Лекция 15. СВОБОДА КАК ЭТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

что такое свобода как политический лозунг;

• что такое свобода как этическая ценность;

• что такое идея личной свободы;

уметь

• анализировать смысловую подвижность идеи свободы;

• проводить различие между конформизмом и нонконформизмом;

владеть

• навыками истолкования "бегства от свободы".

Величайший плод ограничения желаний – свобода.

Эпикур

Идея рока, судьбы

Свобода – одна из ведущих ценностей европейской культуры. Первые философские постижения свободы находим в древних размышлениях о роке. Судьба – предопределенность событий и поступков, совокупность всего сущего, которое влияет и не может не влиять на бытие человека, народа. Древние греки создали культ судьбы и олицетворяли ее в виде Мойры, Тюхе, Ате, Хеймармене, Ананке, Антропоса. Эта высшая сила могла олицетворяться в образе природы или какого-нибудь божества.

Древний эллин, как подмечает В. С. Библер, внутренне, насущно покорен року, космической судьбе, справедливости. "Он обреченно (в этом его мужество) избывает предначертания судьбы, – предначертания, в которых на века, в смене десятков поколений предопределены рождения, и жизни, и смерти родов, племен, полисов. Эллин не может и не должен знать (это было бы преступлением) свою судьбу и тайный смысл своих поступков. Он должен честно сыграть свою роль в космической трагедии. Но одновременно и в том же отношении – древний эллин целиком, индивидуально отвечает за космический рок, за его завязку и развязку. Это индивид, могущий и долженствующий – и по праву – судить самого себя; индивид, способный сосредоточить единожды, – в акме (от греч. акте – высшая степень чего-либо, цветущая сила. – П. Г.) героического поступка (ослепление Эдипа, отречение от царства; или – огонь Прометея) – все прошлое и все будущее многих поколений"[1].

Это, по словам философа, индивид, полностью осознающий (в глубине души), провидящий (в глубине разума) космический роковой смысл своего невольного преступного (преступающего...) деяния, уже в самый момент его осуществления. В момент акме поступки Эдипа-царя (суд знающего правду) и Эдипа-путника (невольное отцеубийство) совпадают. Это один поступок...

Проследуем за мыслью В. С. Библера. В трагедии "Эдип в Коломне" акме поступка разомкнуто. Оно растянуто в линейную траекторию "не мной задуманного рока". Эдип теперь чувствует себя неответственным за свои поступки, не знающим что совершает. Но в трагедии "Эдип-царь" присутствует полное приятие рока, своего места и роли в исполнении космически завязанной судьбы и акме целостной индивидуальной ответственности за этот поступок, и тот и другой полюс нравственной перипетии не могут быть отторгнуты и вычеркнуты из античной нравственной архитектоники.

"Я должен отвечать за – не мной начатый, не мной завязанный – рок; я должен отвечать за поступок, мной в полной мере сознания совершенный; за поступок, в котором я (индивид) завязываю и способен развязать, избыть роковые связки человеческих судеб. Но коль скоро это так, то мой поступок безвыходно трагедиен, и – как бы я ни поступил – нарушение второго полюса данной коллизии, снова и снова делает меня виновным, вторгает меня в напряжение нравственных перипетий. Античный индивид нравственен только в такой трагедийной перипетийности своего поступка"[2].

Катарсис – важнейший момент развития действия в античной трагедии, предполагавший эмоциональную разрядку. Трагедия – не простое описание печальных происшествий и страшных убийств. Не количество драм и не число гибелей рождает жанр. Герои трагедии ищут оправдания своим поступкам. В какой-то момент они попадают, казалось бы, в безысходную ситуацию, когда им приходится до конца осмысливать собственную судьбу, свой выбор, когда любое решение может стать катастрофическим. И герой побеждает ситуацию, однако, чаще всего – ценой собственной гибели. Но вот что странно. Герой античной трагедии погибал, а зрители, вытирая проступившие слезы жалости, расходились с просветленной душой и сердцем, готовые к самым тяжелым испытаниям. Так греки открыли великую тайну драматического действия, мистическое очищение души от грязи чувственности и телесности. Они показали также, что рок и ощущение свободы связаны между собой парадоксальным образом.