Сущность и модели инновационной деятельности
Современное международное экономическое пространство состоит из трех основных форм конкуренции в инновационной экономике:
– экономика, движимая факторами производства, – Factor-driven Economy,
– экономика, движимая инвестициями, – Investment-driven Economy,
– экономика, движимая инновациями, – Innovation-driven Economy. Инновационная деятельность ориентирована не на количественные параметры, а на качество продуктов (услуг) и технологических процессов, качество организации производственных процессов и управления ими. Инновационная деятельность формируется на основе реализации системно процессного подхода. Суть его заключается в том, что в организации как целой системе существуют системные взаимосвязи между функциональными элементами и качество этих связей влияет на качественные изменения самих элементов единой системы (организации). Во всех функциональных элементах осуществляются свои технологические процессы. Результаты этих процессов рассматриваются в качестве взаимодействий входных и выходных параметров, которые создают так называемые цепочки ценностей, результатом чего становится приобретение новых качеств конечного продукта[1].
Чтобы понять суть инновационной деятельности, необходимо рассмотреть все стадии инновационного процесса. Для того чтобы идея превратилась в успешную инновацию, она обязательно должна пройти несколько стадий инновационного процесса. Если хотя бы одна из этих стадий не будет пройдена успешно, то инновационный проект не может быть эффективно осуществлен.
Также важны этапы, возникающие при осуществлении инновационного процесса. На таких этапах решаются различные технические, экономические, организационные, маркетинговые и прочие проблемы.
Существуют разные модели организации инновационного процесса, включающие этапы его реализации (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Западная и российская модели организации инновационного процесса
Сравнивая эти два подхода к организации инновационного процесса, следует обратить внимание на то, что в российской модели отсутствует какое-либо упоминание о рекламе, о раскрутке нового продукта. Маркетинг потенциального рынка нового продукта играет важную роль в процессе его коммерциализации. В последнее время многие ученые и практики стали акцентировать особое внимание на маркетинговом аспекте инновационного процесса. На рис. 3.3 показан полный цикл создания нового продукта, включая и стадии подготовки его к реализации на рынке.
На схеме наглядно представлены все этапы реализации научной идеи от ее зарождения до производственного воплощения и выхода на рынок. Эффективное функционирование инновационного процесса возможно только на основе использования достижений науки и практики в области менеджмента, т.е. создания и развития самостоятельного раздела общего менеджмента – инновационного менеджмента.
Инновационный процесс неоднороден в своем развитии. Сценарии, по которым он может развиваться, описаны в специальной экономической литературе в рамках моделей.
Крупные производственные объединения описываются с помощью модели "технологического толчка" (англ. technology push). На модели отражены общие этапы инновационного процесса.
Модель "вызова спроса" (англ. Market pull или Demand pull) также основана на линейной последовательности этапов, но с упором на потребителя.
Модель "вызова спроса" Д. Романа (рис. 3.4) учитывает необходимость участия профессионалов по продажам и является более детализированной. Эта модель более применима для инноваций в области продукта.
Рис. 3.4. Модель "вызова спроса" Д. Романа
Рис. 3.3. Полный цикл инновационного процесса[2]
Основным недостатком модели "вызова спроса" является то, что источником инноваций предполагаются исключительно потребности потребителя.
Исследователи Р. Росвелл, Н. Розенберг и К. Фримен в 1970-х – середине 1980-х гг. положили начало следующему поколению инновационных моделей – нелинейных.
Сопряженная инновационная модель Росвелла (рис. 3.5) отличается от предыдущих тем, что показывает параллельное существование потребностей и передового уровня техники и непрерывный их контакт на протяжении инновационного процесса[3].
Рис. 3.5. Сопряженная инновационная модель Росвелла
Следующей моделью, детально учитывающей различные стадии, этапы, транзакции участников в процессе осуществления инновационной деятельности именно в стадии разработки инноваций, является нелинейная интегрированная инновационная модель. Основное ее отличие от модели Росвелла заключается в том, что она учитывает исследование как общественных потребностей, так и самого рынка сбыта.
Говоря о недостатках вышеописанных моделей, можно отметить потенциальные проблемы с защитой интеллектуальных прав на полученные инновации. Следование моделям может привести к следующим сложностям:
– на рынке может существовать точный аналог у конкурентов;
– на рынке может быть законодательно запрещено коммерческое использование продаваемого компанией изобретения либо производство и продажи продукции требуют прохождения процедуры лицензирования.
Защита интеллектуальной собственности в отношении результатов инновационной деятельности является очень важным, зачастую серьезно недооцененным фактором. Понятно, что для инновационного процесса характерны непредсказуемость и сложность планирования: крайне сложно предугадать сроки изобретения чего-либо и определить характер инновации. При этом, если такая возможность появляется, необходимо, не откладывая, начинать процедуру защиты продукта посредством получения патентов и закрепления интеллектуальных прав. К примеру, в России процедура получения патента на товарный знак длится не менее одного года.
Также существует нелинейная интегрированная инновационная модель, которая наиболее полно отражает характер транзакций инновационной деятельности с дополнением процедуры получения охранных документов после завершения этапа выработки концепции.
Модель предполагает, что НИОКР, разработка базовой инновации и изучение рынка происходят параллельно. На определенном этапе в модель заложено подключение команды экспертов для оценки соответствия полученной инновации требованиям и интересам рынка и принятия решения о ее рыночных перспективах, а также для оценки объема инвестиций для доработки потребительских характеристик. Эксперты приступают к работе на этапе подачи патентной заявки.
Модели не учитывают сторонние организации, присущие инновационной инфраструктуре и организационно-экономической модели рынка. К примеру: транзакции, присущие инновационному процессу, начиная с момента регистрации результатов интеллектуальной деятельности в Роспатенте[4].
Вперед модель (экономико-организационная) ориентирована на рынок наукоемких технологий и инноваций, учитывает и обеспечивает взаимодействие участников этого рынка. В рамках модели процесс внедрения инновации рассматривается как основная функция самостоятельной предпринимательской структуры.
Данная модель рассматривает инновационный процесс с момента регистрации интеллектуальных прав субъектом инновационной деятельности до момента заключения первого договора купли-продажи инновационного продукта.
Существенным отличием данной модели от представленных выше является наличие предпринимательской структуры в сфере трансфера наукоемких технологий и инноваций.
Задача такой структуры – вывести инновационный продукт на рынок и обеспечить его продажу на выгодных условиях с учетом все рыночных требований и нормативно-организационных барьеров. Предпринимательская структура:
– координирует процесс практической реализации продукта;
– осуществляет финансирование.
Итог технологического трансфера может быть не только в продажах инновационного продукта, но и в продаже прав на его использование (передача исключительных прав, лицензии, аренда).
Таким образом, реализация инновационного проекта требует эффективной и действенной системы инвестиций на всех этапах жизненного цикла нововведения.