Лекция 1. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование можно рассматривать с точки зрения методологии, технологии и подсистемы управления. Методология планирования включает принципы, методы и логику разработки планов.
Планирование как технологический процесс предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей эффективного использования ресурсов.
Планирование как процесс включает обоснование:
- миссии предприятия;
- принципов функционирования предприятия;
- целей и задач долгосрочного и среднесрочного развития предприятия;
- планируемых показателей деятельности и эффективности;
- способов достижения заданных параметров;
- тактики развития предприятия и показателей, ее характеризующих;
- средств реализации плана, включая ресурсное обеспечение, информационное сопровождение.
Планирование как подсистема управления формирует взаимоувязку и оптимизацию показателей будущего развития объекта планирования, обоснование способов и методов их достижения, обеспечивая принятие эффективных управленческих решений.
Результатом планирования является план. План представляет собой документ, в котором через экономические показатели фиксируется желаемый уровень развития предприятия, его материальный и финансовый потенциал, а также результативность хозяйственной деятельности.
План - это модель будущего развития и состояния предприятия (организации, учреждения), выраженная количественными и качественными параметрами его деятельности и способами их достижения.
Объектом планирования являются конкретные предприятия, организации, их объединения, государственные структуры, регионы, отрасли, межотраслевые образования.
Субъектом планирования является структурное подразделение или другие физические, юридические лица, занимающиеся разработкой и обоснованием планов.
Предметом курса "планирование на предприятии" является система действий по обоснованию планов, а также управленческие отношения, обеспечивающие их реализацию в заданные сроки с максимально возможным эффектом.
Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности предприятия; выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров; выполнении работ, оказании услуг и установления таких показателей их производства и реализации, которые при полном использовании ограниченных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем высоких качественных и количественных результатов.
Этот комплексный процесс по обоснованию будущего развития предприятия решает ряд задач. В частности, к задачам планирования хозяйственно-финансовой деятельности предприятий относятся:
- формирование состава предстоящих проблем, определение системы ожидаемых опасностей и возможностей развития предприятия;
- обоснование целей, задач, стратегии развития предприятия, проектирование желаемого состояния предприятия в будущем;
- планирование ресурсов и способов их использования для достижения целей развития предприятия, обоснование мер по расширению ресурсной базы, структуры закупки (приобретения) необходимых ресурсов и сроков их поступления;
- проектирование организации реализации планов и контроль за ходом их выполнения.
Планирование базируется на прогнозных расчетах. Последние представляют собой аргументированное предположение, выраженное в количественных и качественных формах, относительно будущего развития объекта планирования.
В соответствии с задачами прогнозы могут быть:
- поисковые, показывающие, как может развиваться экономика страны, региона, предприятия, если сохранятся тенденции, сложившиеся в прошлом и настоящем (в этих прогнозах обосновываются условия повышения эффективности использования ресурсного потенциала и на этой основе - рост объемов производства и продаж). В этом варианте прогноза предполагается, что в исследуемом объекте не произойдет существенных изменений как по количественным, так и по качественным параметрам;
- целевые, определяющие на основе перспективных целей развития предприятия идеальные параметры его состояния в будущем и возможные варианты их достижения. В этих вариантах прогноза, рассчитанных на долгосрочный период, качественные характеристики развития доминируют над количественными, а альтернативные пути их достижения опираются на ресурсный потенциал будущего, который формируется на инновационной основе.
Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах, и их анализ служит важной предпосылкой обоснованности плановых расчетов. При этом если план носит в основном обязательный для выполнения характер, то прогнозы дают информацию: что будет, если мы пойдем по тому или иному пути развития.
Для обеспечения устойчивого поступательного экономического развития предприятия необходимо, чтобы система планирования охватывала все уровни системы управления: от государства до структурных единиц предприятия. При этом важная роль отводится государству, с одной стороны, как субъекту рынка, который планирует экономические отношения, возникающие между федеральными и региональными органами власти, между предприятиями и государственной бюджетной системой (федеральной, региональной, местной), с другой - как субъекту планирования государственных унитарных предприятий, с третьей - как властной структуре, которая определяет условия и приемы регулирования хозяйственных отношений субъектов рынка независимо от формы собственности.
Отказ от планового ведения хозяйства в 1990-е годы в период перехода России к рыночной экономике привел к глубокому экономическому кризису во всех сферах жизнедеятельности государства, регионов, предприятий.
В то же время существовавшая до 90-х годов система планирования была методически несовершенной, так как, во-первых, предполагала воспроизводство сложившихся экономических пропорций, которые на определенном этапе тормозили инновационные процессы и формировали условия выгодности производства ради производства, что было экономически неэффективно как для государства и общества, так и для конкретных предприятий, во-вторых, поощрялся постоянный рост производства даже не востребованных потребителем товаров, а метод планирования и мотивация от достигнутого процента роста не стимулировал не только модернизацию производства и потребительских свойств товара, но и сдерживал рост эффективности всего народнохозяйственного комплекса. Поэтому необходимо было совершенствовать, прежде всего, систему планирования как определяющую стадию принятия обоснованных управленческих решений. Переход к рыночным отношениям на первых этапах привел к отказу от планирования, что было ошибочно, так как рынок не может обеспечить развитие экономики в целом и каждого предприятия в отдельности без целенаправленных строго определяемых плановых действий, с помощью которых можно достичь сколько-нибудь заметный результат. Исходя из этого необходимо выделить несколько тезисов:
- план и рынок - это не антиподы, а взаимодополняемые элементы по регулированию экономической системы, по целенаправленному управляющему воздействию на субъекты экономической или иной деятельности;
- при планировании учитываются законы рынка как объективно действующие условия и предпосылки саморазвития субъекта рынка;
- рынок рассматривается как система экономических отношений между субъектами рынка по поводу купли-продажи товаров и услуг, план же описывает эти отношения количественными и качественными параметрами с учетом их оптимизации;
- законы рынка носят объективный характер, а план - это субъективное вероятностное описание будущих событий и достижений, исходя из желаний (описываемых в виде целей и задач) и ресурсных возможностей предприятия, организации, государственных структур.
Планирование в рыночной экономике необходимо для всех сфер деятельности и субъектов рынка по ряду причин, основными из которых являются:
- высокий уровень неопределенности развития предприятий в быстро меняющейся рыночной среде, что необходимо предусматривать в управленческих действиях, просчитывать последствия управленческих решений и формировать условия стабильного и надежного поступательного развития предприятия с помощью планирования и последующей реализации намеченных планов;
- возможность с помощью планирования целенаправленно формировать конку рентные преимущества предприятия (организации) на основе учета рыночной ситуации и законов рынка, оптимизации использования ресурсного потенциала, а также результатов и затрат;
- применение инноваций во всех сферах хозяйственной деятельности предполагает их поиск, оценку, инвестирование и включение в хозяйственный оборот, что возможно наиболее эффективно и оптимально реализовать через систему планирования;
- формирование условий инвестиционной привлекательности предприятия для получения заемных средств с минимальными затратами на их обслуживание возможно на основе разработки оптимальных бизнес-планов, стратегии и тактики развития предприятия;
- упорядочение управленческих действий для достижения перспективных и текущих плановых показателей с помощью рациональной мотивации структурных преобразований и других управленческих решений;
- соотнесение перспективных целей и желаний с возможностями их достижения и выбор наиболее реального и эффективного пути развития на основе сочетания стратегических и текущих планов.
Эти предпосылки и объективная необходимость планирования выдвигают новые требования к методам, процессу обоснования планов и организации их выполнения. В соответствии с этим использование планирования в рыночной экономике предполагает поиск наиболее адекватных принципов, методов и технологий разработки плановых показателей.