Лекция 7. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Сущность государства как общественного явления представляет собой "многогранный стержень", который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства — значит выявить главное, определяющее, то, что обусловливает его объективную необходимость в обществе; уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства[1]. Постижение сущности государства составляет одну из основных задач теории государства.

В научной литературе сущность государства можно рассмотреть в двух аспектах:

1) с общефилософских позиций — как определенное явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены отличия государства как организации, например, от родового строя или от политической партии;

2) с позиций социальной сущности, доминирования той или иной определенной социальной группы, чьи интересы государство выражает прежде всего (в частности, интересы среднего класса во многих современных демократических государствах). В этом случае может быть предложена типология различных государств по социальным признакам (феодальное, капиталистическое и т.д.).

В истории общественной мысли имеются различные подходы к анализу сущности государства как определенного явления. Так, анималистские теории пытались объяснить природу государства путем сравнения его с колониями пчел, муравьев и т.п., а органические уподобляли государство частям человеческого тела (голова — парламент, руки — исполнительная власть и т.д.).

В настоящее время имеется пять основных подходов к анализу сущности государства[2]. Теологический подход трактует государство как богоустановленное явление. С точки зрения арифметического (классического) подхода государство — это совокупность трех элементов: власти, территории и населения. Сторонники юридического подхода анализируют государство с позиции совокупности правонарушений и нормативного единства. Социологический подход рассматривает государство как юридическую персонификацию нации (причем под нацией понимается все население страны). Персонификация (от лат. persona — лицо и fació — делаю) означает представление природных явлений, человеческих свойств, отвлеченных понятий в образе человека; в данном случае эта персонификация коренится в необходимости централизации политической жизни нации. Наконец, согласно информационно-кибернетическому подходу государство есть структура, действующая на основе системы ввода-вывода, прямых и обратных связей. Информация вводится в государственные органы, после чего следует принятие решений, по-разному воспринимаемых населением, полученная информация вновь поступает в государственные органы, и цикл повторяется.

Философы придерживались различных точек зрения в отношении сущности государства. Например, Г. Гегель рассматривает государство в контексте общей системы его фундаментальных философских представлений о мироздании, важной частью которых является философия права. Государство в понимании Гегеля — это тоже право, но наиболее развитое и содержательно богатое, так как оно включает признание всех остальных прав: личности, семьи и общества. Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, философ доказывает, что бытие государства предшествует развитию гражданского общества. Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей собой царство реализованной свободы. Именно в государстве и через государство реализуются высшие нравственные ценности человека, поэтому оно является "действительностью нравственной идеи". Гражданское общество через посредство правовых учреждений обеспечивает интересы частных лиц и охраняет их собственность, поддерживает определенный общественный порядок. В государстве всецело сливаются личная свобода и внешний порядок, в нем достигает своей наивысшей формы единство правового содержания и морального убеждения.

Ценность гегелевских воззрений на государство заключается в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. Главное — это четкая социальная и правовая направленность государственной деятельности, ее глубокое нравственное ОГЛАВЛЕНИЕ, разумность и полезность для общества и индивида.

К. Маркс исследовал государство и право исходя из открытой им классовой теории общественного развития, согласно которой государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Анализируя соотношение буржуазного государства и права, Маркс доказывает, что юридический закон есть продукт и отражение материальных производственных отношений классового общества. Законодательство только фиксирует требования, диктуемые экономическими отношениями. От государства же зависит, насколько адекватно оно сможет отразить в законах исторически сложившиеся взаимоотношения между людьми, соответствующие данному социально-экономическому строю.

В современном понимании государство представляет собой сложную многофункциональную целостность, отличающуюся наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Поэтому государство во многом обеспечивает единство общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы. Оно выполняет задачи, необходимые для обеспечения нормального функционирования любой человеческой общности, — защиту безопасности, охрану среды, организованность общества, наличие в нем определенного порядка. Общественная сущность государства выражается во взаимосвязи с ним социальных групп и человека и характеризуется понятием гражданства. Наличие гражданства имеет для человека принципиальное значение, так как определяет его политический и социальный статус, права и свободы, а во многом материальное и моральное благополучие. Государство также регламентирует положение в обществе целых социальных групп (сословий).

Государство обладает таким свойством, как принудительность. Принадлежность личности к тому или иному государству меньше зависит от нее, но больше от государства, воли и объективных обстоятельств, в которых находится личность. Государство располагает исключительным правом на навязывание своей воли с помощью аппарата насилия — армии, служб охраны порядка и безопасности, а также правом на нормирование жизни всего общества, т.е. правом на издание законов, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер. Другим исключительным правом государства является право на взимание налогов, имеющих для населения всеобщую обязательность. Прочие взносы и сборы отличаются от налогов большей добровольностью и нерегулярностью. Налоги — это живительная влага, питающая государство. Оно постоянно заботится об их поступлении, поэтому налоговая служба — важнейший элемент любого государства, а сами налоги — своего рода индикатор взаимоотношений между государством и обществом.

Существенным признаком государства, как уже отмечалось, служит территория. В частности, органическая теория государства выводит его основу из земли. Так, на развитие Российского государства повлияли такие геополитические факторы, как равнинный характер местности, ее открытость, отсутствие естественных географических границ, наличие практически неисчерпаемых ресурсов, сочетание леса и степи и др. Эти обстоятельства влияли на структуру хозяйства, образ жизни, расселение населения и социальные отношения в обществе, определяли специфику российской государственности.

Для государства принципиальное значение имеют границы, которые являются не только географической, но и политической категорией. Каждое государство, в особенности при своем возникновении и формировании, стремится установить границы вдоль выгодных естественных рубежей. При этом важное социально-политическое значение имеет совпадение границ территории государства с этническими границами.

Государство как политическая структура обладает чрезвычайно сложным строением. Традиционно выделяют три ветви государственной власти — исполнительную, законодательную и судебную. Возможен и иной подход к структурированию государства с выделением верховной власти и ее носителей, образующих центры принятия государственных решений, и государственной бюрократии, играющей вспомогательную роль.

Дифференциация государственных структур и их специализация решающим образом определяются функциями, которые выполняет государство. Например, если государство берет на себя роль силы, регулирующей экономику, то это автоматически порождает создание соответствующих органов. Овладение государством социальными функциями вызывает развитие государственных служб социального страхования, бирж по трудоустройству и т.п.

Таким образом, под сущностью государства понимается обеспечение с помощью аппарата политической власти целостности общества и его надлежащего функционирования в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия (народовластие, экономическая свобода, свобода личности). Высшее общественное предназначение государства — гарантия нормального, безопасного функционирования общества, создание твердых и устойчивых условий, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются в силу экономических и духовных факторов.