Сущность и признаки правового государства
Одним из основополагающих признаков правового государства является верховенство права и закона. Верховенство закона присуще всем государствам, что проявляется в наделении закона высшей юридической силой. Верховенство права – специфический признак именно правового государства. Сочетание этих двух признаков позволяет соединить формальные начала (закон) и идеи справедливости (право).
В соответствии с принципом верховенства закона государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их коллективы ни обязаны подчиняться закону. В данном контексте закон понимается не в расширительном смысле, а в прямом – как акт представительной власти. Внешним выражением реализации данного принципа является такой баланс в системе нормативных правовых актов государства, при котором приоритетное место занимают акты законодательных органов. Отечественная история содержит факты, показывающие, что в СССР данный баланс не соблюдался. Так, до 1988 года было принято 85 законов (включая изменения, дополнения, отмены иных актов). Основное количество правовых норм содержалось в подзаконных актах. Демократические преобразования в Российской Федерации сказались, в том числе, в резком увеличении количества законодательных актов.
Так, в период с 1989 г. до вступления в силу Конституции РФ было принято 636 законов, а с 1993 по июнь 2006 г. – 3043 законов, в 2010 г. – 450 законов, в 2011 – 431 закон, в 2012 – 335 законов (по данным СПС "КонсультантПлюс").
Верховенство закона как особого правового акта присуще не любому государству. Специфическим признаком именно правового государства является верховенство права.
Этот принцип означает соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) с формально-регулятивными ценностями права (нормативность, равенство всех перед законом и др.), с легитимностью (законностью) публичной власти. Государство является нс единственным источником формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа, выраженное через референдумы, либо положения, сформулированные в ходе общественной практики. Верховенство права означает, что оно возникло ранее государства.
Важным признаком правового государства является разделение властей. Эта конструкция возникла как способ ограничения самовластия монарха или другого правителя. Сосредоточение полновластия в одних руках создает основания для произвола и тирании. Выделение законодательной, исполнительной и судебной властей в самостоятельные ветви может создать основу для справедливой устойчивой государственности. Принцип разделения властей сформулирован в работах Ш.-Л. Монтескье, Дж. Локка и др.
Согласно ст. 10 Конституции РФ на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную – Правительство, а судебную – федеральные суды. Президент РФ, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Статья 10 Конституции РФ
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Особо важно подчеркнуть взаимодействие властей. Так, функция принятия законов Федеральным Собранием сочетается с правом Президента РФ отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для повторного принятия. Кроме того, глава государства может издавать указы, которые не должны противоречить законам. При этом Правительство РФ может издавать постановления в соответствии и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента РФ.
Принцип независимости суда является продолжением разделения властей. Независимость суда обеспечивается пожизненным статусом судей, их повышенной защищенностью.
Принцип независимости суда сформулирован в ч. 1 ст. 120 Конституции РФ: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Эта основополагающая гарантия независимого и справедливого правосудия развита в федеральных конституционных и федеральных законах, в том числе в процессуальных кодексах. Так, например, в ГПК РФ полностью воспроизводится текст ч. 1 ст. 120 Конституции РФ и дополняется следующими положениями: "Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность".
В странах, где верховенство закона является конституционным принципом, ни одно из судебных решений не должно иметь преимущества перед законом, и всякий раз, когда возникает коллизия между требованиями закона и выводами, содержащимися в судебном решении, приоритет отдается закону.
Чтобы обеспечить верховенство закона, в правовом государстве устанавливается судебный контроль, который реализуется в рамках конституционной юстиции. Конституционные суды независимы и организационно обособлены от законодательной и исполнительной властей. Конституционным судам подведомственны споры, связанные с нарушением конституции. Так, Конституционный Суд РФ осуществляет традиционную компетенцию – контроль за соответствием Конституции РФ законов, международных соглашений и договоров. Кроме того, он рассматривает споры о компетенции и толкует Конституцию РФ. Задачей любого судьи является восстановление нарушенного права, что неизбежно связано с возмещением ущерба, причиненного пострадавшей стороне. Поэтому судебные решения имеют для общества двойную ценность: и как способ установления истины и справедливости, и как средство правовой защиты населения.
Между судебной практикой и законом существует тесная взаимосвязь. Суды являются правоприменительной инстанцией, а следовательно, закон получает движение благодаря усилиям судебной власти. Однако судебная власть не подменяет законодательную, хотя и служит для нее одной из наиболее важных стабилизирующих опор.
Основополагающим признаком правового государства является нерушимость прав и свобод человека и гражданина. В правовом государстве провозглашается неотчуждаемый характер прав человека. Человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью.
Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно остается государством. Правовое государство не отождествляется с обществом, не растворяется в нем или в системе других политических институтов. Этот тип государства обладает всеми признаками и чертами государства вообще. В нем сохраняется законодательство, государственный аппарат, собираются налоги, применяется принуждение за совершение правонарушений.