Сущность концепции управления в инновационной сфере
К середине 1950-х гг. ориентация только на внутренние факторы производства уже не обеспечивает в должной мере требуемого роста производительности труда и повышения уровня конкурентоспособности организации. Развитие производительных сил, усиление концентрации производства, рост специализации и кооперации приводят к необходимости расширить список факторов, обеспечивающих успех фирмы. Макро- и микрофакторы изменения внешней среды, указанные на рис. 17 и 18, дополняют внутренние факторы производства внешними факторами.
Формирование новой совокупности внешних и внутренних факторов успеха фирмы является основой создания новой концепции управления. Суть этой концепции сводится к следующему: не только рост производительности труда, рациональная организация производства, снижение издержек производства определяют успех фирмы и ее конкурентоспособность. В условиях агрессивной и изменяющейся внешней среды на первый план выходит требование адаптивности, восприимчивости к внешней среде, учет внешних факторов.
Новая концепция управления может иметь разные названия, в зависимости от того, какие внешние факторы более значимы для интересов организации. Например, "информационная", если придается значимость имеющимся средствам коммуникаций и информационным процессам в системе управления. Если же организация является конкурентоспособной в результате наличия творческого потенциала трудовых ресурсов, то концепцию управления можно назвать индивидуалистической, т.е. во главе организации стоят интересы личности, а основной внешний фактор воздействия — конкуренция.
Маркетинговой концепцией управления можно назвать концепцию организации, в которой внешние связи с покупателями по сбыту товара считаются наиважнейшими.
Вместе с тем, наличие новых реалий свидетельствует, что начало нового века знаменуется усилением влияния фактора конкурентоспособности "инновация", что позволяет дополнить внутренние факторы конкурентоспособности организации. Следовательно, современную концепцию управления в инновационной сфере более правильно назвать инновационной (рис. 22).
В рамках инновационной концепции управления возникает термин инновационная организация. В табл. 14 указано ОГЛАВЛЕНИЕ объекта управления и определение инновационной организации, принятое различными авторами.
Рис. 22. ОГЛАВЛЕНИЕ концепции управления в инновационной сфере
Таблица 14. Традиционное толкование инновационной организации
Авторы, источник информации |
ОГЛАВЛЕНИЕ объекта управления (ОУ) |
Определение инновационной организации (ИО) |
Менеджмент организации : учеб. пособие / 3. П. Румянцева, и др.]—М.:ИНФРА—М.( 1995. —432 с. |
Инновационные процессы [с. 221] |
Научно-технические организации, выполняющие прикладные НИР и ОКР [с. 221] |
Инновационный менеджмент: справочное пособие / под ред. П. Н. Завлина. А. К Казанцева. Л. Э. Миндели. — М. : ЦИСН. 1998. —568 с. |
Инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства [с. 33] |
ИО — это разновидность организаций, достигающих целей своего функционирования посредством инноваций [с. 34], но по характеру деятельности — выполняющие НИОКР или функции обслуживания науки, охватывающие стадии цикла исследование-освоение [с. 29] |
Ковалев. Г. Д. Основы инновационного менеджмента: учебник / под ред. В. А. Швандара — М. : ЮНИТИ-ДАНА. 1999. — 208 с. |
Инновационный процесс. Инновационный менеджер призван управлять инновационным процессом [с. 152] |
Основной конечный продукт ИО — новшества. ИО выполняют НИОКР по созданию новшеств и их демонстраций потенциальными потребителям, участникам рынка новшеств 1с. 166] |
Морозов, Ю. П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. — М. : ЮНИТИ-ДАНА. 2000. — 446 с. |
Инновационная деятельность. Определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности: разработка и внедрение новой продукции и технологии, модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции, снятие с производства устаревшей продукции |
ИО представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику [с. 255] |
Балабанов. И. Т. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. — СПб. : Издательство "Питер". 2000. — 208 с. |
Инновации (новые продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей) [с. 132] |
Нет определения |
Инновационной организацией чаще всего называют организацию, осуществляющую деятельность на одной или нескольких стадиях инновационного процесса, например занимающуюся фундаментальными исследованиями, научно-исследовательскими или опытно-конструкторскими разработками (Ю. П. Морозов, Л. А. Оголева, Н. Ю. Круглова, А. К. Казанцев, Р. А. Фатхутдинов. и др.), а объектом управления принято считать инновационный процесс. Такой взгляд правомерен, так как, несомненно, инновационной деятельностью следует управлять, но инновационный процесс, как было отмечено ранее, содержит несколько стадий, прерывающихся во времени.