Свобода и необходимость свободы в человеческой жизни
Существуют ли универсальные законы человеческого поведения? Обнаруживая повторяемость многих явлений действительности, древние мудрецы приходили к выводу о существовании неких универсальных сил, регулирующих бытие мира. Судьба, рок, мировой разум – подобные понятия выражали уверенность людей в том, что в основе космического порядка лежит некая необходимость, заставляющая мир вечно двигаться по одному и тому же циклу. Но в связи с этим возникал другой вопрос: чем же тогда объяснить беды и неурядицы, с которыми люди постоянно сталкиваются в своей повседневной жизни?
Для ответа па него мифологическое сознание создало образ Хаоса, т.е. сил, направленных на разрушение существующего порядка. Мир, с подобной точки зрения, оказывался полем борьбы порядка и беспорядка, борьбы, в которой действия людей могут склонять чашу весов в одну либо в другую сторону. Поэтому и первые философские системы не просто описывали устройство Вселенной, а были направлены на создание программы поведения людей, которая способствовала бы победе сил порядка. Таким образом, человек становился одним из важнейших факторов мирового устройства, а философия воспринималась в качестве средства воспитания людей в нужном направлении.
Исходя из подобных представлений, люди и собственное поведение ставили в зависимость от мирового закона, считая главной задачей осознание велений судьбы и неукоснительное следование им. Описание мирового устройства определяло действия каждого человека. Античный философ Демокрит утверждал, что так же, как атом не может произвольно изменить траекторию своего движения, человек не должен уклоняться от выполнения законов, действующих в обществе. В противном случае мировой порядок будет нарушен. Таким образом, в древних философских системах физика (учение о природе) оказывалась основой этики (учении о нравственности). Такой взгляд был характерен не только для европейского сознания, древние мировоззренческие системы Востока выражали сходные идеи.
Так, в соответствии с китайским учением даосизма, бытие мира (и каждого человека) управляется единым универсальным законом – дао, определяющим сущность каждой вещи и потому предписывающим всему "правильный" путь, сворачивать с которого ничто и никто не должны. Ставя человека в зависимость от общего устройства Вселенной, даосизм рассматривал жизнедеятельность людей как проявление единой сущности. Занимаясь бытовыми делами, человек одновременно реализует космическую потребность. Поэтому в любом его занятии проявляется общий универсальный закон, определяющий все устремления и поступки каждого в отдельности и всех вместе.
В Средние века вместе с распространением мировых религий (прежде всего, христианства и ислама) укрепилось представление о том, что жизнь каждого человека предопределяется божественной волей, и люди не могут самостоятельно управлять своими действиями. Зависимость от этих сил рассматривалась как проявление той всеобщей необходимости, о которой рассуждали первые философы. Богословы подчеркивали, что без веления Божьего "и волос не упадет с головы человека". В каком тогда смысле можно было говорить о человеческой свободе в столь жестко регламентированном мире?
Идея "свободы воли" человека была существенно важной для религиозного мировоззрения, поскольку лишь свободный человек мог решать – идти ли ему по пути Добра или выбрать сторону Зла. Каждый становится праведником или грешником в зависимости от собственного, индивидуального выбора. Лишь в этом случае грех может рассматриваться как действие, заслуживающее наказания.
В самом деле, если никто из людей не способен действовать произвольно, то понятие греха теряет свой смысл. Только возможность самостоятельно выбирать вариант поведения делает человека ответственным за его поступки. Следовательно, введение понятия "свобода" указывало на особое место людей в окружающем мире, в некотором смысле ставило их вне круга природы, в которой каждое явление представляет собой результат действия раз и навсегда заданных причинно-следственных связей.
Древние философы считали разум той силой, с помощью которой люди могут сами ограничивать собственный произвол, без обязательного внешнего воздействия. Идея самовоспитания была чрезвычайно важна для античной культуры и определяла стремление греческих философов к умеренности, как основе общественной гармонии. В третьей книге своих "Законов" Платон выводит персонаж (представленный под именем "Афинянин"), который, доказывая преимущество греческой демократии над деспотией персидского государства, говорит: "Если ввести и там, и тут некоторую умеренность, в одном из них ограничить власть, а в другом свободу, тогда, как мы видели, в них наступит особое благополучие; если же довести рабство или свободу до крайнего предела, то получится вред и в первом, и во втором случае". Таким образом, само понятие человеческой свободы изначально связывалось с пониманием важности ее регулирования. Но как соотносится необходимость, проявляющаяся в мире вещей, со свободным волеизъявлением человека?
Попытки найти ответ на данный вопрос обусловили появление учения о жесткой обусловленности человеческой воли внешними факторами, что заставляло видеть в людях некие машины, поведение которых не зависит от их субъективных состояний и никогда не осознается ими полностью. Данная точка зрения составила ОГЛАВЛЕНИЕ такого течения, как "фатализм" (от лат. fatum – рок), считающего любой человеческий поступок проявлением неотвратимого предопределения. С другой стороны, представители "волюнтаризма" (от лат. voluntas – воля) объявили именно волевой порыв высшим принципом бытия, определяющим само существование природной реальности.
Понятия "свобода" и "необходимость" стали выражением противоположных границ, определяющих с разных сторон способ взаимодействия людей с окружающей действительностью. В философии под необходимостью обычно понимают такую связь явлений, которая носит устойчивый, постоянно повторяющийся характер. Следовательно, необходимость определяет действия людей извне, заставляет их соотносить свои желания с объективными условиями и ограничениями, налагаемыми природной и социальной средой. В самом деле, как природное существо человек зависит от всех законов, регулирующих функционирование любых объектов и явлений, составляющих ОГЛАВЛЕНИЕ реального мира. Но при этом люди обладают знанием этих законов, что дает им возможность выбирать как цели, определяющие их действия, так и способ осуществления этих действий. Поэтому термин "свобода" обозначает способность человека все таки действовать в соответствии со своими интересами и целями, используя имеющиеся знания о законах мирового устройства.
Немецкий философ Гегель говорил о том, что "человеческий разум хитер", поскольку помогает людям "обходить" природные ограничения. Человек свободен не потому, что может не обращать внимания на известные ему законы, а потому, что, используя их, он изобретает средства для достижения своих целей. Люди не могут летать как птицы, но, построив самолеты и ракеты, преодолели земное притяжение.
Европейские мыслители, начиная с XVII в., старались трактовать свободу не как нарушение установленного порядка, а как особое проявление необходимости, лежащей в основе бытия мира. Так, Томас Гоббс, например, утверждал, что вода реки течет по определенному руслу не только потому, что обладает свободой течь, но еще и потому, что необходимость обусловливает ее продвижение именно по этому, а не иному руслу. Сравнивая движение воды с поведением людей, он писал в своем главном сочинении "Левиафан": "Так как добровольные действия проистекают из воли людей, то они проистекают из свободы, но так как всякий акт человеческой воли... проистекает из какой-нибудь причины, а эта причина – из другой в непрерывной цепи... то они проистекают из необходимости".
Другой мыслитель этой эпохи Бенедикт Спиноза пытался найти истоки свободы во внутренней природе вещей, рассматривая необходимость как проявление внешнего принуждения. В своей знаменитой "Этике" он так определял свободу: "Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой же или лучше сказать принужденной называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию". С такой точки зрения, необходимость и свобода взаимно обусловливают друг друга и одновременно выступают в роли взаимно несовместимых противоположностей.
Настоящая свобода предполагает способность индивида самостоятельно выбирать такие решения, которые являются для него необходимыми, в силу его собственного самостоятельного выбора. Она состоит не в том, что кто-либо может безнаказанно следовать своим наклонностям, а в укрощении дурных страстей и пороков, которое зависит от сознательных усилий самого человека и не рассматривается как результат внешнего принуждения.