вместо обычных 40–55-минутных уроков вводятся два-четыре 15–20-минутных модуля, которые не прерываются звонками. Учащиеся занимаются по индивидуальным расписаниям;
– разделение программы на обязательную часть и области глубокого изучения, которые вариативны для разных учащихся. Доля областей глубокого изучения постепенно возрастает и достигает к последнему классу более половины учебного времени.
Модель "Школы будущего" Трампа проверялась почти в 100 школах различных штатов. Для сравнения с экспериментом, как правило, сохранялись контрольные классы с традиционной организацией. В разной степени полноты модель Трампа была осуществлена в Оклефском колледже (Питсбург), колледже Истон Эреа (Пенсильвания), колледже Сент-Джон (Аннаполис) и др. Так, ученики Оклефского колледжа занимались по индивидуальным планам (персональные задания в классе, консультации с преподавателями, самообразование). В Сент-Джоне широко практиковали утренние занятия в группе (не более десяти учеников); гораздо реже, и только в выпускном классе, проводили семинары, назначение которых состояло прежде всего в формировании культуры дискуссии. В колледже Истон Эреа занятия проводились по английскому языку, математике и истории. Члены бригады встречались не менее одного раза в неделю для обсуждения совместной работы. Лекции для больших групп учащихся проводились один раз в день. В школе применялась гомогенная группировка учеников по способностям и склонностям.
Вслед за моделью Трампа были предложены и апробированы иные модели "Школы будущего". Одна из них именовалась "Программа одного года". Вот как описывают ее сами авторы: "Мы как бы берем один толстый учебник и разбиваем его на 12 сравнительно небольших порций, каждая из которых ставит ученику некую достижимую цель". В течение 12 лет обучения каждый ученик, таким образом, должен освоить ежегодно одну такую порцию.
Авторы другого проекта – "Управляемое продвигающее обучение" пред лагали разноуровневые программы для каждого школьника. Вот как должно было выглядеть подобное обучение. Пришедшему в школу ребенку ставят "диагноз", основываясь на его способностях и интересах. Ему предлагают изучать программу на уровне той ступени, которая соответствует его способностям и интересам. Он может заниматься, к примеру, английским языком по программе 5 класса, математикой – по программе 6 класса, естественными науками – по программе 7 класса и т.д.