Светский характер образования
В современных условиях в стране в рамках свободы совести, закрепленной Конституцией страны, расширяется сеть религиозных учебных заведений. Православная церковь организует православные гимназии и прогимназии, при церквях открываются воскресные школы. Выбор обучения в такой школе остается за родителями, лицами, их заменяющими, или самими детьми.
В государственных образовательных учреждениях образование может быть только светским, т.е. безрелигиозным. Светский характер школы ни в коей мере не предполагает, что в ней не должен преподаваться курс истории религии или других общеобразовательных информативных предметов, касающихся различных религий, или ведется атеистическая работа. Речь идет лишь о том, что никакая религия, никакие религиозные обряды не имеют места в учебных планах и режиме учебного дня в школе.
Детские и молодежные общественные объединения
Наличие или отсутствие детского и молодежного движения в стране позволяет судить о степени его демократизации. Детские и молодежные объединения являются своеобразным элементом учебно-воспитательной системы. В начале советского периода (1920—1930-е гг.) детское и молодежное движение было представлено разнообразными по идеологической направленности, составу, названиям, формам и содержанию работы группами и направлениями. С укреплением и развитием пионерской и комсомольской организаций в стране возникли две взаимосвязанные, на одной идеологической основе — коммунистической, организации, поддерживаемые и финансируемые государством. Их объединяла единая политико-воспитательная цель: воспитание в духе коммунистических идей. Для пионерской организации — единая база: разные типы школ. Единая структура, единые программы, единый кадровый корпус, общее для всей страны название. В пионерскую организацию входили только дети. Вожатые отбирались по рекомендации комсомола и партии. Обе организации — пионерская и комсомольская — практически объединяли в своих рядах основную массу детей и большую часть молодежи. В пионерской организации в 1980-х гг. состояло свыше 22 млн детей.
Перестройка, начавшаяся в 1990-х гг., шла по следующим путям:
• переход детского и молодежного движения из государственного института в общественный;
• смена единой и единственной организации движением, объединившим множество разных организаций, групп и направлений;
• смена базы — любое пригодное для этого место;
• разнообразие названий, целей, программ;
• смена структуры пионерской и школьной комсомольской организаций и вновь возникших с одновозрастной и поклассной на разновозрастную и при отсутствии прямой связи с классом и школой;
• автономность деятельности и финансирования в пределах существующих правовых норм о деятельности любых общественных объединений;
• стирание резкой грани между детским и молодежными движениями.
Современные детские и молодежные общественные объединения выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами.
Если в школе как важнейшем социальном институте закладывается фундамент мировоззренческих позиций подрастающего человека, то в детском или молодежном объединении он реализует свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни, строит ее, исходя из личных интересов и общественных потребностей, часто отличающихся от интересов взрослых, заботящихся о его будущем.
В Законе "Об общественных объединениях" названы признаки различных общественных объединений.
Общественные организации — официально оформленное членство, участие в создании материальной базы организации.
Общественные движения — нет фиксированного членства, более общественно значимые цели.
Общественные фонды имеют черты как организации, так и движения.
По этому закону в стране не допускается создание организаций, проповедующих войну, насилие, национальную рознь, насильственное свержение существующего строя, вооруженных формирований.
Принципы деятельности общественных объединений: добровольность, равноправие, самоуправление, законность, гласность.
Детские и молодежные организации и объединения могут создаваться на международном уровне (скауты), на уровне СНГ (СПО (ФДО) — Союз пионерских организаций (Федерация детских объединений)), на уровне республики, на территории одного, двух и более регионов страны или действующих в масштабах города, района.
Государство не вмешивается во внутреннюю деятельность общественных объединений. Оно формирует правовую базу взаимоотношений и обеспечивает се соблюдение. Вмешательство государства допускается лишь при нарушении объединением существующих законов.
Порядок образования детских и молодежных объединений. Они создаются, если есть не менее 10 человек старше 18 лет. Разрабатывается Устав, созывается учредительное собрание (съезд, конференция), принимается Устав и образуются руководящие органы. Регистрация Устава в соответствующих органах дает объединению права юридического лица.
Детские и молодежные объединения способствуют развитию активности и самодеятельности детей, подростков и молодежи, удовлетворению различных интересов, т.е. социальному становлению и развитию. Способствуют самореализации личности в той или иной области, рациональному использованию свободного времени, профилактике правонарушений, обретению норм демократической культуры.
Детское движение — это совместные действия различных детских объединений, направленные па изменение статуса детей и подростков в обществе, посильное включение их в общественную жизнь и деятельность, развитие социального творчества и гражданского самосознания в детской среде, защиту прав и интересов несовершеннолетних.
Детские общественные объединения — общественное формирование, в котором самостоятельно или совместно со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности. Детскими общественными объединениями признаются детские, подростковые и юношеские группы, команды, клубы, союзы, общества и иные сообщества юных граждан, а также ассоциации этих объединений.
Детская организация является особым типом общественного объединения и отвечает следующим признакам:
• наличие ценностной идеи (цели), на осуществление которой направлена совместная деятельность детей и взрослых;
• добровольное вступление в организацию и свободный выход из нее;
• фиксированное членство;
• организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество;
• четко выраженная структура, определяющая положение каждого члена организации;
• установленные для всех нормы и правила;
• гарантированные для всех членов организации права совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности);
• преобладание в ее составе несовершеннолетних граждан, объединенных па добровольной основе взрослыми;
• членство по возрасту.
Тины содружеств
Общественно-политические группы: скауты, пионеры, комсомольцы, пацифисты, историко-патриотические и т.п.
Радикальные группы: скинхеды (скины), фашки (фашисты), рокеры и т.п.
Эколого-этические: зеленые и голубые патрули, группы "Грэнпис" и т.п.
Группы образа жизни: панки, хиппи и т.п.
Группы по интересам: спортивные и музыкальные фанаты, группы здорового образа жизни, поклонники восточных единоборств, толкиенисты и т.п.
Традиционные и нетрадиционные религиозные объединения: общество всеобщего сознания Кришны, дзен-буддисты, сатанисты и т.п.
В чем отличие формальных от неформальных объединений? Неформальные организации, как правило, держатся на психологических факторах, связывающих их членов, а не на законах или юридических основаниях. Их условно делят:
• на просоциальные — приносят пользу обществу;
• асоциальные — индифферентные в социальном отношении, занятые в основном удовлетворением собственных интересов и демонстративно ставящие себя вне общества;
• антисоциальные — откровенно антиобщественные объединения (это, прежде всего, нацисткие и национал-патриотические, сектантско-религиозные объединения).