Лекция I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Преступность — социальное явление, присущее любому государству вне зависимости от его типа, строя и формы. Поскольку преступность во псе времена признавалась одной из самых острых социальных проблем государства и общества, государство должно предусматривать меры но предупреждению преступлений, а также уголовно-правовые средства борьбы с лицами, их совершающими.
Чтобы применить определенное уголовным законом наказание за содеянное, надо установить, в чем состоит это деяние, кто его совершил, каким образом, с каким умыслом, какие наступили последствия преступления и т.п. Для этого в каждом случае обнаружения (получения) данных, указывающих на признаки преступления, соответствующий государственный орган выносит постановление о возбуждении уголовного дела (см., например, ч. 2 ст. 140, ч. 1 ст. 146 УПК). Для установления названных обстоятельств и применения норм УК необходимы органы судебной власти, исполнительные органы уголовного преследования (прокуратура, органы предварительного следствия, органы дознания) и т.п. Также важно предусмотреть, кто и с помощью каких средств вправе и обязан проводить действия, направленные на достижение вышеуказанных целей. В рамках уголовного дела указанные законом участники уголовного судопроизводства (процесса) проводят допросы, обыски, осмотры и другие следственные и судебные действия. Иначе говоря, единственный правовой канал, с помощью которого могут быть применены нормы уголовного закона, — уголовное судопроизводство (уголовный процесс)[1].
Производство по уголовному делу осуществляется в рамках уголовного судопроизводства. Порядок этого производства регулируется федеральным уголовно-процессуальным правом.
Высказанные соображения позволяют сделать следующий вывод: для обеспечения задач, стоящих перед уголовным правом, существуют уголовно-процессуальное право и регулируемый им уголовный процесс, который, как и уголовно-процессуальное право, обусловлен уголовным правом.
Среди специальных мер, направленных на борьбу с преступностью, важное место занимают уголовно-процессуальные меры, которые в рамках конкретного уголовного дела ориентированы на раскрытие преступления и установление лиц, его совершивших, осуществление в отношении этих лиц уголовного преследования, установление их виновности и применение к ним наказания в строгом соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законами.
Государство вынуждено применять меры принуждения, когда убеждения недостаточно. Поэтому существует необходимость в деятельности государственных органов, способных раскрыть преступление, установить виновных и применить к ним определенные законом меры уголовного наказания. Эта деятельность протекает в уголовно-процессуальных формах, в рамках уголовного процесса. Нередко действия субъектов уголовного процесса, ответственных за ведение уголовного дела, осуществляются во взаимодействии с оперативно-разыскными службами и при их содействии.
Уголовный процесс — один из видов реализации деятельности государственной власти, специфика которой обусловлена особенностями задач, осуществляемых в сфере борьбы с преступностью. Эта деятельность регулируется нормами уголовно-процессуального права, осуществляется с момента получения информации о преступлении и на протяжении всего производства по уголовному делу — а в ряде случаев и после его завершения (в стадии исполнения приговора) — и протекает в рамках уголовно-процессуальных отношений. Их совокупность и система представляют собой сущность уголовного процесса.
Уяснить эту сущность можно, обратившись к предмету регулирования уголовно-процессуального права: им, как и любой другой отраслью права, регулируется определенная область общественных отношений. С получением сообщения о готовящемся или совершенном преступлении у должностных лиц, ответственных за его рассмотрение и последующее производство но уголовному делу, возникают фактические отношения с другими субъектами: должностными лицами, представителями организаций, гражданами. Эти отношения возникают, развиваются и прекращаются на протяжении всего производства по уголовному делу, а также при исполнении принятых по нему решений, на их регулирование прежде всего и направлены нормы уголовно-процессуального права. В этих нормах установлены права и обязанности субъектов правовых отношений, реализация которых осуществляется путем совершения тех или иных действий либо воздержания от них. Следовательно, уголовно-процессуальные действия составляют ОГЛАВЛЕНИЕ уголовно-процессуальных отношений (уголовного процесса).
Деятельность различных субъектов уголовного процесса — это не сумма отдельных разрозненных и разобщенных действий, напротив, они представляют собой звенья одной цепи, систему взаимосвязанных и последовательно проводимых процессуальных действий (возбуждение уголовного дела, осуществление следственных действий по собиранию доказательств, привлечение лица в качестве обвиняемого, допрос обвиняемого и т.п.). Но даже указанная система еще не дает полного представления о понятии уголовного процесса.
При производстве предварительного расследования, в судебном разбирательстве и даже после вынесения приговора в уголовно-процессуальных действиях, совершаемых в рамках правоотношений, участвуют граждане (обвиняемые, потерпевшие, свидетели, понятые и др.). В ходе производства по уголовному делу между гражданами, с одной стороны, и государственными органами — с другой, а также между самими государственными органами: судом (осуществляющим правосудие), прокурором, следователем[2], органом дознания, руководителем следственного органа и начальником подразделения дознания (осуществляющими уголовное преследование) возникают различные отношения, регулируемые нормами уголовно-процессуального нрава.
Следовательно, уголовное судопроизводство (уголовный процесс) — это установленная уголовно-процессуальным правом и основанная на конституционных принципах система правовых отношений должностных лиц и государственных органов, ответственных за ведение уголовных дел, между собой, с гражданами и другими субъектами в связи с выполнением задач уголовного судопроизводства. Его ОГЛАВЛЕНИЕм является основанная на уголовно-процессуальном законе деятельность процессуальных субъектов.
В теории российского уголовного процесса высказаны различные точки зрения о понятии уголовного процесса как:
• совокупности всех предписаний закона, регулирующих производство, которое устанавливает, имеются ли условия для применения уголовного принуждения ("нормативная" теория понятия уголовного процесса — Дона и др.);
• юридических отношениях между участвующими в производстве по уголовному делу субъектами (теория, трактующая уголовный процесс как юридические отношения, О. Бюлов, Н. Н. Розин, Г. С. Фельдштейн и др.);
• система гарантий защиты личности от необоснованного уголовного преследования со стороны государства (теория "охранительного" типа уголовного процесса — И. В. Михайловский, И. Б. Михайловская, Е. Б. Мизулина и др.);
• деятельность специальных государственных органов (суда, прокуратуры, органов предварительного расследования) по установлению обстоятельств совершенного преступления, выявлению и привлечению виновных к уголовной ответственности, возмещению ущерба, причиненного преступлением, назначению справедливого наказания (теория толкования уголовного процесса как вида государственной деятельности — М. С. Строгович, Д. С. Карев, А. С. Кобликов и др.).