Сущность и структура банковской системы

Превращение банковского дела в ходе многовековой эволюции в самостоятельный регулярный вид предпринимательства объективно потребовало его институционального оформления в виде банковской системы. Вместе с тем следует отметить, что с позиций институционализма более точным является термин "сектор финансового посредничества", подсектором которого является банковский сектор. Каждый институциональный сектор, согласно методологии МВФ, признанной во всем мире и принятой в российской статистике национальных счетов, состоит из институциональных единиц, являющихся резидентами данной страны. Финансовый институциональный сектор как совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения функций, выполняемых ими в экономическом процессе, а также источников финансирования, включает в себя корпорации и квазикорпорации, основной функцией которых является оказание услуг финансового посредничества, или вспомогательная финансовая деятельность. Банки и являются такими финансовыми корпорациями.

Говоря о банковской системе, мы все же должны понимать ее гораздо шире, включая ее, прежде всего, в макроэкономический общественный контекст, а также в институциональный, организационный и функционально-экономический контексты внутри самой банковской системы. С общественных позиций банковская система – это часть национальной макроэкономической системы. Никакой иерархичности здесь не существует – банковская система является полноценным равноправным звеном суверенной экономической системы и функционирует в рамках общего правового, общественно-политического и социального поля. Каждодневно в рамках макросистемы осуществляются многочисленные взаимосвязи между экономическими агентами из секторов материального производства и услуг, домашних хозяйств, государственного сектора, в том числе между учреждениями банковской системы со всеми остальными экономическими субъектами.

Само слово "система" означает некое целостное единство. Банковскую систему можно представить как некую органическую целостность, представленную рядом многообразных кредитно-банковских учреждений. Но это не означает трактовки банковской системы в виде простой совокупности банков. Понятие "система" означает, что она существует и воспринимается как объект анализа, регулирования, управления и воздействия в целом, безотносительно к ее отдельным звеньям. Это касается унификации требований к организации и учреждению банков, единства подходов к организации их функционирования, установления общих правил игры для всех банков, единых принципов надзора и контроля, регулирующего воздействия на капитализацию банковского сектора, системные риски, сопровождающие его деятельность, и т.д.

Таким образом, с целостностью системы тесно связана ее управляемость. Целостность обеспечивается именно через управляемость банковской системы, ответственность за которую возложена в большинстве стран мира на центральные банки, а также на мегарегуляторы или специальные надзорно-контрольные государственные органы. Можно также сказать, что банковская система обладает свойством самоорганизации и саморегулирования, подстраивания под макроконъюнктуру, но с оговоркой, что это является свойством только банковской системы рыночного типа. Саморегуляция является свойством банковской системы, рассматриваемой не с институциональных, а с функционально-экономических позиций.

Целостность банковской системы означает ее восприятие как некоего совокупного банка, всеобщего кредитора экономики и денежного агента, действующего как единое целое, ведомое едиными целями. Какая глобальная цель реализуется банковской системой? Очевидно, что не саморазвитие, а содействие экономическому росту, но, разумеется, иа базе внутреннего прогресса. Целеполагание банковской системы как единой целостности особенно ярко проявляется в макроэкономическом анализе, народно-хозяйственном прогнозировании. На этом уровне оцениваются сегодняшние параметры банковского сектора, выявляются стратегические альтернативы развития банковской системы, задаются ее будущие ориентиры без индивидуализации и апелляции к отдельному элементу системы. При таком укрупненном восприятии становится несущественной персонификация отдельных элементов системы, формулирование целей отдельных банков.

Подвижность системы с точки зрения ее структуры предполагает возникновение новых банков, банкротство или самоликвидацию действующих банков, их объединения, слияния и иную консолидацию, появление новых типов учреждений и звеньев банковской системы, в том числе новых форматов внутренних структурных подразделений в банковских организациях. Но система в целом остается незыблемой и целостной, нс зависящей от судьбы конкретного банка. Банковская система построена на динамичном взаимодействии ее элементов, но изменение конфигурации системы, замена одного элемента на другой не меняет принципиального сохранения банковской системы как целостного единства. Когда мы говорим о системных банковских кризисах, имеем в виду критический слом всей системы, в отличие от проблемных ситуаций в отдельных банках. Когда, напротив, говорится об оживлении в банковском секторе, также происходит абстрагирование от индивидуальных различий. Так и формируются глобальные тренды развития банковской системы в целом.

Но целостность системы не исключает индивидуализации деятельности каждого из ее элементов, что отчетливо проявляется в функционально-экономическом смысле – в выборе специфической модели развития, специализации отдельных банков, особенностях корпоративного управления и т.д.

Таким образом, самым главным свойством банковской системы является ее целостность, подкрепляемая такими принципиальными свойствами, как управляемость, подвижность структуры, единство целей. В совокупности они дают представление о банковской системе как типе экономической системы. Ведь все описанные свойства присущи любой системе, только внутри нее они приобретают неповторимый индивидуальный вид и функциональный формат.

Представив принципиальные черты и свойства банковской системы, разберемся, какие элементы входят в ее состав.

Можно выделить два сегмента, или блока, – функционально-экономический и организационно-регулирующий. С экономических, содержательных позиций следует включить в функционально-экономический блок банковской системы свод банковских правил, основ и принципов, кредитную политику, механизм кредитования, платежей расчетов. Они сформулированы для единообразного толкования и эффективного применения всеми субъектами банковской системы. Индивидуальную коррекцию и адаптацию под конкретные условия банковского бизнеса банки производят самостоятельно, отталкиваясь от общепринятых стандартов, составляющих суть функционального блока банковской системы.

В организационно-регулирующий блок банковской системы включаются:

• субъекты банковской системы – центральный банк; банки; небанковские кредитные организации; инфраструктурные звенья (бюро кредитных историй, расчетные, клиринговые учреждения, операторы и агенты платежной системы);

• нормативно-правовое обеспечение – свод государственных регулирующих актов и законов; банковское законодательство; регулятивы, пруденциальные нормы и требования центрального банка;

• платежная система;

• система лицензирования и регулирования кредитных организаций;

• система страхования вкладов граждан;

• система мер надзорного реагирования центрального банка;

• система отчетности кредитных организаций;

• система мониторинга финансового состояния кредитных организаций и пр.

В совокупности банковская система предстает как консолидированное единство субъектов денежно-финансовых и кредитных отношений и структурированных функциональных и регулирующих блоков.

Размышляя о роли банковской системы в рыночно ориентированных экономиках, следует указать на структурные изменения, происходящие в мире. Основная роль финансовых рынков – концентрация финансовых ресурсов и их эффективное перераспределение (аллокация) с конечной целью обеспечения устойчивого экономического развития и роста. На этом пути возможно формирование национальной финансово-кредитной системы в двух вариантах – финансовая система, основанная на банках (bank based financial system), и финансовая система, основанная на рынке ценных бумаг (market based financial system). Национальный финансовый сектор, сформированный как преимущественно банковский, предполагает функционирование финансовых рынков, основанных на тесных взаимоотношениях банка и клиентов (relationship-based financial markets). Второй вид финансовой системы описывается как преимущественно рыночный. Он опирается на финансовые рынки прямого доступа (aim's length financial markets), что предполагает бо́льшую отстраненность, меньшую индивидуализацию отношений между поставщиками и потребителями денег.

До периода 1990-х гг. финансовые системы развитых стран довольно четко делились на два вида – банковские (страны континентальной Европы и Япония) и рыночные (Великобритания, США и другие англосаксонские страны). Но с тех пор финансовые системы многих стран стали более рыночными. Иными словами, финансирование в бо́льшей степени опирается на фондовые источники. Россия же традиционно тяготеет к банковской модели, близкой к модели стран Восточной Европы, Латинской Америки и наименее развитых стран Восточной Азии, например, Индонезии. Это не хорошо и не плохо. Это вопрос исторических традиций, опыта и других факторов.

Исследователи поставили вопрос: "Есть ли взаимосвязь между архитектурой финансовой системы и динамикой экономического роста?" Проведенные в последние десятилетия репрезентативные международные макроэкономические многопараметрические исследования с охватом большого числа стран (до 150) и показателей развития финансовой системы и экономической динамики (до 10 параметров) в целом не выявили явных преимуществ одной из моделей. Признана верной теоретическая концепция общего уровня финансовых услуг (financial services view), согласно которой структура финансовой системы (банковская или рыночная) играет второстепенную роль. Первостепенное же значение приобретает качество и доступность финансовых услуг. Ресурсы банков и ресурсы рынков ценных бумаг играют взаимодополняющую роль в финансировании экономического роста.

Эта концепция подтверждается жизнью. В широком смысле кредитование осуществляется не только банками; кроме того, в экономике осуществляются разнообразные финансовые операции, идеологически близкие к кредитным. В развитой экономике мирно соседствуют банки и разнообразные небанковские кредитно-финансовые учреждения. Поэтому мы считаем правомерным рассматривать и более широкий формат – кредитную систему. Кредитная система – это сложившаяся в национальной экономике целостная совокупность кредитных отношений, форм и методов осуществления кредитных операций, а также действующие в ней финансово-кредитные учреждения. Она включает банковскую систему (центральный банк, коммерческие банки и небанковские кредитные организации) и систему специализированных кредитно-финансовых институтов.

В разных странах структура кредитной системы различна и зависит от многих факторов. Ее эволюция отражает изменения в экономике и обществе, неравномерность развития отдельных секторов финансового посредничества, тренды политики регулирования, уроки финансовых кризисов. Например, кредитная система США традиционно является рыночно ориентированной. Исторически выделился сегмент инвестиционных банков, работающих на фондовом рынке, в отличие от традиционных депозитно-ссудных кредитных организаций. Европейская модель кредитной системы, напротив, ориентирована на ведущую роль коммерческих банков. Подробнее соотношение инвестиционного и традиционного банковского сегментов будет представлено в гл. 15.

В кредитной системе выделяются системно значимые финансовые институты. Они являются опорой системы и одновременно источником основных системных рисков. Мировое бизнес-сообщество, опираясь на рекомендации, методики и принципы Базельского комитета по банковскому надзору, выработало критерии регулирования 28 глобальных банков. Для них устанавливаются жесткие сроки финансового оздоровления и реструктуризации (максимум до двух лет) и повышенные требования к капиталу. Дополнительно установлены рекомендации по надзорным полномочиям, внутреннему контролю, в том числе системам управления рисками, корпоративному управлению.

Таким образом, кредитная система в разных странах имеет различную конфигурацию. Это не статичное, а подвижное образование, изменяющееся во времени, адаптирующееся к новым явлениям.

С точки зрения субъектной структуры кредитная система типичной страны с рыночной экономикой выглядит так (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Субъектная структура кредитной системы

Каждый из финансовых институтов, входящих в кредитную систему, работает в определенной нише и выполняет специфические операции, которые будут подробно представлены в гл. 14 и 15.

Во многих учебниках предлагается развернутая сравнительная характеристика типов банковских систем в зависимости от типа экономики – рыночные и распределительные банковские системы. Это сравнение прекрасно иллюстрирует бо́льшую свободу и эффективность рыночно ориентированных систем в силу отсутствия монополизма, полноценной ответственности конкурирующих банков, отделения их обязательств от государственных, разделения эмиссионных и кредитно-расчетных функций и т.д.

Поскольку административно-командные централизованные системы становятся достоянием истории, имеет смысл обратиться к характеристике банковской системы как системы двухуровневого типа, что является существенно важной чертой и родовым признаком рыночной банковской системы.

На верхнем уровне этой иерархической системы, или первом ярусе банковской системы, находится центральный банк с набором специфических функций, реализуемых только в рамках рыночной системы. На втором уровне сосредоточились банки и небанковские кредитные организации, работающие в условиях конкуренции. Принципиальное разделение уровней базируется на разделении функций между ними. Центральный банк обладает исключительным правом наличной денежной эмиссии, но не имеет права кредитования экономики (кроме кредитования банков и правительства). Коммерческие же банки осуществляют безналичную кредитную эмиссию, но это возможно только при взаимодействии с центральным банком, запускающим механизм мультипликации через увеличение денежной базы (рефинансирование банков, валютные интервенции, операции на открытом рынке). Каждый же отдельный банк осуществляет кредитование только в пределах привлеченных им ресурсов. Механизм мультипликации с обязательным частичным резервированием описан в гл. 3. Он показывает, что вся банковская система в целом продуцирует деньги, имеющие в современных условиях кредитный характер.

Описанный макроэкономический процесс происходит в рамках двухуровневой банковской системы. В ее рамках центральный банк регулирует эмиссию, денежное обращение, рефинансирование банков. Остальные функции центрального банка – организация и регулирование платежной системы, надзорно-регулирующие полномочия в отношении банков (лицензирование, инспектирование, участие в ликвидации, санация) – в принципе, могут осуществляться и в одноуровневой системе путем их делегирования специальным государственным органам.

В административных системах распределительная банковская система описывается как одноуровневая. Если понимать под иерархией иерархию экономического, а не административного типа, то, действительно, советская система была одноуровневой. Подавляющая часть кредитных учреждений в виде филиалов входила в систему единого кредитного, расчетного и кассового монополиста – Государственного банка СССР. Ни о какой конкуренции в рамках одного банка, естественно, речи быть не могло. Отношения в системе "центральный аппарат – конторы – отделения" никак не могут считаться иерархическими в том понимании, которое вкладывается в понимание макроэкономической иерархии, по которой построены двухуровневые рыночные системы. Денежный мультипликатор в одноуровневой системе невозможен. На одном уровне с Государственным банком находились государственные же кредитные учреждения в виде системы государственных трудовых сберегательных касс, Стройбанка СССР и Внешторгбанка СССР. Поэтому, несмотря на внешне довольно пестрый вид советской банковской системы, она оставалась монолитной государственной одноуровневой системой.