Сущность социальной политики
Российская Федерация в соответствии с Конституцией страны является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Критериями для оценки степени социальности государства выступают соблюдение права на свободу человека; гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на реально возможные инвестиции "в человека"; обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан; адресная поддержка наиболее уязвимых групп населения; гарантия создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти; соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия; гарантии социальной ответственности; соблюдение прав и гарантий, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.
Развитие экономики предполагает формирование человеческого капитала, соответствующего требованиям современной техники и технологии, и благосостояние общества и каждого индивида позволяет формировать интеллектуальный, физический и духовный потенциал как генератор инновационной деятельности. Среди основных направлений развития - создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека и формирование конкурентоспособного человеческого капитала: обеспечение доступности качественных услуг образования, здравоохранения и культуры; обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, повышение доступности жилья, формирование трудовых и предпринимательских ценностей; улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, снижение природоемкости экономики, несмотря на увеличение масштабов экономической деятельности.
Все эти задачи решаются на основе реализации эффективной социальной политики.
Сущность социальной политики выражается в стратегии и тактике деятельности государства, направленной на удовлетворение материальных и культурных потребностей членов общества, на оказание необходимой помощи, прежде всего тем, кто особо нуждается в ней, осуществляемых на основе принципов справедливости и адресности.
Социальная политика активно влияет на развитие национальной экономики, экономический рост, динамику ВВП, движение общества к прогрессу. Очевидно, что без хорошо развитой системы образования, культуры, здравоохранения и т.п. невозможно развитие производства, поскольку именно эти факторы оказывают огромное влияние на людей как главный (личный) фактор производства.
В качестве одного из примеров обратного влияния социальной политики и социально-трудовой сферы на экономику можно рассмотреть функционирование пенсионной системы. Государство, работодатели затрачивают огромные средства на разработку и реализацию пенсионной системы. С одной стороны, это можно рассматривать как чисто социальную меру, не имеющую выхода на экономическую составляющую: пенсионер не работает, не производит продукцию, не участвует в создании ВВП и т.п. С другой - если пенсионная система отработана с позиций социальной справедливости, если размер пенсии напрямую зависит от результатов и качества прошлого труда пенсионера, то такая система будет стимулировать и производительность труда, и развитие производства в целом.
Аналогичная взаимосвязь существует между экономической эффективностью и решением проблем занятости, охраны труда, социального страхования, развитием отраслей культуры, здравоохранения, науки, образования.
Мировой опыт государственного управления фиксирует две модели реализации социальной политики:
1)сакрально-патерналистская - характеризуется полной ответственностью государства за все, что связано с социальной сферой, абсолютным исключением форм участия граждан;
2)либеральная - представлена тремя вариантами - социал-демократическим, корпоративным, собственно либеральным.
Социальную политику можно классифицировать по следующим признакам (табл. 11.1).
Таблица 11.1
Классификация социальной политики
Признак социальной политики |
Вид социальной политики |
Уровень разработки и реализации |
Государственная социальная политика Региональная социальная политика Муниципальная социальная политика Социальная политика организации |
Период реализации |
Долгосрочная Среднесрочная Краткосрочная Текущая |
Эффективность - неэффективность |
Эффективная - действенная, результативная, прагматичная, реализованная в значительной мере, понятная населен ню Неэффективная - нереальная, "бумажная", не реализованная в значительной мере, отторгаемая населением |
Мероприятия, предусматриваемые социальной политикой, направлены на решение организационных, правовых, социальных, экономических, финансовых, экологических, демографических, социокультурных проблем.
Государственная социальная политика (национальная и региональная) связана с реализацией таких программ, как занятость, помощь отдельным социальным группам, обеспечение доступности и равных возможностей граждан в социальной сфере (образование, здравоохранение, культура), социального страхования. Ее проведение требует значительных материальных ресурсов и развитой инфраструктуры. О результатах социальной политики можно судить по уровню и качеству жизни населения.
Эффективная социальная политика является важным элементом регулирования рыночной экономики. Наиболее активно она проводится в странах Западной Европы, где удельный вес расходов государственного бюджета на социальные нужды составляет 60-75% и более (в Японии и США - 45-55%).
Инструменты государственной социальной политики - социальное законодательство; система государственных социальных стандартов (социальные нормативы и нормы). Методы разработки и реализации социальной политики - социальное целеполагание, социальное прогнозирование, социальное программирование.
Социальное целеполагание - разработка и закрепление в практике государственного управления целевых социальных ориентиров. По сути это формирование показателей намеченного развития социальной сферы государства на определенный период. Результат социального целеполагания на долгосрочную перспективу - долгосрочная стратегия социального развития. В среднесрочной перспективе - это разработка целевых социальных нормативов дохода и потребления (уровень оплаты труда, размер прожиточного минимума, обеспеченность граждан жильем и т.д.); в краткосрочной перспективе - это разработка экономически подкрепленного, гарантируемого государством уровня социального продвижения.
Социальное прогнозирование - деятельность государства по разработке прогнозов социально-экономического развития страны. Прогнозируются демографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, численность и половозрастная структура населения и т.д.), состояние миграционных процессов, уровень безработицы, среднедушевого дохода и пр. Экономическое и социальное прогнозирование тесно взаимосвязаны. Социальное прогнозирование может быть отраслевым (здравоохранение, демография, культура), территориальным (федеральный и региональный уровни).
Продуктом деятельности государства по социальному планированию выступают минимальные государственные социальные стандарты, плановые показатели отраслевого развития (с обязательным экономическим обоснованием). Основа государственного социального планирования - социальное программирование - выражается в разработке государственных целевых программ.
Важнейшим механизмом реализации государственной социальной политики является социальная защита, понимаемая в российском правовом поле как совокупность гарантированных государством мер, направленных на минимизацию влияния факторов, снижающих качество жизни граждан. Это защита и от возможных нарушений прав, свобод личности, и от административного произвола, и от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека, других вредоносных факторов.
Согласно определению Международной организации труда социальная защита как комплекс мер включает:
1)стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
2)предотвращение основных социальных рисков и компенсацию части доходов в случае их возникновения посредством социального страхования;
3)предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования;
4)доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование, медицинская помощь.
Система социальной защиты содержит обязательное социальное страхование, социальную помощь, пенсионное обеспечение, систему государственных пособий.
Основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство. В России финансирование отраслей социальной сферы осуществляется до сих пор по остаточному принципу, поэтому она отстает в своем развитии даже от большинства восточноевропейских государств.