СУСТАВЫ. СРАЩЕНИЯ. ДВИЖЕНИЯ И ПЛАСТИКА ТУЛОВИЩА
Зрительно туловище человека неотделимо от его верхней части, форма которой образована самостоятельным в движениях костно-мышечным образованием — плечевым поясом, как бы надетым на грудную клетку.
Для того чтобы хорошо освоить пластику туловища, необходимо рассмотреть собственно туловище без плечевого пояса, т. е. взаимосвязь таза и грудной клетки, соединенных позвоночником.
На модели опорные костные точки грудной клетки следующие. Спереди грудина, которая видна под кожей между двумя выпуклостями, образованными мягкими тканями справа и слева. Вверху грудина и сочленяющиеся с ней ключицы образуют впадину — яремную ямку, важнейший пластический пункт, от которого идет вверх построение шеи и головы, а в стороны — плечевого пояса. Мечевидный отросток на поверхность не выступает. При вдохе обрисовывается надчревный угол, отдельные ребра и (при худощавом сложении) заметны колеблющиеся ребра. Со спины в продольной спинной борозде при наклоне вперед выступают остистые отростки позвонков. Особенно выступает остистый отросток VII шейного позвонка — важный пластический пункт, он обозначает вершину грудной клетки, т. е. собственно туловища, и от него художник, рисуя сзади фигуру, ведет построение: вверх построение шеи и головы, а в сторону — построение плечевого пояса с руками.
Грудная клетка хорошо выделяется на модели при сильном вдохе; тогда могут быть видны не только упомянутые костные пункты, но частично и отдельные ребра, за исключением первых ребер, они совершенно скрыты ключицами. Через верхнее отверстие грудной клетки проходят трахея, пищевод, крупные сосуды; трахея рельефно выделяется над яремной впадиной. Нижнее отверстие грудной клетки ведет в брюшную полость.
Обобщенная форма грудной клетки напоминает собой сдавленное спереди назад яйцо; она симметрична. Срединная плоскость, проходящая спереди назад через грудину и позвоночник, делит се на две равные половины, образуя срединные линии: спереди срединная линия проходит через грудину, а сзади — через позвоночник. При построении фигуры полезно сначала трактовать грудную клетку согласно этой обобщенной
форме. Намечать срединную линию и, согласно точке зрения, намечать по обе ее стороны соответствующие объемные массивы.
Специальные мышцы расширяют и суживают грудную клетку, приподымая и опуская ребра и изменяя промежутки между ними. Тем самым грудная клетка активно участвует во вдохе и выдохе, превращаясь в своеобразный насос, который активно всасывает воздух в расширившиеся легкие при вдохе и выдавливает его из легких при выдохе. При вдохе грудная клетка целиком поднимается, становится шире, надчревный угол рельефнее и шире; при выдохе она опускается, надчревный угол становится уже, сглаживается.
При изучении грудной клетки на живой модели во время вдоха и выдоха, при движениях плечевого пояса — лопаток и ключиц, вместе с руками, становится ясно, что грудная клетка образует основную и неизменную форму верхней части туловища, а скелет и мускулатура плечевого пояса как бы наложены и движутся поверх грудной клетки. Никакие движения плечевого пояса и рук форму грудной клетки изменить не могут. Поэтому при построении фигуры в любой позе при любом движении рук сначала тщательно находят обобщенную форму грудной клетки и лишь после этого поверх накладывают формы плечевого пояса и плеч.
Костной опорой нижней части собственно туловища является таз; костные его выступы, видные на модели, определяют нижние границы живота и спины. Мягкие ткани, образующие стенки живота и брюшной области (спереди и сзади), натянуты между костными опорами: ребрами— сверху, тазом—снизу и позвоночником сзади и в соответствии с передвижением этих костных опор меняют свою форму и тем самым меняют общую форму туловища.
Задняя непарная часть таза — крестец служит одновременно опорной частью позвоночника; крестец соединен с двух сторон при посредстве малоподвижных суставов с подвздошными костями. Суставы эти укреплены мощными связками, а сам крестец входит в таз наподобие клина, что дает позвоночнику еще большую устойчивость. Таким образом, позвоночник, неся на себе всю тяжесть верхней части туловища, в свою очередь опирается на таз. Позвоночник вместе с тазом образует упругую костную конструкцию, которая хорошо выносит тяжесть тела и амортизирует наподобие рессоры внешние толчки. Этой упругости способствуют изгибы позвоночника и то, что кости таза благодаря задним крестцово- подвздошным сочленениям и хрящевому лонному сращению обладают небольшой взаимной подвижностью. Несмотря на это с пластической точки зрения таз представляет собой монолитное целое.
Отдельные костные выступы таза видны или прощупываются на модели. Подвздошный гребень соответствует (хотя лежит несколько выше) этой границе между мышцами живота и таза, которая так заметна на мускулистой мужской модели — мышцы живота спускаются наплывом несколько ниже гребня. Передние верхние подвздошные оси видны по обе стороны таза, задние подвздошные ости прощупываются в ямках, лежащих по обе стороны крестца, нижняя часть крестца видна в виде плоского треугольника, обращенного верхушкой крестца вниз и переходящего в межъягодичную борозду.
Позвоночный столб соединяет таз и грудную клетку и, естественно, движения, возможные в позвоночном столбе, так или иначе на них отражаются. Кроме того, движения таза или грудной клетки через позвоночник взаимно воздействуют друг на друга. Естественно поэтому (особенно с пластической точки зрения) любое движение позвоночника, за исключением шейного отдела, рассматривать как взаимодействие между тазом и грудной клеткой.
В позвоночнике возможны движения сгибания и разгибания, наклоны в стороны, круговое движение и движение скручивания. Если (что чаще всего встречается в обычной жизни) при этих движениях таз служит опорой для позвоночника, то все эти движения являются движением грудной клетки по отношению к тазу: наклоны вперед, наклоны назад, наклоны в разные стороны. При круговом движении позвоночника грудная клетка верхушкой своей (разумеется, вместе с головой и шеей) описывает в пространстве подобие круга — это гимнастическое движение часто проделывается при зарядке.
Если же опорой является не таз, а грудная клетка, главным образом при гимнастических упражнениях на снарядах, когда грудная клетка подвешена на руках, а таз подвешен к грудной клетке, то все движения будет совершать таз (вместе с ногами) по отношению к грудной клетке.
Скручивание позвоночника в чистом виде производят сидя неподвижно. Обычно в этом движении особенно энергично участвует шейный отдел позвоночника вместе с головой, когда человек сидя оглядывается, насколько возможно, назад. При этом поворачивается и грудная клетка* неся на себе плечевой пояс вместе с руками. Если же руки имеют при этом внешнюю опору, например человек сидит за столом, положив руки1 на стол, то такой поворот может осуществляться без плечевого пояса hi рук — они останутся неподвижными, лежа на столе, а поворачиваться! будут только грудная клетка вместе с головой и шеей. Вообще, когда руки имеют внешнюю опору, движения позвоночника и грудной клетки могут происходить без сопровождения плечевого пояса. Напротив, в таких случаях грудная клетка движется относительно плечевого пояса, что, конечно, соответственно меняет внешнюю форму.
Описанное выше движение, когда человек сидя оглядывается назад* происходит во всем позвоночнике, сопровождаемое поворотом грудной клетки. Подобное движение только головой или шеей невозможно, так как повороты здесь ограничены — 65—80° в каждую сторону по отношению к сагиттальной плоскости.
Если движение скручивания позвоночника наблюдать на стоящей модели, то голова с шеей повернется назад гораздо дальше, но это произойдет не вследствие скручивания позвоночника, а за счет поворота таза* получаемого благодаря движению в суставах ног; такой размах поворота невозможен сидя, когда таз фиксирован. Вообще же при наблюдении! движений позвоночника на натуре или на себе легко спутать эти движения с движениями в других звеньях тела. Так, например, сгибание вперед грудной клетки по отношению к тазу легко переходит в сгибание в; тазобедренных суставах. Отгибание же назад по отношению к тазу легко может перейти в сгибание в коленных суставах. При энергичных поворотах в сторону часто наблюдаются значительные передвижения плечевого пояса по поверхности грудной клетки; эти движения тоже надо уметь различать от движений позвоночника, а следовательно, и грудной клетки. Все эти движения следует тщательно проверить в классе на модели и дома на себе и на товарище!
При изображении фигуры в состоянии покоя особенно со спины большое пластическое значение приобретают изгибы позвоночника. Большое пластическое значение имеют пассивные перемещения грудной клетки по отношению к перемещающемуся тазу, связанные с такими же движениями позвоночника вследствие воздействия силы тяжести. Чаще всего это встречается при установке стоячей модели. В поисках гармонического равновесия модель обычно становится с упором на одну ногу, a другую отставляет; от этого таз наклоняется в сторону отставленной ноги, а грудная клетка в поисках равновесия и наиболее удобной позы на-
Рис. 11. Наклоны таза при различных положениях тела (схема). А — стоя; Б — сидя, выпрямившись; В — сидя, развалившись; Г — сидя с наклоном тела вперед:
/ — передняя верхняя ость, 2 — задняя верхняя ость
клоняется и наклоняет позвоночник в противоположную сторону. С этим примером мы уже сталкивались в самом начале этой книги. Подобное явление, быстро чередующееся справа налево и слева направо, наблюдается и при ходьбе, и при беге—таз быстро наклоняется то в одну, то в другую сторону, и грудная клетка для сохранения равновесия колеблется вместе с позвоночником каждый раз в противоположную сторону.
Кости таза расположены в теле стоящего (в солдатской стойке) человека таким образом, что верхушка крестца находится на одной горизонтальной плоскости с верхним краем лонного сращения. Кроме того, задние подвздошные ости расположены выше, чем передние верхние ости (рис. 11). Когда человек садится, это соотношение меняется: таз запрокидывается назад и передние ости таза подымаются выше задних остей. В этом положении крестец опущен, лонное сращение подымается. Чем больше "разваливается", опираясь на спинку стула, модель, тем больше запрокидывается назад таз, так что в конце концов крестец лежит и служит вместе с седалищными буграми точкой опоры. Такое положение таза более устойчивое, и сильно уставший человек принимает такую позу"
даже сидя на сиденье без спинки; грудная клетка и голова при этом наклоняются вперед, туловище укорачивается, причем не только за счет сгиба позвоночника, но и за счет изменения высоты таза, что не сразу бросается в глаза (рис. 11). Сидя в такой позе, человек может "вытянуться" вверх или механически, желая встряхнуться, или, например, сидя в театре, когда сосед впереди заслоняет поле зрения и нужно посмотреть поверх его головы — для этого он инстинктивно выпрямляет таз и позвоночник, тогда туловище делается длиннее и выше (рис. 11). Когда же человек принимает прежнюю позу, таз снова запрокидывается назад, почти ложится — туловище делается короче. Этим объясняется изменение высоты туловища сидящей модели; это изменение зачастую выявляется к концу сеанса рисунка.
При построении фигуры необходимо помнить, что тот центральный массив, который в быту и практике именуется туловищем и зачастую рассматриватся как единое целое, на самом деле подвижное костно-мышечное образование, состоящее из таза, позвоночника, грудной клетки, соединяющих их мышц и из плечевого пояса, надетого поверх грудной клетки. Форма этого массива весьма изменчива; она меняется в зависимости от соотношений таза и грудной клетки и от плечевого пояса и рук. Мри этом неизменяемой костной основой верхней части туловища является грудная клетка. В процессе построения рисунка плечевой пояс, лежащий поверх нее, пристраивается только тогда, когда определено положение в пространстве грудной клетки.
Центральным звеном построения является таз.
Все вышеизложенное следует проверить на модели в классе и дома на себе и на товарище.
Вопросы. Понятие о скелете. Суставы и другие виды соединения костей между собой. Позвоночник. Грудная клетка. Таз. Их опорные костные точки. Собственно туловище как единое, подвижное целое. Взаимосвязь таза, позвоночника, грудной клетки. Соотношение грудной клетки и плечевого пояса. Неизменность формы грудной клетки. Изменение положения таза стоя, сидя, развалившись. Таз — центральное звено построения фигуры.