Сущность интрапренерства

Понятие "интрапренерство" возникло из сочетания двух слов: "enterprise" – предприятие или предпринимательство и латинского префикса "intra-" – внутри. Таким образом, данное понятие означает "внутрифирменное предпринимательство".

Трактовка интрапренерства отечественными специалистами дается как с позиции процесса, так и структуры.

"Под интрапренерством понимается развитие духа предпринимательства и его осуществление внутри существующего предприятия. Интрапренерство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей:

– выделяются ресурсы – интракапитал – для их реализации;

– оказывается всесторонняя помощь для реализации идеи и ее практического использования".

"Интрапренер – это человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия".

Так, в современной литературе говориться, что "сущность (внутрифирменного предпринимательства)... заключается в организации в крупнейших компаниях малых внедренческих предприятий для апробации изобретений, полезных моделей и т.д.".

Следует отметить, что реализация принципов интрапренерства (внутрифирменного предпринимательства) предполагает увеличение творческой и предпринимательской активности, что требует создания как социальных, так и организационных условий для инновационной деятельности.

Считается, что для создания духа предпринимательства необходим коренной пересмотр целей и задач организации. Наиболее важными становятся такие качества персонала, как новаторство, ориентация на изменения, мобильность. Для этого необходимы изменение методов стимулирования персонала, создание благоприятного производственного климата, повышение культуры производства.

Цель внедрения духа интрапренерства – повышение эффективности предпринимательской организации за счет следующих подходов:

– активизации творческого потенциала сотрудников и его использования для осуществления инновационной деятельности;

– повышения эффективности использования ресурсов предприятия, в том числе трудовых;

– ускоренной реакции на изменения потребностей рынка;

– быстрой реализации инновационных предложений и проектов;

– создания базы для дальнейшего развития производства.

В свою очередь, для реализации внутрифирменного предпринимательства необходимо наличие надлежащих ресурсов (материальных, финансовых), а также создание соответствующей организационной структуры, позволяющей установить тесное взаимодействие между организацией и интрапренером. Следовательно, для развития интрапренерства необходимо наличие потребностей в новаторской деятельности, а также потенциальных ресурсных возможностей для ее реализации.

Таким образом, принципиальными отличиями интрапренерства от традиционного похода признаются:

– положительное отношение к новым идеям;

– наличие организационных возможностей для реализации возникающих инновационных идей во всех сферах (производственной, экономической, информационной, экологической и т.д.);

– наличие желания, возможностей и целеустремленности для участия в реализации инновационных идей.

Предпосылки и условия развития интрапренерства

Необходимость развития внутрифирменного предпринимательства (интрапренерства) возникает в предпринимательской организации в нескольких случаях. По мнению Г. Л. Багиева, А. Н. Асаула, она может быть вызвана тремя причинами:

• экономическим кризисом предприятия (потребностью получить средства для выживания предприятия);

• завершающей фазой жизнедеятельности предприятия – наличием устаревшей продукции и техники (потребностью в создании базы для перспективного развития предприятия);

• желанием получить дополнительную прибыль к имеющейся (наличием у предприятия неиспользованных ресурсов, в том числе новых технологий).

Перечисленные причины следует дополнить любым форсмажорным обстоятельством (стихийное бедствие, чрезвычайное происшествие, которое требуется преодолеть), а также необходимостью повышения конкурентоспособности как продукции путем разработки и освоения продукт-инноваций (неценовая конкуренция), гак и организации в целом, в том числе за счет внедрения процесс-инноваций.

Указанные авторы считают, к что условиям становления интрапренерства относятся: (рис. 14.1 ).

Рис. 14.1. Условия для становления интрапренерства

• предпринимательская направленность предприятия;

• организационно-производственные возможности;

• ресурсные возможности.

Рассмотрим подробнее указанные базовые условия.

1. Предпринимательская (интрапренерская) направленность предприятия. Если интрапренерство, рассматриваемое с позиции процесса, – это создание духа предпринимательства, ориентированного на поиск новых решений поставленных задач и формулировку новых задач, то необходимым условием его становления и развития остается формирование соответствующей ему организационной культуры.

Э. Шейн определяет культуру организации как "совокупность основных убеждений – сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции – которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными".

Общепринятыми элементами культуры считаются понятия (мировоззрение), ценности, правила и стандарты. Мировоззрение – наиболее сложный элемент организационной культуры, который не поддается изменению в короткие промежутки времени. Поэтому с позиций создания условий для интрапренерства необходимо добиться, чтобы персонал организации был ориентирован на взаимопонимание и терпимость по отношению друг к другу.

Важный момент в создании условий для интрапренерства – отбор и подготовка из членов коллектива творческих бригад и их руководителей. Для этого требуются оценка творческих возможностей сотрудников и готовность к творческой деятельности и соответствующему ей риску руководителей (рис. 14.2).

Рис. 14.2. Порядок формирования творческих групп

При этом показатели оценки творческих возможностей сотрудников дифференцируются в зависимости от вида экономической и инновационной деятельности, принадлежности сотрудника к определенной профессии, уровня полномочий по принятию решений в процессе достижения поставленной цели. Главный критерий готовности к творческой деятельности руководителей – способность к выдвижению инновационных идей, постановке инновационных целей и контролю за их достижением.

Создание атмосферы поиска в организации требует, чтобы основными ценностями считалось не просто зарабатывание денег, а поиск новых идей, обеспечивающих развитие организации для повышения благосостояния всего коллектива. В соответствии с этим в организации должны быть сформированы правила мотивации инновационной деятельности и выработаны ее целевые ориентиры.

2. Организационно-производственные возможности. Еще одно условие развития интрапренерства – наличие высокого инновационно-технологического потенциала у предпринимательской организации и условия для создания новых предпринимательских единиц. Ими могут быть временные венчурные группы, внедренческие отделы, которые, как правило, не отражаются в принятой организационной структуре. Им вменяется функция выявления на всех уровнях корпоративной иерархии научно-технических идей, реализация которых затруднена в рамках существующей организационной структуры, но потенциально может принести большой эффект.

3. Ресурсные возможности. Еще одним важнейшим условием развития интрапренерства остается наличие финансовых, материальных ресурсов, обеспечивающих разработку или приобретение новых технологий, оборудования, а также квалифицированного персонала, нацеленного на гибкое восприятие нового и способного к постоянному профессиональному росту. Немаловажное условие состоит также в том, что персонал должен быть сплочен единой идеей повышения конкурентоспособности предпринимательской организации как фактора обеспечения корпоративного благосостояния.

Подведя итоги вышесказанному, сформулируем условия развития интрапренерства:

• формирование духа предпринимательства – воспитание в коллективе стремления к новаторству, постоянному совершенствованию, соревновательности, стимулирование творчества, повышения культуры производства;

• создание эффективного механизма интрапренерства – повышение квалификации персонала, резервирование материальных и финансовых ресурсов, совершенствование организационной структуры, оптимизация информационных связей внутри предприятия.