Супрематизм. Человек в мире геометрических цветовых пятен

Супрематизм (автор термина и соответствующего художественного явления Казимир Малевич) - течение абстракционизма, заострившее и углубившее его особенности до такой степени, что может претендовать на статус художественного направления. Супрематизм Малевич прокламировал в 1913 г. картиной "Черный квадрат". Позже (1920) в очерке "Супрематизм, или Мир неотображения" Малевич сформулировал свои эстетические принципы: искусство непреходяще благодаря своей вневременной ценности; чистая пластическая чувственность - достоинство произведений искусства. В духе супрематизма композиция Малевича "Белое на Белом" (1918): на белом фоне под наклоном изображен белый прямоугольник.

Эстетика и поэтика. Этапы развития

Эстетика и поэтика супрематизма утверждают универсальные (супрематические) живописные формулы и композиции - идеальные конструкции из геометрически правильных элементов.

Малевич делит супрематизм на три периода: черный, цветной и белый. Последний период начался, когда художник стал писать белые формы на белом фоне.

Белое на белом, "Черный квадрат", геометрические фигуры, математически выверенные абстрактные композиции на полотне стали выразительными принципами супрематизма.

Отношение к миру и другим направлениям

Художник-абстракционист покидает "мир воли и представлений", в котором он до сих пор жил и в реальность которого верил. Малевич так формулировал смысл своего ухода в абстрактные формы: "...Экстаз необъективной свободы подтолкнул меня к "пустыне", где нет другой реальности, кроме чувственного восприятия... и, таким образом, чувственность превратилась в единственный смысл моей жизни. То, что я изобразил, было не "пустым квадратом", а восприятием необъективности".

Сюжет, рисунок, пространственная перспектива (в традиционном их понимании) отсутствуют в супрематизме, определяющими факторами становятся геометрическая форма и открытый цвет. Супрематизм опирался на традиции кубизма и футуризма.

К. Малевич. Черный квадрат. Вариант. 1914

Э. Кирхнер. Женщина с обнаженным торсом в шляпе. 1911

П.Мондриан. Серое дерево. 1911

Э. Нольде. Троицын день (Сошествие Святого духа). 1909

Гиперкомпонентами становятся геометрическая форма и открытый цвет.

Лучизм. Трудность и радость бытия человека в неопределенном мире, который рассекают лучи света

Что такое лучизм

Его возникновение Лучизм - одно из околоабстракционистских направлений, утверждавших трудность и радость человеческого бытия и неопределенность мира, в котором все предметы, освещенные разными источниками света, оказываются расчлененными лучами этого света и теряют ясную фигуративность.

Лучизм возник в 1908-1910 гг. в творчестве русских художников Михаила Ларионова (1881 - 1964) и его жены Наталии Гончаровой (1881-1962). Ларионов разработал теорию лучизма и предложил термин.

Детскость восприятия мира

Детскость - важнейшее качество лучизма. Скучная и жалкая действительность. Дети, живущие инстинктом, чувствуют это острее, чем взрослые.

Блок, Мандельштам, Ахматова, Хлебников детскость восприятия мира считали ценным поэтическим качеством человека.

Детям ли учиться у взрослых или взрослым у детей? Блок считал, что иногда лучше написать несколько детских каракуль, чем большую книгу. Об этом же О.Мандельштам:

Только детские книги читать. Только детские думы лелеять... А. Ахматова о Пастернаке выразилась так: дар "какого-то вечного детства".

Семилетний мальчик прочитал стихи "О, рассмейтесь, смехачи" Хлебникова. Мальчик вырос и вспоминал: мы себя с ним чувствовали заговорщиками среди взрослых.

Детскость восприятия мира с начала XX в. стала особо цениться как качество, способствующее поэтическому восприятию и творчеству. В начале XX в. европейская культура старается вобрать в себя африканское искусство. Оно влияет на европейскую живопись, особенно на возникновение принципов кубизма. С 1908 г. в течение пяти-шести лет состоялся десяток выставок детского рисунка, в том числе и международных. В 1915 г. проходит выставка "Война в рисунках детей".

Детскость восприятия мира стала достоинством лучизма. Так, Ларионов писал портреты по детской считалочке:

Точка, точка, запятая, Вышла рожица кривая.

Все темы детских рисунков такие же, как у Ларионова (солдатские, деревенские). Детский рисунок Ларионов считал детским фольклором. Рисунок Ларионова "Мужчина и женщина у елки" сделан в духе детского творчества.

Рассказы и рисунки детей собирал А. Крученых.

Ларионов и Гончарова в детских рисунках находили важные импульсы для своего творчества и сами часто творили в детском духе. Так, Гончарова в Париже оформила "Золотого Петушка", и это сделало ее знаменитой.

Живопись

Полотно -Пол дождем" (1912) Ф. Марка написано в футуристическом ключе, но есть большое влияние лучизма. Ритм дождевых потоков схож с лучами света и дает ритм движению толпы.

В духе лучизма Ларионовым написана картина, изображающая девочку-подростка на лесной полянке со смешными желтыми волосами, рифмующимися с кучей листвы под ней.

В лучших работах Ларионова всегда пульсирует жизнь - ее оттенки, краски, ее таинственные "лучи", ее детская радость.

Лучизму присущ формальный изыск. Лучизм стал крахом перспективы. Свет в лучизме стал фактором организации художественного пространства.

Эстетика и поэтика

Лучизм утверждает, что идея света - основа живописи. Теоретик П. Франкастель считал, что готический собор привлек французского художника Р. Делоне тем, что в его недрах он нашел материализованные формы света, как и те, что он видел уже в сиянии электрических огней вокруг манежа на ярмарке, как свечение повсюду в атмосфере, вокруг каждого предмета.

Делоне: "Я пришел к абстрактному кубизму, в котором цвета играют благодаря развитию их контраста, оставляя, однако, еще знаки и конкретные указания"

Традиции

Ларионов отталкивался от живописи позднего импрессионизма. Ларионов в Манифесте лучизма сочувственно характеризует футуризм: "Футурист развертывает картину, ставит художника в центр картины, рассматривает предмет с разных точек зрения, проповедует просвечиваемость предметов, писание того, художник знает, но не видит, нанесение всей суммы впечатлений на холст, нанесение ряда моментов одного и того же, вводит рассказ и литературу".

Скандальность была компонентом творчества футуристов и входила в сопровождающие произведение элементы эмоциональной подготовки восприятия произведения. Эту традицию восприняли сторонники лучизма. Так, однажды Ларионов не успел оформить декорации к спектаклю, но встал на стол и со сцены стал рассказывать о декорации. Его освистали, разразился скандал с участием полиции.

Христианские корни лучизма

Д. Сарабьянов связал лучизм с мистическим православным христианским учением о свете, разработанном в XIV в. Лучизм объяснялся и состоянием природы, сиянием солнца, отражением света в воде. Сарабьянов подчеркивает, что символ пронизанного божественными энергиями "обожженного"... светоносные вещества сохраняют свою значимость для всей христианской традиции в целом".

Видение Небесного Иерусалима в кн. Апокалипсиса (XXI, 18) описывается так: "...Город был чистое золото, и подобное чистому стеклу".

"Исчерпанность движения, - так назвал это свойство Дмитрий Сарабьянов. - Видимо, это и дает ощущение отрешенной монументальности бытия, уложенного в формулу... Эпическая гармонизация бурь и катаклизмов (внешних и внутренних) - красиво, ярко, выпукло, разнообразно, всегда чуть впереди какого-то нового стиля".

Д. Сарабьянов пишет о своеобразном параллелизме живописных принципов Гончаровой и древнерусского искусства. (См.: Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX- начала XX в. 1993).