Сущность и специфика социального программирования
Социальное программирование призвано четко определить объекты и наметить меры (средства) по преодолению противоречий между объективно необходимым, желаемым и реальным состоянием.
Продуктом социального программирования являются программы, которые включают цель и совокупность действий но решению существующих проблем, предусматривают наличие субъекта и объекта воздействия, масштабы (объемы) предполагаемых изменений, временны́е интервалы, этапы их осуществления. Программы могут быть подвергнуты классификации в зависимости от характера решаемых социальных задач, возможностей, которыми располагают их разработчики и организаторы.
Классификация программ как результата социального программирования может быть осуществлена по следующим параметрам: по субъекту воздействия (чьи потребности намечено удовлетворить – личности, группы, слоя, общества); по предмету – социально-экономические, демографические, социально-политические, культурные и т.д.; по длительности осуществления – текущие, кратко-, средне- и долгосрочные; по объему – глобальные, региональные, конкретной организации, личные; по соответствию общественным потребностям – насущные, неотложные или перспективные. Такая классификация достаточно условна, ибо многие социальные программы включают в себя несколько аспектов, решение которых является важным и необходимым.
По содержанию социальное программирование представляет собой: а) постановку управленческой задачи исходя из анализа проблем социального развития в реальной ситуации; б) возможность разукрупнения проблем на составные части (подзадачи), их взаимную увязку; в) установление приоритетов и на данной основе выделение ведущего звена; г) выявление условий и ограничений при решении сформулированных задач; д) обоснование возможных вариантов достижения намеченной цели и выбор среди них оптимального; е) формирование соответствующего организационного механизма; ж) оценку ожидаемых последствий от практического воплощения избранного варианта действий.
Социальное программирование учитывает: а) анализ и диагностирование проблемы, ее актуальность; б) выдвижение неотложных управленческих целей и задач, поиск средств и методов воздействия; в) разработку альтернативных вариантов действий; г) оценку каждой альтернативы; д) измерение и оценку последствий реализации программ. Для социальной программы важны комплексность, системность, конкретность, адресность, наличие обратной связи в процессе ее реализации.
Что касается специфики социального программирования, то следует иметь в виду, что в социальном развитии общества, региона, производственной организации возникает не одна, а несколько проблем. Это составляет первую особенность социального программирования, и здесь появляется трудная задача: определить важнейшие (две-три) или сосредоточиться только на одной, но такой, которая предопределила (или подготовила) бы успешное решение других проблем. Гарантией этого выбора может быть только глубокий анализ существующей ситуации и тех противоречий, без решения которых невозможно обеспечить поступательность развития любого социального объекта.
Вторая особенность социального программирования заключается в том, что после решения одной проблемы или одного из ее аспектов, как правило, возникает другая, более сложная, более комплексная и более трудная для принятия управленческих действий.
Третья особенность состоит в том, что согласно научным требованиям к социальному программированию нельзя зацикливаться на одних и тех же целевых установках, поскольку они нуждаются в постоянном обновлении, изменении и уточнении.
Четвертая особенность сводится к тому, что социальные проблемы всегда конкретны, и механическое перенесение оправдавших себя средств и методов в одной стране (регионе) не гарантирует успеха в другой конкретной ситуации. Как показала практика в постсоветской России, копирование зарубежных программ, которые с успехом реализовывались в других странах, ни в одной области жизнедеятельности российского общества не принесли желаемого результата, если не была учтена специфика российской действительности.
Пятая особенность – это то, что новаторские социальные программы обычно встречаются в штыки, ибо они требуют от исполнителей, разработчиков существенных изменений в формах и методах их работы, что часто непривычно и даже неприемлемо для предполагаемых участников.
Однако, как показывает практика, реализация научных требований социального программирования не всегда приводит к желаемым результатам. Это случается тогда, когда не учитываются ограничения, накладываемые на процесс подготовки, обоснования и разработки социальных программ: "минимизация задач", "выбор наихудшего варианта", ориентация на "минимум ожиданий", необеспеченность ресурсами, отсутствие учета изменяющейся окружающей среды, ошибки в обосновании сроков и, что особенно важно, игнорирование (полное или частичное) состояния общественного сознания и поведения, т.е. установок целесообразных ориентаций и ожиданий участников программируемого процесса.
Таким образом, социальное программирование – это целенаправленный, научно обоснованный процесс планового решения назревших (актуальных) и злободневных (ой) проблем (ы) на всех уровнях социальной организации общества посредством присущих ему специфических целевых, программно-целевых и проблемноцелевых средств и методов.