Лекция 1. Сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ бухгалтерского финансового учета в современных условиях
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• сущность и методы ведения бухгалтерского учета;
• основные принципы ведения бухгалтерского учета; основы его организации;
• основные направления реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;
уметь
• использовать знания в области бухгалтерского учета и норм МСФО в решении конкретных ситуационных задач, возникающих на предприятии;
владеть
• знаниями основных принципов отечественных и международных стандартов учета и отчетности.
Необходимость предпосылки гармонизации и международной стандартизации бухгалтерского учета
Вторая половина XX в. сопровождалась усилением процесса международной специализации и разделения труда, кооперирования и комбинирования производства между странами и континентами, созданием мирового рынка, выходящего за пределы национальных границ.
Характерной чертой интернационализации экономических отношений является возникновение предприятий со смешанным капиталом, привлечение иностранных инвестиций и кредитов. В осуществлении указанных процессов первостепенное значение приобретает получение достоверной и понятной финансовой информации о деятельности предприятий. Для этого необходима гармонизация и международная стандартизация бухгалтерского учета, дающего основную часть финансовой информации о хозяйствующем субъекте.
Для решения проблемы интернационализации бухгалтерского учета создан ряд международных межправительственных организаций (ММГ10): Комиссия по транснациональным корпорациям ООН; Межправительственная рабочая группа экспертов по международным бухгалтерским стандартам ООН; Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и международные профессиональные организации бухгалтерского учета.
ММПО занимаются в основном нормализацией отношений в области экономики, финансов, бухгалтерского учета на основе разработки международных норм, правил и стандартов.
К международным профессиональным организациям относятся:
– Совет (Комитет) по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО);
– Международная федерация бухгалтеров;
– Межамериканская организация бухгалтеров;
– Конференция бухгалтеров стран Азии и Тихого океана;
– Европейская федерация бухгалтеров-экспертов и др.
На процесс гармонизации и международной стандартизации бухгалтерского учета наибольшее влияние оказали международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), Общепринятые принципы бухгалтерского учета (GAAP) и Директивы Европейского экономического сообщества.
Роль Европейского сообщества: 4-я и 7-я Директивы Комиссии ЕЭС по финансовой отчетности
Директивы ЕЭС как инструмент гармонизации являются для стран – членов Европейского Союза (ЕС) обязательными, но оставляют за ними свободу в выборе решений о конкретных формах и методах включения директив в национальное законодательство.
Особо важными директивами в области финансового учета являются 4-я и 7-я.
В 4-й Директиве "Об унификации форм отчетности и правил их аудирования", принятой 27 июля 1978 г., рассматриваются вопросы годовой финансовой отчетности: формы и структура баланса, счета прибылей и убытков, ОГЛАВЛЕНИЕ примечаний к этим документам. Директива содержит рекомендации по методам опенки исходя из принципа "исторической стоимости", но допускает альтернативные методы: периодическую переоценку, восстановительную стоимость, методы учета инфляционного фактора. Директива касается также вопросов подготовки отчетов, их публикации и аудита. Правительства стран – членов ЕС могут вводить определенные послабления и отклонения от требований Директивы в отношении объема публикуемой информации и аудиторского контроля, но не правил оценки.
7-я Директива "О принципах составления консолидированной бухгалтерской отчетности" принята 13 июля 1983 г. В ней дано определение экономической группы организаций, охватываемых консолидацией, и раскрывается понятие контроля как основного критерия группы.
Эти директивы создали основу для принятия аналогичных директив в отдельных отраслях экономики, например, 8 декабря 1986 г. была одобрена Директива по годовой и консолидированной отчетности банков и других финансовых институтов.
Роль СМСФО
СМСФО организован в апреле 2001 г. вместо Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), созданного в 1973 г. профессиональными бухгалтерскими организациями в качестве независимого органа.
СМСФО является основной частью Института СМСФО (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Структура Института СМСФО
Основные функции попечителей Института СМСФО:
– назначение членов СМСФО, КСС, КЙМФО;
– контроль за эффективностью работы СМСФО;
– обеспечение финансирования;
– утверждение бюджетов СМСФО;
– проведение существенных структурных изменений.
Основные цели Совета по МСФО:
– разработка единого комплекта высококачественных, понятных и практически реализуемых всемирных стандартов финансовой отчетности, которые требуют представления достоверной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности;
– содействие внедрению и строгому соблюдению всемирных стандартов;
– сотрудничество с национальными органами, отвечающими за разработку и внедрение стандартов финансовой отчетности для обеспечения максимального сближения финансовой отчетности во всем мире.
Совет несет полную ответственность:
– за подготовку и издание МСФО;
– подготовку и публикацию проектов положений, предлагаемых МСФО;
– установление порядка рассмотрения комментариев, полученных по документам, опубликованным для обсуждения;
– публикацию основ для выработки заключений.
Члены Совета назначаются попечителями.
КСС представляет собой форум для организаций и лиц, интересующихся международным бухгалтерским учетом. В него входят около 45 членов, которые назначаются попечителями.
Основные цели КСС:
– предоставление СМСФО консультаций по вопросам повестки дня и приоритетам;
– информирование и позиции членов Совета по основным проектам, связанным с разработкой стандартов;
– предоставление других консультаций.
ПКИ состоит из экспертов в области бухгалтерского учета из 12 стран. Назначаются они попечителями.
Основной задачей ПКИ является предоставление концептуально выверенных и практически реализуемых интерпретаций МСФО, которые использовались бы во всем мире в отношении возникших вопросов финансовой отчетности, а также в случае возникновения неудовлетворительных или противоречивых интерпретаций в отсутствие официальных разъяснений. После утверждения Правлением СМСФО интерпретаций они становятся частью нормативной базы по МСФО и имеют такую же силу, как сами МСФО.
Процесс установления стандарта
Процесс установления соответствующего стандарта включает следующие этапы:
– публикация проекта положения для всеобщего обсуждения;
– рассмотрение всех комментариев, полученных в соответствующий период;
– утверждение стандарта или интерпретации Правлением Совета по МСФО.
Для публикации проекта положения или окончательного варианта стандарта или интерпретации нужно согласие восьми членов СМСФО.