Сущность и роль оптовой торговли как подсистемы торговой отрасли

В современной экономике оптовая торговля выполняет роль посредника (связующего звена) между производителями товаров и потребителями, позволяет согласовать экономические интересы всех участников торговой деятельности. Большая часть связей между производителями и потребителями товаров осуществляется не напрямую, а опосредуется оптовыми торговцами. Торговые посредники представляют интересы участников товарного рынка и берут на себя практическую реализацию этих связей. Благодаря этому формируется единый рынок товаров и услуг, и на нем формируются конкурентные условия. Также это позволяет рационализировать систему товародвижения и оптимизировать затраты на всех стадиях процесса товарного обращения.

В самом общем виде оптовую торговлю можно представить следующим образом: с экономической точки зрения это покупка товаров с целью дальнейшей их перепродажи, а по материальному содержанию – это доведение товаров от производителей до розничных торговых предприятий. Оптовая торговля не завершает смену форм стоимости и не доводит потребительной стоимости до потребителя, но лишь начинает процесс смены форм стоимости и приближает товар к конечному потребителю. Для потребительских товаров оптовая торговля – это только начало их движения к потребителю. Для товаров производственного назначения оптовая торговля является единственной формой движения, так как эти товары потребляются производителями потребительских товаров, предприятиями, оказывающими услуги, и другими участниками рынка в процессе их деятельности.

В законодательстве РФ оптовая торговля определена ст. 506 ГК РФ, регулирующей договор поставки. В соответствии с этой статьей "...поставщик – продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личными, семейным домашним и иным подобным использованием". Таким образом, под договором поставки понимается только поставка товаров для промежуточного потребления.

Разграничение розничной и оптовой торговли дано в ОКВЭД. Приведем в табл. 7.2 наиболее важные моменты.

Часто оптовую торговлю отождествляют со снабженческо-сбытовой деятельностью, однако функции оптового предприятия не ограничиваются только закупкой товаров у производителей и реализацией их производственным предприятиям и розничным торговым предприятиям. Эти функции намного разнообразнее и зависят от характера деятельности оптового предприятия.

В зависимости от конкретного содержания и масштабов применения торговая посредническая деятельность может быть классифицирована следующим образом:

• система товарного обращения является торговым посредником между производителями и потребителями товаров и услуг;

• оптовая торговля – торговый посредник между производителями товаров и розничной торговлей, другими производителями товаров;

• чистые оптовые посредники.

Все подотрасли торговли в силу их промежуточного положения между производителями и потребителями по существу выполняют посреднические функции, связанные с обменом товаров и услуг. Процесс обращения товара в торговой отрасли представлен на рис. 7.1.

Рис. 7.1. Стадии товарного обращения

Таблица 7.2

Разграничение оптовой и розничной торговли но ОКВЭД

Оптовая и комиссионная торговля

Розничная торговля

Определение

Перепродажа (продажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденчески м или другим профессиональным пользователям, другим оптовым торговцам

Перепродажа (продажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении товаров для личного потребления или домашнего использования

Субъекты деятельности

Юридические лица, для которых основным видом деятельности является оптовая торговля:

• организации оптовой торговли, приобретающие право собственности на товар, который продают;

• организации оптовой торговли, специализирующиеся на обслуживании промышленных предприятий (заготовительные и кооперативные организации, приобретающие продукцию сельского хозяйства и различные виды сырья для дальнейшей переработки);

• специализированные оптовые организации по продаже определенного вида продукции;

• экспортеры и импортеры продукции;

• оптово-посреднические организации, оказывающие услуги на комиссионных началах;

• физические лица (без регистрации юридического лица), осуществляющие оптовую торговлю

Юридические лица, для которых основным видом деятельности является розничная торговля:

• магазины, универмаги, торговые фирмы;

• потребительские кооперативы;

• организаторы аукционов;

• физические лица (без регистрации юридического лица), осуществляющие торговлю потребительскими товарам и

Оборот, включаемый в статистический учет

• Стоимость отгруженных (переданных) на сторону товаров, приобретенных ранее на стороне для целей перепродажи;

• комиссионные вознаграждения оптовых посредников (комиссионеров), совершающих сделки по купле-продаже от своего имени и за свой счет или от имени и за счет других лиц

• Стоимость реализованных товаров в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, НДС, акцизы;

• неформальная деятельность в объеме продаж товаров физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках

На начальной и средней стадиях происходит обращение товаров, в результате которого товары поступают из сферы производства в сферу товарного обращения. Именно это и является экономическим ОГЛАВЛЕНИЕм деятельности оптовой торговли. Конечная стадия представляет собой реализацию потребительских товаров и услуг конечным потребителям, что является экономическим ОГЛАВЛЕНИЕм розничной торговли.

Чистое посредничество принято определять как профессионально осуществляемую деятельность по оказанию содействия другим лицам в заключении сделок. Сам посредник сделок не заключает, но обеспечивает проведение деловых переговоров и сведение заинтересованных сторон для заключения коммерческих контрактов.

Оптово-посреднические звенья товарного обращения образованы совокупностью чистых оптовых посредников и непосредственно участвующих в торговых сделках оптовых предприятий. Экономическое ОГЛАВЛЕНИЕ их деятельности – оптовая торговля или содействие заключению оптовых коммерческих сделок.

Функциональное назначение оптово-посреднических звеньев в системе товарного обращения – организовать рациональную систему товародвижения между производителями товаров и розничными торговыми предприятиями или другими производителями товаров. Организация системы товародвижения считается рациональной, если она обеспечивает:

• максимальный объем конечной реализации товаров относительно расширяющейся емкости рынка;

• максимальную совокупную (по всей цепи товародвижения) скорость обращения товаров;

• минимальный совокупный уровень издержек обращения во всех звеньях товародвижения.

Система товародвижения организована рационально, если выполняются следующие условия;

• выбираются кратчайшие направления и пути движения товаров;

• используются рациональные формы и варианты звсн- ности товародвижения;

• используются экономичные виды транспортных средств.

Решение этих задач достигается на основе учета и оценки важнейших факторов, определяющих потребность в оптово- посреднических звеньях и характер товародвижения:

• производственных факторов (уровень специализации и равномерность размещения производства на территории страны, особенности местной производственной инфраструктуры);

• транспортных факторов (условия транспортировки товаров, способ и скорость их доставки, стоимость транспортировки);

• инфраструктуры и потенциала розничной торговли (определяются мощностью предприятий розничной торговли, наличием у них складских помещений и холодильных емкостей, покупательной способностью населения);

• сложности ассортимента и физико-химических свойств товаров.

Сочетание указанных факторов определяет необходимость оптово-посреднических звеньев, а существующий на товарных рынках уровень конкуренции формирует набор услуг, которые они оказывают своим партнерам. В странах с разветвленной системой товародвижения оптовые предприятия оказывают своим контрагентам очень широкий набор услуг. Это разнообразие формировалось благодаря постоянному конкурентному соревнованию в течение продолжительного периода на рынке оптово-посреднических услуг.

Обычно оптовые предприятия оказывают покупателям следующий набор услуг.

1. Облегчение функции закупки товаров. Владея информацией о конъюнктуре предложения товаров на рынке, оптовые предприятия помогают своим покупателям определить источник и условия закупки товаров.

2. Подсортировка товаров. Оптовые предприятия преобразуют узкий производственный ассортимент товаров в широкий торговый ассортимент учетом потребностей конкретных предприятий розничной торговли.

3. Хранение товарных запасов. Выполняя эту функцию, оптовые предприятия освобождают своих контрагентов от необходимости хранения полного набора товаров, сокращается потребность контрагентов в основном и оборотном капитале, снижаются издержки на хранение товаров.

4. Доставка товаров. Организуется транспортом оптового предприятия, в результате действия эффекта экономии от масштабов сокращаются удельные расходы на транспортировку товаров, доставка осуществляется строго по графику.

5. Кредитование покупателей при расчетах за поставленные товары. Эта услуга имеет особое значение для мелких и средних предприятий розничной торговли.

6. Предоставление покупателям ценовой, конъюнктурной и другой коммерческой информации, а также консультирование по продаже товаров и сервисному обслуживанию конечных покупателей.

Основные услуги оптовых предприятий поставщикам товаров включают:

облегчение функции продажи товаров. Оптовые предприятия владеют информацией о конъюнктуре рынка покупателей, участвуют в рекламных мероприятиях и других программах поставщиков, связанных с расширением спроса на их товары;

хранение товарных запасов. Данная услуга оптовых предприятий сокращает потребность поставщиков в основном и оборотном капитале, в расходах на хранение товаров;

облегчение финансирования производственного процесса. Это достигается систематическими заказами и закупками оптовыми предприятиями продукции у производителей, в результате сокращаются потребности последних в оборотном капитале;

снижение кредитного риска поставщиков. Достигается за счет лучшей информированности оптовых предприятий о кредитоспособности других участников процесса товародвижения;

предоставление поставщикам рыночной информации о конъюнктуре спроса на товары. Тем самым сокращаются затраты производителей и импортеров на проведение дорогостоящих маркетинговых исследований рынка.

Информационная функция оптового звена становится все более важной в условиях эволюционного движения к постиндустриальному обществу, в котором основой всех важных процессов являются знания и информация. В условиях информатизации производственных и торговых процессов оптовая торговля стала выполнять информационное обслуживание всего процесса реализации товаров на внутреннем рынке. В настоящий момент важно не столько посредничество при движении товаров от производителя к потребителю, сколько посредничество при продвижении информации об этих товарах и услугах, которые им сопутствуют. Так как в оптовом звене сосредоточена бо́льшая часть информации о товаре, то оптовые предприятия фактически получили возможность регулировать процесс товародвижения. Конечно, это относится к крупным оптовым предприятиям, доля которых в общем числе оптовых предприятий в РФ составляет не более 8%[1]. Обычно это так называемые независимые оптовые торговцы с полным набором услуг, приобретающие товар в собственность.

Большое разнообразие услуг оптовых предприятий, обеспечивающее их конкурентоспособность и эффективность функционирования системы товарного обращения, предполагает определенный уровень развития инфраструктуры оптово-посреднических услуг. В 1990 г. в США насчитывалось 300 тыс. оптовых фирм и около 70 тыс. оптовых посредников, в ФРГ – более 100 тыс. оптовых фирм, в Италии – около 90 тыс., во Франции – около 80 тыс., в Англии – около 40 тыс. С тех пор эти показатели не претерпели значительных изменений, так как оптовая торговля как экономическая система в этих странах формировалась в ходе продолжительной эволюции и даже в результате финансового кризиса 2008–2009 гг. ее развитие не прекратилось. В России в 1990 г. насчитывалось около 11 тыс. оптовых предприятий, а по данным первой Всероссийской переписи предприятий оптовой торговли в 1995 г. было зарегистрировано 41,6 тыс., из которых 94% – предприятия с численностью работников до 5 чел. Для огромной территории России это очень низкий показатель. 1

По данным за 2011 г. число оптовых предприятий в России составило 686,8 тыс., что уже можно расценивать как близкий к норме показатель. По масштабам деятельности предприятия распределяются следующим образом: 60,9% приходится на долю микропредприятий (численность работников до 15 чел.), 5,6 – малые предприятия (численность работников 16–100 чел.), 3,9 – крупные предприятия, менее 0,8 – средние предприятия и 28,8% – предприятия, тип которых в статистическом регистре не определен. Деятельность крупных и средних предприятий обеспечивает устойчивое функционирование отрасли, что крайне важно для российской экономики, так как ритмичная работа оптовой торговли означает бесперебойное снабжение отдаленных районов. Малые и микропредприятия обеспечивают конкурентную среду на товарных рынках, поэтому их количество также важно, однако эти предприятия более мобильны и в случае кризиса в отрасли могут быстро сменить не только продуктовую специализацию, по и вид деятельности. Поэтому для устойчивого полноценного снабжения регионов при сохранении конкурентной среды в оптовой торговле необходимо соблюдать оптимальные соотношения числа крупных, средних и малых (микро-) предприятий.

Данные о динамике оборота оптовой торговли представлены в табл. 7.3.

В таблице приведены данные по обороту оптовой торговли в целом и обороту оптовых организаций в 2012 г. Средний темп роста оборота оптовой торговли составил в 2005–2012 гг. 116,16%, а средний индекс физического объема оптового оборота – 106,4%. Для оборота организаций оптовой торговли соответствующие показатели составили 118,03 и 107,4%.

Важной характеристикой оптового товарооборота является звенность товародвижения (число перепродаж товара в цепочке посредников). По данным Росстата, оптовая торговля в России характеризуется показателями, представленными в табл. 7.4.

Из таблицы мы видим, что происходит рост доли цепочек движения товаров, в которых число звеньев превышает 2. Это означает, что сокращаются прямые закупки и поставка товаров от производителя в розницу или напрямую потребителю. Также это свидетельствует о сокращении деятельности сбытовых и закупочных подразделений в составе производственных предприятий.

Таблица 7.3

Динамика товарооборота оптовой торговли по Российской Федерации за 2005–2012 гг.

Показатель

Годы

2012 г., %

2005

2007

2009

2010

2011

2012

к 2005 г.

к 2011 г.

1. Оборот оптовой торговли – всего, млрд руб.

15626,0

24015,6

28358,8

32153,5

39521,5

44581,7

285,30

112,80

2. Индекс физического объема оборота оптовой торговли, %

114,8

109,5

102,0

103,0

105,4

107,4

-

-

3. Оборот организаций оптовой торговли, млрд руб.

11007,5

19604,6

23514,8

25955,6

31514,6

35127,8

319,13

111,46

4. Удельный вес оборота организаций оптовой торговли в общем обороте оптовой торговли, %

70,44

81,63

82,43

80,72

79,74

78,79

-

-

5. Индекс физического объема оборота организаций оптовой торговли, %

100,7

120,6

103,4

99,9

104,1

106,4

-

-

Таблица 7.4

Звенность товародвижения (по оценке оптовых предприятий), % от общего числа

Число звеньев

Годы

2010

2012

До 2

56

53

2-3

37,8

39

3-4

5,4

5,6

4-5

0,66

0,75

5 и более

0,38

0,5

Оптовые продажи в электронной форме занимают пока очень небольшую долю в общем объеме оптового оборота. Так, по данным Росстата, в 2012 г. 74% предприятий оптовой торговли не осуществляли продаж электронным способом. 10,8% предприятий реализовали электронным способом не более 5% общего объема проданных товаров, от 6 до 50% товарооборота реализовали электронным способом 9,4% предприятий и свыше половины объема продаж реализовали электронным способом 5,8% обследованных предприятий. Средневзвешенное значение доли электронных продаж в общем объеме оборота оптовых предприятий не превышает 7%.

Современные тенденции развития рынка оптово-посреднических услуг заключаются в следующем:

• традиционный зарубежный опыт свидетельствует, что по мере развития производства и усложнения структуры хозяйственных связей роль оптово-посреднических структур возрастает и формы их деятельности становятся разнообразнее;

• развиваются новые логистические принципы организации товародвижения.

Наиболее ярко выражены следующие логистические принципы:

• товар должен храниться не на складе, а в пути. Предприятие складирует на сетевом сервере информацию о перемещениях товара;

• создание распределительных центров в составе сетевых торговых компаний, которые обеспечивают формирование универсального торгового ассортимента для бесперебойного снабжения торговых предприятий, входящих в торговую сеть;

• расширение сети магазинов-складов (cash-and-carry);

• расширение оптово-розничных структур по торговле специфическими товарными группами.

Благодаря внедрению новых логистических принципов происходит переход от многоступенчатой системы товароснабжения к системе прямых поставок, в рамках которой осуществляется управление снабжением, упаковкой, хранением, транспортировкой, сбытом, сервисным обслуживанием и реализацией продукции.

Оптово-посреднические звенья занимают особое место в системе обращения товаров, выполняют разнообразные функции, обеспечивающие рациональный выбор направлений и звенности товародвижения. Благодаря тому что оптовые предприятия работают в постоянном контакте с как производителями, так и с розничными предприятиями, рассредоточенными на большой территории, специализируются на торговле отдельными группами товаров, но обслуживают оборо т крупных партий товаров, оптовая торговля имеет необходимые условия для широкого и эффективного использования принципов стратегического управления.

Уникальное положение оптовых предприятий в системе товародвижения делает их объектами постоянных технологических и организационно-экономических новаций, обусловленных прогрессивными изменениями в производстве, па транспорте и в розничной торговле, а также возрастающей конкуренцией на рынке оптово-посреднических услуг.