Сущность и особенности реакции

В отличие от отражения, сущность и особенности реакции должным образом все еще не исследованы. Поэтому здесь нет обилия точек зрения и соответствующих дискуссий. Реакция пока была объектом научного анализа по преимуществу естествоиспытателей. Каждая наука изучала свои специфические формы реакций. Но обобщающих работ нет, и это, конечно, затрудняет социально-философское исследование не только самой реакции, но и деятельности в целом.

Категория "реакция" впервые охарактеризована Ф. Энгельсом в работе "Диалектика природы". Он рассматривал реакцию как универсальное свойство, присущее всем уровням развития материи[1]. В процессе взаимодействия реакция призвана вырабатывать в воспринимающем предмете определенное действие в ответ па какое-либо воздействие. Если отражение разворачивается в процессе формирования соответствующей копии воздействующего предмета, то реакция всецело сосредоточена на процессе ответного действия воспринимающего предмета. Реакция объединяет все силы, напряжение, возмущение, сопротивление воспринимающего предмета для формирования ответного действия.

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ ответного действия состоит в том, чтобы сохранить целостность и устойчивость воспринимающего предмета, помешать изменению того равновесия, которое было у него со средой до начала воздействия. При этом он может не только противиться воздействию, но и поддерживать его или же частично противиться, а частично поддерживать. В процессе реакции целостный предмет мобилизует все свойства и особенности для того, чтобы сохранить свою устойчивость, восстановить нарушенное равновесие и таким образом прервать или продолжить возникшее взаимодействие. Именно благодаря реакции взаимодействие не ограничивается однонаправленным воздействием одного предмета на другой, но необходимо включает и ответное действие последнего.

На большую роль и значение реакций в деятельности животных неоднократно указывал выдающийся физиолог И. П. Павлов: "Живой организм, как система, – отмечал он, – существует среди окружающей природы только благодаря непрерывному уравновешиванию этой системы с внешней средой, т.е. благодаря реакциям живой системы на падающие на нее извне раздражения"[2].

Реакция как ответное действие образует вторую необходимую сторону всякой деятельности. В любом целостном предмете без реакции не может возникнуть деятельность как таковая. Отражение само по себе не в состоянии осуществить приспособительные преобразования предмета. Действительная деятельность в нем возникает лишь тогда, когда отражение индуцирует реакцию и между ними начинается всестороннее взаимовлияние, взаимопроникновение и борьба. Реакция в составе деятельности завершает тот процесс, который начинается в отражении. Они взаимно обусловливают и, вместе с тем, дополняют друг друга. Их единство и борьба выступают одним из тех противоречивых начал, которые лежат в основе деятельности.

Реакция воспринимающего предмета играет определяющую роль в поддержании его устойчивости. Всякий целостный предмет (индивид) постоянно подвергается самым разнообразным воздействиям, и если он не будет соответствующим образом реагировать на них, то утратит свою целостность и качественную определенность. Реакция есть основная предпосылка и условие относительной стабильности всех предметов в реально существующем мире. Только в процессе реакции закон сохранения и превращения энергии находит свое логическое завершение. Именно в реакции происходит реальное превращение энергии из одного вида в другой, в результате чего и движение приобретает свой неисчерпаемый и бесконечный характер. Поддержание устойчивости вопреки внешним и внутренним воздействиям есть необходимое свойство всякого целостного предмета, и достигается оно главным образом за счет реакции. В конечном счете, деятельность выступает как реакция предмета на отражение изменений условий его существования.

В составе деятельности отражение и реакция не сосуществуют как два параллельных и независимых процесса, а тесно переплетаются, взаимно дополняя и обусловливая друг друга, но так, что одно всегда является основой возникновения другого. Во временном аспекте отражение выступает как изначальный, а реакцияследующий за ним и на его основе разворачивающийся процесс. Реакция воспринимающего предмета формируется всегда под давлением прежде воспринятой информации об особенностях воздействующего предмета, т.е. воздействующий предмет оказывает определяющее влияние на ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности воспринимающего предмета.

Можно отметить, что некоторые философы и социологи, абсолютизируя роль и значение отражения в процессе взаимодействия, отождествляя, по сути дела, понятия "отражение" и "деятельность", пытаются и реакцию рассматривать как одну из форм отражения[3]. Однако реакция как по содержанию, так и по своей направленности в составе деятельности прямо противоположна отражению. Если отражение формирует оптимально адекватную копию воздействующего предмета, то реакция всецело концентрируется вокруг ответного действия воспринимающего предмета. Реакция не может быть отражением уже потому, что она не копирует воздействие, а формирует ответное ему действие. Реакция есть продолжение и дополнение отражения в процессе деятельности, но это особая, специфическая сторона деятельности. Болгарский философ Тодор Павлов считает, что "без внешних реакций объективно реальное тело не может ни существовать, ни мыслиться..."[4]

Если отражение формируется под непосредственным влиянием воздействующего тела, то реакция формируется этим телом опосредованно. Посредствующим звеном выступает отражение. И потому каждой конкретной форме отражения соответствует своя строго определенная реакция. Отсюда – каково отражение, такова и возникающая на его основе реакция. По подчеркнем, примат отражения над реакцией проявляется лишь в содержательном отношении.

Чем более адекватно отражение, тем точнее реакция взаимодействующего предмета, т.е. она более успешно решает задачи по поддержанию его устойчивости и равновесия со средой. Если же отражение менее адекватно воздействующему предмету, то и реакция формируется таким образом, что не способствует должным образом поддержанию устойчивости воспринимающего предмета и его равновесия со средой существования. Когда отражение по тем или иным причинам оказывается неадекватным, реакция обычно вырабатывается настолько несоответствующей потребностям взаимодействия, что воспринимающий предмет бывает не в состоянии поддерживать даже минимальную устойчивость и равновесие со средой и прекращает свое существование.

Что же определяет качество отражения и деятельности воспринимающего предмета в целом? Вполне очевидно, эта деятельность не может быть простым повторением деятельности воздействующего предмета, поскольку разворачивается на иной субстратной основе. И, кроме того, категории содержания и качества, как известно, являются разнопорядковыми, они характеризуют предмет с разных сторон. Поэтому во всякой деятельности содержательная детерминация отражения реакции сопровождается в качественном отношении противоположной зависимостью: реакция в главном и основном детерминирует отражение.

Это следует понимать так, что каждый целостный предмет (индивид) под влиянием специфики своей природы не воспринимает внешнее воздействие во всем объеме, а с необходимостью осуществляет некоторый отбор, определенную фильтрацию этого воздействия. При этом предметы низших уровней развития материи оказываются не в состоянии воспринять специфические воздействия предметов высших уровней. Например, растения и камни не реагируют на устрашающий рев животного или окрик человека. В свою очередь, животные и человек не реагируют на внешние раздражения, не имеющие биологической значимости и т.д.

Одним словом, реакция воспринимающего предмета, в свою очередь, задаст определенное направление для отражения. Данная детерминация проявляется в том, что если воспринимающий предмет не реагирует на определенные воздействия, то он их и не отражает. Или если обернуть это предложение, то можно сказать так: всякий предмет отражает обычно лишь то, на что реагирует. Качественные особенности реакции обусловливают качественные особенности отражения и деятельности в целом.

Может ли реакция воспринимающего предмета быть независимой от внешнего воздействия? Конечно, нет. Поскольку реакция по своему содержанию обусловливается отражением, а оно всецело зависит от воздействующего предмета, постольку и реакция, в конечном счете, детерминируется этим воздействием. Каково воздействие, такова и реакция на него. Следовательно, реакция, как и отражение, по своему содержанию должна быть оптимально адекватной внешнему воздействию. И потому адекватность есть свойство нс только отражения, но и реакции. Критерием этой адекватности является поддержание устойчивости предмета и его равновесия со средой. Если предмет в процессе взаимодействия сохраняет свою устойчивость и равновесие со средой, значит, его деятельность (отражение и реакция) достаточно адекватна оказываемому на него воздействию.

Так же, как и отражение, реакция обладает относительной самостоятельностью в отношении воздействующего предмета и его отражения. Конечно, особенности ответного действия всегда зависят от специфики воздействия, но в рамках этой конечной зависимости реакция в определенной мере самостоятельна, способна развиваться по своим внутренним законам, конституирующим се в некоторую определенность. При этом относительная самостоятельность реакции проявляется в несколько большей мере, чем относительная самостоятельность отражения. Это связано с тем, что реакция зависит не только от особенностей воздействующего предмета, но и от особенностей его отражения. В чем непосредственно проявляется относительная самостоятельность реакции?

Во-первых, она может отставать как от развития воздействующего предмета, так и от процесса формирования его отражения. И в том, и в другом случае такая запаздывающая, задержанная реакция тормозит процесс взаимодействия, мешает нормальному поддержанию равновесия воспринимающего предмета со средой. Отставание может происходить по двум причинам. Прежде всего, из-за издержек и несовершенства актуального отражения. Отставание отражения от развития воздействующего предмета, его недостаточная адекватность способны привести и действительно приводят к затормаживанию процесса выработки необходимой реакции. Отставание реакции возможно также из-за влияния накопленной деятельности и порождаемых ею инерционных процессов.

Во-вторых, реакция может опережать развитие воздействующего предмета и его отражения. Вырабатывающиеся в процессе взаимодействия функциональные автоматизмы приводят к тому, что на основе некоторых первоначальных звеньев определенного отражения разворачивается вся цепь соответствующей реакции. В этом случае сокращенное или частичное отражение сопровождается полной реакцией. Если даже воздействующее тело еще не достигло определенного этапа в своем развитии, воспринимающее тело на основе прежних многократных повторений аналогичных взаимодействий только по некоторым толчкам, импульсам формирующегося отражения вырабатывает полную реакцию. Конечно, это становится возможным опять-таки благодаря накопленной деятельности.

В-третьих, реакция обладает свойством преемственности. Она формируется каждый раз таким образом, что учитывается все позитивное, что содержалось в предшествующих реакциях. При этом на характере конкретной реакции сказываются не только прежние взаимодействия данного предмета, но и всего рода. Практически любая реакция в современном мире, так или иначе, связана с прошлым этого мира.

В-четвертых, всякая реакция является основой ответных действий воспринимающего предмета в отношении воздействующего. Ответные действия воспринимающего предмета могут быть троякого рода. Они могут содействовать развитию воздействующего предмета, и тогда его развитие идет быстрее и всемерно ускоряется. Эти ответные действия могут направляться против развития воздействующего предмета; в таком случае его развитие всячески сдерживается и тормозится; в конечном счете, подобный противодействующий предмет разрушается воздействующим предметом. И последнее, ответные действия воспринимающего предмета могут создавать развитию воздействующего предмета преграды в одних направлениях и всячески содействовать ему в других. Этот случай в итоге сводится к одному из рассматриваемых прежде. Вполне очевидно, что во втором и третьем случаях деятельность воспринимающего предмета способна в значительной мере осложнить развитие воздействующего предмета и даже нанести ему огромный вред.

Различные уровни развития материи характеризуются различными формами реакций. Соответственно, пяти основным эволюционным формам деятельности следует выделять и пять основных форм реакций – механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Каждая из них обладает своей спецификой, без знания которой трудно рассчитывать на успешное управление этими процессами со стороны человека и общества в целом.

Большое значение данной проблеме придавал Ф. Энгельс. Обобщая достижения современного ему естествознания, он указывал: "Механическая, физическая реакция... исчерпывает себя с каждым актом реакции. Химическая реакция изменяет состав реагирующего тела и возобновляется лишь тогда, когда прибавляется новое количество его. Только органическое тело реагирует самостоятельно – разумеется, в пределах его возможностей (сон) и при предпосылке притока пищи, – но эта притекающая пища действует лишь после того, как она ассимилирована, а не непосредственным образом, как на низших ступенях, так что здесь органическое тело обладает самостоятельной силой реагирования; новая реакция должна быть опосредована им"[5].

Следовательно, реакция имеет место как на органическом, так и на неорганическом уровнях. Основное отличие органической реакции от неорганической состоит в том, что она носит опосредованный и самостоятельный характер. Ее опосредованность обусловливается тем, что поступающие в организм вещества должны быть сначала ассимилированы, т.е. усвоены, и только после этого создается возможность для осуществления реакции. Если на неорганическом уровне реакция осуществляется сразу в процессе преобразования воспринимающего предмета, то на органическом уровне она опосредуется ассимиляцией поступающей ниши.

Самостоятельность органической реакции выражается в том, что всякая новая реакция осуществляется на основе прежней реакции органического тела, без которой она просто невозможна. Это функционирующее органическое тело делает всякую новую реакцию относительно независимой от прямого воздействия. И, кроме того, она разворачивается в том направлении, которое обусловлено спецификой данного живого организма. Органическое тело реагирует самостоятельно в том смысле, что у него уже нет такой прямой зависимости от любого воздействующего предмета, как на неорганическом уровне, и реагирует оно в соответствии со своей природой в пределах собственного своеобразия.

Как и формы отражения, формы реакций зависят от уровня развития не воздействующих, а реагирующих предметов. Поэтому чем выше уровень развития реагирующей материи, тем сложнее ее реакции.

Реакция, как и деятельность в целом, может быть актуальной и накопленной. Актуальная реакция протекает в предмете в данный момент, а накопленная образуется из следов прежних реакций. В актуальной реакции осуществляется реальное ответное действие на какое-либо воздействие, а в накопленной формируется индивидуальный и родовой "опыт", который затем самым непосредственным образом оказывает влияние на протекание актуальной реакции. Накопленная реакция служит базой для относительной самостоятельности актуальной реакции в процессе деятельности. Благодаря феномену накопления реакция конституируется в специфическую качественную определенность и приобретает внутреннюю логику развития.

Особенно велика роль накопленной реакции в формировании нового, т.е. в процессе творчества. Уже говорилось, что творчество основывается на накопленной деятельности. Творческий характер имеют обе составные стороны деятельности – отражение и реакция. Но в процессе отражения не формируется новое как таковое. Весь творческий потенциал отражения направлен на достижение оптимальной адекватности воздействующему предмету. Новое здесь имеет релятивный характер, выступает как такие изменения воспринимающего предмета, которые направлены на получение более полной копии, т.е. проявляется как более точное повторение воспринимающим предметом того, что образовалось нового в воздействующем предмете.

Действительно, новое формируется лишь в процессе реакции. Вырабатывая ответное действие, воспринимающий предмет с необходимостью создает новое. Всякая борьба за сохранение своей устойчивости и равновесия со средой побуждает предмет мобилизовывать внутренние потенции присущей ему природы и производить такие изменения, которые хоть чем-нибудь отличаются от того, что уже было и есть в мире. В реакции предмета всегда в той или иной форме проявляется и учитывается "опыт" прежних реакций, и потому получаемый результат с необходимостью несет что-то новое.

Таким образом, реакция является необходимым дополнением отражения. Она не возникает без отражения и служит продолжением того процесса, который берет начало в отражении. Реакция не может развернуться без отражения. В равной мере и отражение теряет свою функциональную значимость без реакции. Они не существуют одно без другого. В процессе деятельности отражение и реакция образуют диалектические противоположности. Они не только обусловливают, но и отрицают друг друга. Доминирование как отражательных, так и реактивных процессов обусловливает недостаточно результативный характер деятельности, ее несоответствие потребностям взаимодействия.

Отражение и реакция, будучи двумя необходимыми сторонами всякой деятельности, обусловливают каждая по- своему конкретную специфику деятельности в целом. Как уже отмечалось, отражение детерминирует ОГЛАВЛЕНИЕ, а реакция – качество деятельности. Поэтому в составе деятельности определяющее значение, в конечном счете, имеет реакция. Концентрированным выражением реакции является результат. То, что в реакции выступает как процесс, в результате проявляется как сформировавшееся свойство. Результат – это фиксированное запечатление реакции.

Стало быть, результат есть конечный этап, следствие некоторого процесса. Результат как следствие не тождественен процессу как породившей его причине, но соответствует ей, адекватен причине. Противоположность процесса и результата относительна. Она выражает не только момент их противоречия, но и единства.

Вместе с тем результат представляет собой не только завершение, но в то же время и условие нового процесса деятельности. То, что в данной реакции оказывается результатом, в другом взаимодействии может оказаться необходимой стороной новой деятельности. Результат деятельности может выступать в различной форме. Во-первых, может обладать самостоятельным существованием, обособленным как по отношению к воздействующему, так и по отношению к воспринимающему телу. Обычно он формируется из субстрата воспринимающего тела, но может существовать отдельно и независимо от этого тела. И, во-вторых, результат может нс отделяться от того процесса деятельности, в котором формируется. Во втором случае возможны также свои два варианта, когда результат пространственно занимает только часть или же всю сферу реакции воспринимающего тела.

Конечно, результат всегда есть итог всей деятельности, но главную роль в его формировании играет реакция. Отражение подготавливает необходимые параметры будущего результата. Однако конкретную их реализацию осуществляет именно реакция. В процессе реакции происходит закономерная трансформация субстрата воспринимающего предмета в соответствии с особенностями воздействующего предмета. В конце этого процесса может сформироваться новый предмет с автономной формой существования, а может возникнуть новая качественная определенность в структуре реагирующего предмета. Все зависит от природы конкретного взаимодействия.

Стало быть, результат выступает в качестве показателя или критерия качества той или иной деятельности. Поэтому в оценочном аспекте можно сказать: каков результат, такова и деятельность, следствием которой он является. Данный вывод имеет большое методологическое значение, ибо позволяет с высокой степенью репрезентативности оценивать любую деятельность. Качество деятельности всегда находит свое концентрированное и законченное выражение в ее результате.

Имеет ли свою специфику реакция на социальном уровне? Несомненно. В отличие от социального отражения, которое имеет духовный характер, социальная реакция может осуществляться как в идеальной, так и в материальной формах.

На социальном уровне результат в основном приобретает форму продукта. Продуктом является не всякий результат, а только итог материальной или духовной производственной деятельности человека, т.е. он всегда производится. Производственный процесс, говорит К. Маркс, "угасает в продукте"[6]. При этом, естественно, продукты могут иметь как материальный, так и духовный характер. Например, скульптура, картина, написанная книга – это тоже продукты, но духовного производства.

Специфика всякого результата состоит в том, что в нем в вещной форме зафиксированы особенности породившей его деятельности. Какова деятельность, таков и результат. Как Маркс указывает, "то, что на стороне рабочего проявлялось в форме деятельности, теперь на стороне продукта выступает в форме покоящегося свойства, в форме бытия. Рабочий прял, и продукт есть пряжа"[7]. Результат воплощает специфику созидающего его процесса. Именно результат служит внешним выражением тех внутренних изменений, которые образуют деятельность. Отсюда разделение деятельности на материальную и духовную, достижения и упущения проводимых в стране преобразований, наличие или отсутствие подвижек в осуществлении тех или иных реформ и многие другие могут оцениваться именно по их результатам.

Из сказанного очевидно, что у высших животных и человека специфической формой реакции является не что иное, как практика. При характеристике практики (гр. practices – деятельный, активный) нужно указать, прежде всего, на то, что это есть важнейшая сторона преимущественно человеческой формы деятельности. Не только неорганическая, но и низшие уровни органической материи не располагают практикой, хотя реакция, как уже было показано, им необходимо присуща. Форму практики реакция приобретает только на высших уровнях развития материи. В учебнике дается анализ лишь социальной практики.