Сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ социально-педагогического подхода к обеспечению защиты прав и личного достоинства ребенка
Право представляет собой, с одной стороны, совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих положение и отношения людей в обществе, а с другой, – предоставляемую законами государства свободу, возможность проявлять, совершать, осуществлять что-нибудь в этом обществе. Под защитой понимается восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права.
Правовая защита – это действия, направленные на реализацию предоставляемых законами государства прав и свобод. Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений (прав, обязанностей, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и регулирующих деятельность соответствующих служб, должностных лиц по их обеспечению. Она охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: благополучие среды жизнедеятельности, воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг. Важнейшее назначение ее – обеспечение наиболее целесообразных условий для жизни, развития, воспитания и обучения детей.
Т. А. Александрова дает следующее определение: "Защита прав ребенка – это защита права на соответствующее его природным задаткам развитие и реализацию способностей, права на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне, защита от различных форм насилия, ущемления естественных и гражданских прав как в семье, так и в государственных, особенно интернатных учреждениях"[1].
Когда говорят о защите прав ребенка, то речь идет не только о реализации его прав и личного достоинства, но и об обеспечение наиболее целесообразных условий его жизни, социализации, становления как личности. Такая правовая защита обеспечивается на основе социально-педагогического подхода.
Социально-педагогический подход к обеспечению защиты прав и личного достоинства ребенка представляет целенаправленную систему мер, направленных на непосредственную реализацию прав и личного достоинства ребенка, находящего в трудной жизненной ситуации (социально опасном положении), и обеспечение необходимых условий его жизни, целесообразного ухода за ним, развития, социализации, воспитания и обучения с учетом индивидуального своеобразия. Непосредственная защита прав и личного достоинства ребенка выступает не самоцелью, а одним из наиболее важных условий, необходимых для обеспечения его жизни в нормальных условиях семьи, или среды ее замещающей, ухода, целесообразного развития, социализации, воспитания и обучения, подготовки к самостоятельной жизни в обществе.
В основе социально-педагогического подхода лежит:
– социально-педагогическая оценка трудной жизненной ситуации (социально опасного для него положения), требующей защиты ребенка, когда он сам сознательно преодолеть ее не может;
– прогнозирование перспектив разрешения ситуации, с учетом последствий ее целесообразного преодоления;
– обеспечение реализации прогнозируемой социально-педагогической деятельности, направленной на наиболее целесообразное преодоление трудной жизненной ситуации (социально опасного положения), в котором оказался ребенок.
Личные права ребенка имеют разное ОГЛАВЛЕНИЕ, преследуют неодинаковые цели. Главное право каждого ребенка – жить и воспитываться в семье насколько это возможно[2]. Когда он почему-либо лишается семьи или она опасна для него, принимаются меры к его устройству.
Не менее важно для ребенка:
– право па общение с родителями и другими родственниками[3]. Оно сохраняет силу, даже когда родители проживают в разных государствах, либо, если ребенок попал в экстремальную ситуацию (задержан правоохранительными органами, арестован, заключен под стражу, находится в местах лишения свободы, пребывает в лечебном учреждении);
– право на защиту своих прав и законных интересов[4]. Его осуществляют родители и лица, заменяющие их в установленном законом порядке (усыновители, опекуны- попечители, приемные родители), а в некоторых случаях – суд, прокурор, органы опеки и попечительства;
– право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих)[5], невыполнении или ненадлежащем выполнении ими обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами;
– право выражать свое мнение[6] при решении любого вопроса в семье или судебного, административном разбирательстве, затрагивающего интересы несовершеннолетнего.
Защищая интересы несовершеннолетних, закон обязывает должностных лиц и иных граждан, которым становится известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, нарушении его прав и законных интересов, сообщать об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка для принятия необходимых мер.
Родители несут ответственность за своего несовершеннолетнего ребенка. Правоотношения, возникающие из прав и обязанностей родителей, имеют некоторые специфические свойства, присущие только им и носят срочный характер (они прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), при вступлении несовершеннолетних детей в брак, установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия). Оба родителя имеют равные права и обязанностями в отношении детей.
Они обязаны:
– воспитывать детей, проявлять заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечить получение образования и до получения ими основного общего образования с учетом их мнения выбирать: образовательное учреждение, форму обучения, соответствующие их наклонностям и способностям;
– защищать права и интересы детей, выступать их законными представителями во всех учреждениях, в том числе и в судебных органах, без особых на то полномочий. Предмет и способы такой защиты зависят от возраста ребенка, характера правонарушения, наступивших последствий. Если органом опеки и попечительства будет установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, то он вправе назначить представителя по своему усмотрению представлять интересы детей;
– предоставлять право на общение с ребенком дедушке, бабушке, братьям и сестрам и другим родственникам;
– защищать свои родительские права.
При определенных условиях родители могут быть лишены родительских прав. Основаниями для этого является:
– отсутствие заботы о нравственном и физическом развитии, обучении ребенка, его подготовки к общественно полезному труду;
– отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо иного лечебного и воспитательного учреждения, учреждения социальной зашиты населения или другого аналогичного;
– злоупотребление своими родительскими правами (использование прав в ущерб интересам детей, например, создание препятствий к обучению, склонение к попрошайничеству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков);
– жестокое обращение с детьми, допускающие физическое (избиение, пытки, лишения свободы), психическое (грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращении, оскорбление) насилие, покушение на их половую неприкосновенность, а также эксплуатация;
– хронический алкоголизм или наркомания у родителей, подтвержденные соответствующим медицинским заключением;
– совершение умышленного преступления против жизни или здоровья детей или супруга[7].
Лишение родительских прав возможно только в судебном порядке. Право требовать возбуждения судом дел о лишении родительских прав законом предоставлено:
– одному из родителей ребенка;
– лицам, заменяющим родителей (усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям);
– прокурору;
– органам и учреждениям, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, интернаты для детей с физическими недостатками).
Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своих детей (ребенка). Последние сохраняют за собой право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
Если лицо, лишенное родительских прав, изменило свое поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка в лучшую сторону и это официально может подтвердить орган опеки и попечительства, то возможно их восстановление. Для этого необходимо обратиться в суд с требованием о восстановлении в родительских правах. Заявление рассматривается в судебном заседании с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства. Положительное решение суда возможно только в том случае, когда этого требуют интересы ребенка (по отношению к ребенку, достигшему десятилетнего возраста, только с его согласия). Восстановить в родительских нравах нельзя, если ребенок (дети) усыновлены другими лицами и усыновление не отменено в установленном порядке[8].
В целях защиты детей от опасности со стороны родителей, суд может ограничить их в родительских правах. Это возможно, если оставление ребенка опасно для жизни (психическое расстройство родителей (родителя), хроническое заболевание) и нет достаточного основания для лишения родительских прав. Родители (один из них) в этом случае не освобождаются от обязанности уплачивать алименты на детей (ребенка). За такими детьми сохраняется право на жилое помещение или право пользования им, а также имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
Обратиться в суд с заявлением об ограничении родительских прав могут:
– близкие родственники ребенка (дедушка и бабушка, братья и сестры);
– органы и учреждения, на которых законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних, т.е. органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних;
– дошкольные образовательные, общеобразовательные и другие учреждения, которые имеют непосредственное касательство к ребенку;
– прокурор.
При ограничении в родительских правах обоих родителей дети (ребенок) передаются на попечение органа опеки и попечительства.
Если родители (один из них) изменили свое поведение, отпала опасность, угрожавшая детям (ребенку), они вправе обратиться в суд за решением об отмене ограничения их родительских прав. Суд вправе удовлетворить или отказать в возвращении детей (ребенка) родителям (одному из них), если это не противоречит их (его) интересам.
Лишение или ограничение родителей родительских прав исключительно сложная социально-педагогическая проблема. Эти меры, с одной стороны, защищают права и личное достоинство ребенка, а с другой – создают новые социально-педагогические проблемы. Необходимости помещения ребенка в иную для него среду (приемную семью или воспитательное учреждение для несовершеннолетних) несет значительные сложности в адаптации и последующей социализации, воспитании и обучении. С другой стороны семья снимает с себя ответственность за дальнейшую судьбу ребенка, что нередко ведет к ее дальнейшей деградации.