Свободное воспитание

Щадящая технология плохо сочетается с коллективным воспитанием, требующим определенного порядка, дисциплины, взаимоподдержки, взаимоконтроля. Она имеет индивидуалистическую направленность, к которой ближе всего находится так называемое свободное воспитание.

Идеи свободного воспитания получили значительное распространение в дореволюционной России. Л. Н. Толстой последовательно отстаивал идеи свободного саморазвития ребенка и считал, что школа и образование должны быть абсолютно свободными. Дальнейшее развитие теория свободного воспитания получила в трудах К. Н. Вентцеля (1857–1947), утверждавшего, что совершенствование общественного строя в России может произойти только через свободное воспитание. В начале нового века (1907–1918) в России выходил журнал "Свободное воспитание", издававшийся в Москве под редакцией И. И. Горбунова-Посадова. В нем участвовали такие видные педагоги и общественные деятели, как К. Н. Вентцель, Н. В. Чехов, С. Т. Шацкий, Η. Н. Гусев. В журнале печатались статьи Н. К. Крупской, критиковавшей старую школу.

Характерно, что советская школа с ее идеологической зашоренностыо так и не приняла свободного воспитания. В "Педагогическом словаре", изданном в 1960 г., свободное воспитание названо "мелкобуржуазной педагогической теорией", которая идеализирует ребенка, признает его "первообразом правды, истины и красоты", предполагает его саморазвитие. Но, направленная против муштры и угнетения детей, формализма и зубрежки в обучении, она не может противопоставить этим явлениям правильного метода воспитания. Эта теория отрицает права взрослых направлять воспитание ребенка, руководить им, считая такое руководство насилием над детской личностью. Идеологами советской педагогики критиковались теоретические основы свободного воспитания, практика организации учебно-воспитательных учреждений, где применялись соответствующие технологии. Считалось, что все это только декларируется, между тем как практически системы свободного воспитания предусматривают управление всеми действиями и поступками ребенка.

В советское время резко критиковали западную школу, отрицали ее учебные планы, программы, учебники. Особенно не нравилось марксистско-ленинским идеологам, что на первое место она ставила саморазвитие и самовоспитание детей, отказывала педагогу в руководящей роли. Вот и сегодня идеи и технологии свободного воспитания если и признаются и даже рекомендуются к внедрению, то как-то вполсилы, как благие пожелания, а не всеобщая стратегия обновления воспитания.

В основе современных технологий свободного воспитания лежит гуманизм как общий принцип уважения человека, его жизни и достоинства, прав и свобод. Степень гуманизации (реализации принципа гуманизма) можно сделать критерием и индикатором воспитательной технологии. Однако здесь существует определенная трудность: сегодня никто не согласится признать свою школу принудительной, авторитарной и негуманной, и будет совершенно прав в своем утверждении относительно ее демократических характеристик. Следовательно, не субъективные вербальные оценки должны ставиться во главу угла научного анализа, а объективные данные, беспристрастно характеризующие уровень (степень) гуманизации. Все познается в сравнении: достаточно вычленить наиболее характерные признаки принудительной технологии и сопоставить их с признаками гуманистически организованного воспитания, как различия станут очевидны.

Определим общие зависимости, влияющие на применимость гуманистических технологий воспитания.

1. В гуманистической технологии господствуют гуманистические ценности, но провозгласить эти ценности – одно дело, а степень их практической реализации – совсем другое. Практика служит критерием истины и является первым и очевидным доказательством того, что технология направлена на реализацию гуманистических ценностей.

2. Гуманистические технологии могут применяться только в гуманистически ориентированных воспитательных системах, которые характеризуются практическим ценностным отношением к личности. Основное значение при этом придается жизни воспитанника здесь и сейчас, в настоящем, а не в будущем; действуют традиции, существуют усвоенные большинством образцы привычного поведения, роль наказаний незначительна. В нашей стране школы, в которых система отношений приближается к характеристикам гуманистической воспитательной системы, пока единичны и уникальны.

3. Гуманистическая воспитательная система может существовать только в гуманистическом обществе. Общество, не созревшее в гуманистическом смысле, не может ни понять, ни допустить гуманистического воспитания. Общая закономерность такова: в каждом обществе существует воспитательная система, которая соответствует ценностям и уровню развития данного общества.