Сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ понятия "образование"

Рассматривая сущность феномена "образование", ученые выделяют следующие смысловые значения данного понятия: образование как общечеловеческая ценность, образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.

Образование в буквальном смысле означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. В. А. Сластёнин под образованием понимает единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникает вместе с появлением общества и развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка. Функции обучения и воспитания в первобытном обществе, передачи культуры от поколения к поколению осуществлялись всеми взрослыми непосредственно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей. Образование осуществлялось комплексно и непрерывно в процессе самой жизни.

Возникновение частной собственности, выделение семьи как экономической общности людей привели к обособлению обучающих и воспитательных функций и переходу от общественного образования к семейному, когда в роли педагога стала выступать не община, а родители. Главной целью образования стало формирование хорошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу семейного благосостояния. Изобретение письменности, математической символики произвело переворот не только в способах накопления, хранения и передачи информации, но и радикально изменяло ОГЛАВЛЕНИЕ образования и методы обучения. Усвоение учебного материала требовало ежедневных специальных занятий в течение ряда лет. Для организации учения нужны были люди, подготовленные к этому. Таким образом, произошло выделение из единого процесса воспроизводства общественной жизни духовного воспроизводства – образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждениях. Это означало переход от неинституциональной социализации к институциональной, а также возникновение государственных и частных школ. В Средние века школы, как правило, открывались и содержались церковью, преподавание вели монахи и священники. Их главной целью было распространение религии, упрочение влияния церкви в обществе. В наиболее крупных школах наряду с обучением чтению, письму, счету, пению, латыни изучали геометрию, астрономию, музыку, риторику. Готовили такие школы не только служителей церкви, но и образованных людей для светской деятельности. В XIX в. получение образования отождествлялось с формированием человека, развитием целостной, гармонически развитой личности. В Федеральном законе от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" образованию придается обобщающий полифункциональный смысл, и оно представляется целенаправленным процессом овладения личностью или группой людей научным пониманием окружающего мира, отвечающим современному уровню развития общества, научно- технического прогресса. Образованный человек объективно понимает и оценивает происходящие события в мире и в жизни людей, осознает себя и свое место в обществе.

Его отличает владение духовными ценностями, основами культуры отношений и поведения, способствующими творчеству, созиданию и самосовершенствованию. Результатом образования выступает образованность, профессиональная компетентность, менталитет человека как важное свойство его личности, несводимые однозначно к наличию у него дипломов.

Именно поэтому образование рассматривается в качестве общечеловеческой ценности. Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования, характеризующихся либо прагматической направленностью, т.е. стремлением ограничивать ОГЛАВЛЕНИЕ общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека, либо широкой развивающей направленностью образования, стремлением развивать способности, характер, волю, моральные качества личности.

В педагогике выделяют следующие функции образования как общечеловеческой ценности:

– развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия:

– формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;

– обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

– овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

– создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.

Образование как социокультурный феномен рассматривается как средство трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность.

Это позволяет изучать образование на общекультурном фоне, исследовать его факты и явления в русле интеграции педагогики и культуры.

Культура может определяться через прогрессивную социальную творческую деятельность человека в различных сферах бытия и сознания, являясь единым процессом создания ценностей, норм, знаков и т.д., а также освоения культурного наследия, что в целом направлено на преобразование действительности, преобразование богатства опыта человечества во внутреннее богатство личности.

Анализ исследований, связанных с понятием общей культуры личности (И. А. Зимняя, А. В. Костина, А. В. Иванов и др.), дают возможность выделить основные характеристики общей культуры человека, которые присущи любой ступени образования. К ним относятся следующие:

– понимание мира как его восприятие и осмысление явлений действительности;

– знание мира и понимание своего места и роли в нем;

– деятельностные умения;

– творчество, направленное на преобразование культуры и ее творение;

– готовность личности к самосовершенствованию как итог сформированности общей культуры.

При этом культура каждой личности включает в себя:

а) социально-исторические значения, которые присущи данному определенному социуму и являются коллективными представлениями;

б) индивидуальные смыслы, подразумевающие индивидуальное восприятие значений, общепринятых представлений.

Культура – сложноструктурированная система, включающая в себя знания, ценности, нормы, обряды, обычаи, ритуалы, традиции. Каждая культура характеризуется специфическими системами видения и восприятия мира. Они формируются в процессе практической деятельности людей, на основе их собственного опыта и традиций, унаследованных от предшествующих поколений. Это обусловлено совокупностью факторов: географией, климатическими условиями, особенностями исторического пути, спецификой социального устройства этнической общности, религиозными представлениями, образом жизни, традициями, обычаями и т.д. Например, в модели мира русской культуры традиционно преобладали представления о бескрайних просторах родной земли, о красоте ее природы, разнообразии растительного и животного мира, о суровом климате; об общих первопредках всех славянских народов, об общинном укладе жизнедеятельности, о православии как смыслоопределяющей составляющей духовного пути русского народа, о вечном искании социальной правды и справедливости и др.

Своеобразие исторического пути каждого народа определяется целым комплексом факторов (климатом, природными катаклизмами, историческими войнами, межэтническими контактами). Каждый народ создал неповторимую и уникальную культуру, в основу которой положены определенные идеи, идеалы, ценности и нормы. Иными словами, каждая культура имеет собственной особый набор образцов, стандартов, способов мышления, восприятия, постижения и оценки окружающих предметов, явлений и процессов окружающей природной и социальной действительности. В культурогенезе мировой цивилизации имеют место взаимовлияние, взаимодействие и взаимообогащение уникальных национальных культур. Своеобразие каждой культуры нельзя постичь без ее сопоставления с другими национальными культурами. При этом все народы являются равноценными носителями общечеловеческих ценностей, которые предстают в самобытных формах. Несмотря на свои значительные различия в самых разных отношениях, всем культурам присущ ряд общих характеристик – так называемых культурных универсалий. Выделяют более 60 культурных универсалий: язык, изготовление орудий труда, совместный труд, религиозные обряды, брак и семья, кухня, календарь, образование, законы, игры, спорт, украшение тела, декоративное искусство, танцы, гостеприимство, шутки и т.д. Хотя культурные универсалии встречаются в каждой культуре, однако в каждой конкретной культуре они выражаются особым образом. Например, свадебный обряд как в формально-процессуальном, так и в символико-смысловом отношениях у европейских и азиатских народов имеет существенные различия.

В этом отношении важным становится единство понимания культуры и языка как создающие друг друга и находящиеся в постоянном диалоге, направленном на формирование и коррекцию личности человека. В результате данного двуединства культура и язык предстают как информационные сверхсистемы, нацеленные одновременно на статичность на основе сохранения и воспроизведения традиций, норм, а также динамику, благодаря творческой инновационной деятельности (А. В. Сластенин). Кроме того, данное двуединство языка и культуры, лежащее в основе образования, играет вместе с ним роль индикатора в самоопределении индивида, цель которого заключается в адаптации обучающихся к изменяющимся и нестабильным условиям жизни общества, в подготовке к новым требованиям окружающей действительности, в формировании потребности в самообучении, совершенствовании и самовоспитании, в определении знания и профессионализма как личных культурных ценностей.

Воспитание человека культуры как цель личностно-ориентированного образования может быть вполне реализована только культурологическим образованием, т.е. таким, в котором слово (логос), речь, мысль о культуре воплощаются в научно-организованной образовательной системе. Культура не может существовать вне своего носителя – человека. Он усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. При этом современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов. Система образования призвана заложить основы культурной коммуникации, выступающей средством интеграции мирового социокультурного пространства.

Образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, ОГЛАВЛЕНИЕ которых в конечном счете определяется социально- экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Образование как педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Сущностной характеристикой педагогического процесса является целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность.

Педагогический процесс, как отмечалось выше, представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в целях присвоения содержания образования, имеющее свои стадии развития и динамику, смену одного состояния другим, приводящее к изменениям в поведении, деятельности и отношениях субъектов. Субъектами педагогического процесса являются педагоги, воспитанники и их родители. В отечественной педагогике отдастся приоритет субъект-субъектным отношениям, когда и воспитанники, и родители, и педагоги занимают активную позицию, разделяют ответственность за результаты воспитания, устанавливают доверительные отношения в процессе педагогического взаимодействия.

В педагогическом процессе выделяют также ОГЛАВЛЕНИЕ образования и средства образования (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы).

Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, ОГЛАВЛЕНИЕ образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс и характеризуют образование как динамическую систему.