Сущность бюджетного процесса и его стадии
Термин "процесс" (лат. processus - продвижение) означает ход какого-либо явления, последовательную смену состояний, стадий развития и Т.Д.
Бюджет находится в постоянном развитии, движении. Последовательную смену состояний, стадий развития можно определить как бюджетный процесс. При этом необходимо подчеркнуть, что последовательность стадий не носит чисто механического характера, а регулируется нормами бюджетного права, которые отражают последовательную смену стадий, цикличный характер, смену прав и обязанностей участников бюджетного процесса.
Стадия процесса - его определенная часть, объединенная совокупностью процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной (окончательной) цели. Каждая стадия характеризуется стоящей перед ней задачей. Главное для определения самостоятельной стадии процесса - ее завершенность.
Бюджетный процесс содержит процессуальные нормы, т.е. порядок применения норм материального права. Если говорить об общетеоретических аспектах процессуальных норм, то они (1) определяют состав участников той или иной деятельности; (2) указывают виды необходимых действий и их обязательную последовательность; (3) предусматривают организованную форму каждого действия; (4) устанавливают права и обязанности участников этой деятельности; (5) определяют порядок принятия решений. Следует отмстить, что все эта аспекты присуши нормам бюджетного процесса Процессуальные нормы носят процедурный характер и распределяются по стадиям бюджетного процесса.
Согласно ст. 6 БК РФ бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;
В п. 1 ст. 152 БК РФ содержится исчерпывающий перечень участников бюджетного процесса, к которым относятся:
o Президент РФ;
o высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
o законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
o исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
o Центральный банк Российской Федерации;
o органы государственного (муниципального) финансового контроля;
o органы управления государственными внебюджетными фондами;
o главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
o главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
o главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
o получатели бюджетных средств.
Бюджетный процесс состоит из следующих 4 стадий бюджетной деятельности:
o составление проекта бюджета - более года;
o рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета;
o исполнение бюджета - 1 год;
o составление отчета об исполнении бюджета и утверждение отчета - более полугола.
То есть продолжительность бюджетного процесса около 3 лет.
С 2008 г. федеральный бюджет утверждается сроком на 3 года - очередной и плановый период (два финансовых года). Региональные и местные - на 1 год или 3 года в соответствии законом субъекта или правовым актом.
Составление проектов - исключительная прерогатива высших органов исполнительной власти, т.е. для федерального - Правительство РФ. Непосредственное составление - Минфин (регионы и муниципалитеты - их финансовые органы).
Составление проекта основывается на:
o Бюджетном послании Президента РФ;
o прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
o основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Федеральный бюджет - начало составления обычно за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Рассмотрение проектов бюджетов и утверждение - исключительная прерогатива высших законодательных органов РФ, субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований.
Госдума рассматривает проект федерального бюджет в трех чтениях. Процесс рассмотрения - в пределах 80 дней.
Исполнение бюджета означает обеспечение полного и своевременного поступления утвержденных доходов и финансирование расходных обязательств органов власти.
Для бюджетов всех уровней установлена казначейская система исполнения бюджетов. То есть исполнение бюджетов, управление бюджетными счетами осуществляет Федеральное казначейство.
Отчет об исполнении бюджетов предоставляются:
o федеральный - не позднее 15 июня т.г.;
o региональные - не позднее 1 июня т.г.;
o местные - не позднее 1 мая т.г.
Отчет об исполнении федерального бюджета направляется в Счетную палату РФ (на проверку и заключение) не позднее 15 июня текущего финансового года. Она проводит проверку, используя для этого свои материалы проверок и ревизий. Не позднее 15 сентября Счетная палата представляет заключение по отчету в Государственную Думу и Правительство РФ.
После получения заключения Госдума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета, заслушиваются доклады министра финансов и председателя Счетной палаты.
По результатам слушаний принимается решение:
o об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
o об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.