Лекция 7. СУЩНОСТЬ ПРАВА
Вопросы происхождения и сущности права издавна волновали философов, политиков, правоведов.
Вопрос о сущности права остается в центре внимания и современной правовой и политической мысли, а понятие права и сегодня - одна из основных категорий общей теории права. Ведь от понимания права, его сущности зависит подход к пониманию многих правовых и иных социальных явлений, решение очень важных как теоретических, так и практических вопросов жизни общества.
Современные учения о сущности права представляют собой не некую универсальную, единую правовую доктрину, а скорее набор, конгломерат отдельных концепций, направлений в теории права.
Теория естественного права имеет глубокие источники в политико-правовой мысли Древней Греции, Древнего Рима. Дальнейшее свое развитие она получила в эпоху средневековья, а наибольший расцвет и современное звучание в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Суть этого подхода к правопониманию заключается в оценке права с позиций справедливости, где подлинным "естественным" правом могут считаться только такие нормы законодателя, которые соответствуют "естественной природе" - природе человека, вещей, мироздания.
Основные положения естественного права:
1. Теоретическое и практическое различение права и закона. Наряду с позитивным (принятым законодателем) правом существует высшее, настоящее - "естественное" право, свойственное человеку от природы (право на жизнь, на свободу, на сопротивление угнетению, собственности и т.д.). Право - это социальный феномен упорядочения человеческой жизни, присущий человеческому бытию, обладающий в этом качестве большей ценностью, чем закон. Право есть необходимый регулятор межчеловеческих отношений, который отличается от производного, несовершенного, недостаточного, а иногда даже неприемлемого закона тем, что право всегда истинно, разумно, естественно, действительно, человечно и т.д.
2. Не всякий юридический закон, будучи даже безупречным по форме, содержит в себе право. ОГЛАВЛЕНИЕ любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия "естественным" человеческим, общественным, природным и т.д. нормам: все, что противоречит в позитивном праве "естественному" праву, не может считаться правом.
3. Право и мораль тесно взаимосвязаны: сам термин "правовое" означает содержательное соответствие юридических предписаний требованиям морали, где мораль выступает правотворческой и правоприменительной определяющей права.
4. Источник прав человека находится в самой человеческой природе. Юридические права человек приобретает от рождения, и эти права не могут как "дароваться" человеку государством, так и отчуждаться в пользу последнего.
Данная доктрина сыграла большую роль в критике феодализма как системы, не соответствующей "природе человека", послужив теоретической базой для буржуазных революций XVII-XVIII вв.
Историческая школа права возникла как определенная реакция на доктрину естественного права в целях защиты уже известных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях феодализма. Представители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право.
Право, с точки зрения представителей исторической школы, есть продукт народного духа, народного правового убеждения Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы. Поэтому право существует не в виде формальных правил, а в виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи.
Консерватизм и ограниченность данной школы проявляется в отрицании роли субъективного правотворчества и значения нового законодательства в прогрессивном изменении общественной жизни. Историческая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицая возможность законодательным путем изменить реально существующее право.
Социологическая школа права. Для нее характерно, как и для естественно-правовой доктрины, разграничение права и закона. Однако суть этого разграничения иная. Право здесь - не идеалы, ценности, высший разум, божественная воля, как в праве естественном, а эмпирические факты поведения субъектов правоотношений - физических и юридических лиц. Нормы "живого права" должны как-то выделяться из конкретного поведения. Эту функцию - формулирование права - осуществляют согласно данному подходу, судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они отыскивают нормы "реального права" и на их основе выносят решение, не будучи жестко связаны государственными предписаниями. В этом случае судья выступает не только правоприменителем, но и субъектом правотворчества, делая фактическое - юридическим на основе конкретной целесообразности.
Нормативистское понимание права - самое пригодное для отражения его инструментальной роли. Определение права как совокупности охраняемых государством норм позволяет гражданам и другим исполнителям правовых предписаний знакомиться с ОГЛАВЛЕНИЕм последних по тексту нормативных актов и соответственно сознательно избирать вариант своего поведения.
В наибольшей степени нормативистская теория права разработана Г. Кельзеном. Право в названной теории представляет собой иерархическую (ступенчатую) систему норм, представляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя ей подчиняется.
И если верхней ступенькой являются конституционные нормы, а далее, соответственно, идут нормы обыкновенного закона, нормы правительственного акта, нормы инструкций министерств и ведомств вплоть до индивидуальных актов, то принцип соответствия одной нормы другой как раз и означает утверждение строгого режима законности.
Кельзен ранее подвергался безоговорочной критике, которая была в большей степени обусловлена идеологическими факторами. Он, например, не задавался вопросом о классовой сущности права, отвергал изучение права в аспекте экономики и политики, не задумывался, откуда берется исходная норма права, так называемая основная норма, стоящая над конституцией и нормами международного права.
В провозглашении идеи законности, в признании нормативного характера права заключается положительное значение нормативистского учения. Вместе с тем определенная слабость этого учения проявляется в отказе его сторонников исследовать сущность, ОГЛАВЛЕНИЕ права, в искусственном отрыве права от других явлений действительности и прежде всего - от экономических условий жизни общества. Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм, отказываясь от исследования сущностных проблем права.
В психологической теории (Л. Петражиций, А. Росс и др.) право трактуется, главным образом, как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. При этом все же различается официальное и неофициальное право. Официальное - установленное государством и поддерживаемое им, неофициальное - лишенное этого, но все же действующее в качестве права. Таким образом, в психологической теории наряду с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства, в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Таким образом, государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида.
Однако, правильно выделяя определенные психологические аспекты права, это учение по существу растворяет право в индивидуальной психике, делает его тождественным правосознанию, игнорируя тем самым реальную объективную природу права как сложного явления социальной жизни, недооценивая право как объективно складывающуюся систему норм, искажая его связь с экономикой и государством.
Материалистическая теория права представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей. Для марксистского типа права характерны следующие положения.
1. Сущность и развитие права обусловлено, в конечном счете, материальными условиями жизни общества, прежде всего - типом производственных отношений, определяемым, в свою очередь, господствующими формами собственности на средства производства.
2. Право, как и государство, по своей социальной природе явление классовое. Это означает, что оно возможно только в классовом обществе; появляется с делением общества на классы; выражает, в конечном счете, интересы экономически и политически господствующего класса (например: в капиталистическом обществе - буржуазии, в социалистическом обществе - рабочего класса и всех трудящихся).
3. Право, хотя и обусловлено экономическими отношениями, обладает, однако, относительной самостоятельностью как феномен общественного сознания и национальной культуры, оказывая активное обратное воздействие на все сферы общества, в том числе экономическую.
4. Со сменой типа производственных отношений, наступающей, как правило, в ходе социальной революции, меняется и классовая сущность права, т.е. оно начинает отражать интересы прежде всего того класса, который получает политическую и экономическую власть.
5. С исчезновением классов в рамках коммунистической формации право утратит свой политический характер и постепенно отомрет вместе с государством. Человеческие отношения будут регулироваться неполитическими социальными нормами, отражающими гармоничные и неантогонистические интересы членов общества.
Таким образом, марксизм понимает под правом прежде всего возведенную в закон государственную волю господствующего класса, ОГЛАВЛЕНИЕ которой определяется в конечном счете материальными, производственными условиями его существования.