Лекция 1. Сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ маркетинга

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

• определения основных терминов в области маркетинга;

• основные принципы и функции маркетинга;

• современные концепции маркетинга;

уметь

• различать виды маркетинга;

• проводить сбор, обработку и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;

владеть

• аналитическими навыками, необходимыми для оценки факторов маркетинговой среды.

Понятийный аппарат маркетинга

Возникновение маркетинга и выделение его в самостоятельную сферу деятельности и науку произошло на рубеже XIX–XX вв. и явилось следствием формирования рыночных отношений и усиления конкуренции.

Исторический экскурс

Существуют разные версии возникновения маркетинга. Так, например, П. Друкер считал, что маркетинг зародился в Японии. В 1690 г. в Токио поселился основатель в будущем знаменитого рода Мицуи, и открыл первый универсальный магазин. В этом магазине господин Мицуи проводил торговую политику, которая опережала свое время примерно на 250 лет. Впервые в истории торговли хозяин магазина ориентировался на своих покупателей, закупая только то, что было востребовано, предоставляя систему гарантий за качество товара, постоянно расширяя ассортимент товара[1].

Результатом практической реализации теории маркетинга стало создание на предприятиях специальных подразделений, целью деятельности которых является достижение успеха на рынке с помощью уникальных стратегий, отлаженной системы коммуникации и распределения, ориентированных на удовлетворение нужд потребителей, а не на решение собственных интересов.

Термин "маркетинг" (от англ, market – рынок), буквально означающий рыночную деятельность, появился в экономической литературе США в начале XX в. За столетний период было разработано множество определений маркетинга и это процесс не прекращается. С каждым годом появляются все новые его определения, однако общепринятой трактовки маркетинга до сих нор не существует.

По мнению К. Л. Бове и У. Ф. Аренса "термин “маркетинг” является одним из самых неверно трактуемых в бизнесе", так как одни специалисты рассматривают это понятие очень широко, например, П. Друкер[2], утверждающий: "Все, что делается в сфере бизнеса, все представляет собой, или включается в понятие “маркетинг”, а другие чрезмерно сужают его, определяя маркетинг как анализ и прогнозирование рыночной ситуации в целях ориентации производства и обеспечения лучших экономических условий реализации произведенной продукции".

В настоящее время по данным Американской ассоциации маркетинга (АМА) насчитывается более 2000 определений маркетинга, каждое из которых рассматривает одну или несколько сторон маркетинга, либо делает попытку его комплексной характеристики.

В 1985 г. ассоциация определила маркетинг как "процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций"[3].

По определению профессора Высшей школы менеджмента при Северо- Западном университете США Ф. Котлера "маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена"[4].

Он считает, что маркетинг представляет собой социальный и управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей приобретают то, в чем нуждаются и хотят получить, обмениваясь с другими созданными продуктами и ценностями. В своей книге "Маркетинг XXI века" Ф. Котлер дает более детализированное определение: "Маркетинг – это функция бизнеса, которая идентифицирует неудовлетворенные нужды и потребности, определяет и измеряет их величину и потенциальную прибыльность, определяет, какие целевые рынки организация может лучше всего обслуживать, решать вопросы по товарам, услугам и программам, соответствующие выбранным рынкам, и призывать каждого работника организации думать о потребителе и обслуживать его"[5].

Известные американские специалисты в области маркетинга Л. Бун и Д. Куртц трактуют маркетинг, как "процесс планирования и реализации концепции, ценообразования, продвижения и дистрибуции идей, товаров, услуг, организаций и событий, осуществляемый с целью сформировать и поддержать взаимоотношения, которые позволили бы удовлетворять как индивидуальные, так и организационные идеи"[6].

Российские ученые также внесли свою лепту в определение маркетинга. Так, Б. А. Соловьев считает, что "маркетинг – это философия и технология современного бизнеса, направленная на формирование и удержание рынка для компании ("рынкоделание") путем использования ресурсов для создания ценностей потребителям (лучше, чем это делают конкуренты) с целью получения прибыли и повышения акционерной стоимости компании"[7].

Другие специалисты (Н. Д. Эриашвили, Ю. А. Цыпкин, В. В. Федосеев и др.) рассматривают маркетинг как "теорию современного бизнеса, т.е. своеобразную “философию” ведения деловых операций"[8].

Анализируя множество определений маркетинга, можно сделать вывод, что философия маркетинга заключается в концентрации предпринимательской деятельности вокруг потребителя, в непрерывном процессе выявления и удовлетворения его нужд и потребностей.

Несмотря на различие вышеуказанных определений, все они опираются на следующие основные понятия: нужду, потребность, запрос, товар, обмен, сделка и рынок (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Основные понятия маркетинга

Термин

Краткая характеристика

Нужда

Ощущаемая необходимость в чем-либо для приобретения физического, социального или психологического комфорта

Потребность

Конкретная форма желания, которая является результатом взаимодействия социальных и личных ценностей потребителя. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества

Запрос

Потребность, подкрепленная покупательной способностью

Товар

• Все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

• Товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот[9]

Обмен

Способ получения желаемого объекта в результате предложения чего-либо взамен

Сделка

Коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами

Рынок

Совокупность существующих и потенциальных покупателей товара

Понятие "маркетинг" имеет два аспекта: теоретический и практический. Как отрасль экономической науки маркетинг обладает предметом и методами.

Предмет маркетинга – теоретическое познание и разработка рыночных процессов. Что касается методов маркетинга, то в наибольшей степени используются статистические, экономические, психологические и социальные методы. Так, например, при сегментации рынка широко применяется кластерный и факторный методы анализа. Для изучения потребительских предпочтений и построения профиля клиента на основе анкетирования используются дисперсионный анализ, статистические гипотезы, деревья классификации и факторный анализ. Для разработки прогнозов эффективности использования инструментария маркетинга, составляются экономические модели динамики цен, объемов сбыта, длительности воздействия рекламных кампаний на потенциальных покупателей и т.д.

Практический аспект маркетинга выражается в использовании его как предпринимательской концепции и самой практики рыночной деятельности. В этом качестве маркетинг включает в себя:

• маркетинговые исследования (сбор данных, их анализ, прогноз);

• сегментацию рынка по группам покупателей со сходными характеристиками покупательского поведения;

• позиционирование товара в выбранном рыночном сегменте;

• разработку концепции маркетинга;

• реализацию концепции маркетинга;

• контроль за проведением маркетинговых мероприятий.

Широкий диапазон маркетинга позволяет рассматривать его как систему, которая имеет принципы и функции.

Принципы маркетинга являются его чертами, отражающими сущность маркетинга (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Основные принципы маркетинга

Принципы маркетинга определяют конкретные направления маркетинговой деятельности предприятия, его функции, к которым относятся аналитическая, производственная, сбытовая и функция управления, коммуникаций и контроля.

1. Аналитическая функция:

• исследование рынка, анализ и прогнозирование его тенденций;

• изучение потребителей;

• изучение товара, анализ известности бренда и эффективности имиджа;

• прогнозирование спроса на продукцию предприятия;

• анализ внутренней среды предприятия;

• маркетинговый аудит и др.

2. Производственная функция:

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области разработка новых технологий и производства новых товаров;

• тестирование продукции, упаковки и пр.;

• организация материально-технического снабжения;

• управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции и др.

3. Сбытовая функция:

организация системы товародвижения;

• организация сервиса;

• сбыт;

• проведение товарной политики;

• проведение ценовой политики и др.

4. Функция управления, коммуникаций и контроля:

• организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;

• информационное обеспечение управления маркетингом;

• организация системы коммуникаций на предприятии;

• организация контроля маркетинга и др.

Применение маркетинга может осуществляться на различных уровнях, в производственной и непроизводственной сферах. Особое место занимает уровень предприятий, поскольку аппарат маркетинга разрабатывался именно как средство повышения эффективности их производственной деятельности.