Суды, учреждаемые временными администрациями ООН
Некоторые ученые к смешанным также относят и суды, учреждаемые временными администрациями ООН на территориях государств, где проводятся миротворческие операции. Таковыми, по их мнению, являются суды на территории Косово и Коллегия с исключительной юрисдикцией в отношении серьезных преступлений в Восточном Тиморе[1].
Юридической основой создания Миссии ООН по делам временной администрации в Косово (далее — МООНВАК) явилась резолюция 1244 Совета Безопасности ООН от 10 июня 1999 г., а издание распоряжения № 1991/1 от 25 июля 1999 г.[2] представителем Генерального секретаря ООН, назначенным для осуществления контроля за международным присутствием, позволило возложить на МООНВЛК функции по отправлению правосудия. Соответствующее распоряжение № 2000/6 от 15 февраля 2000 г. непосредственно предоставило Специальному представителю Генерального секретаря ООН мандат для назначения в любой суд или прокуратуру, находящиеся на территории Косово, международных судей и прокуроров и отрешения их от должности.
В докладах Генерального секретаря ООН, касающихся МООНВАК, информация о деятельности международных судей фигурирует только до 2007 г.[3], после чего никаких упоминаний о судьях мы не находим.
В своем заявлении от 26 ноября 2008 г.[4] Председатель Совета Безопасности ООН приветствовал усилия, предпринимаемые ЕС, которые направлялись на реализацию европейского видения в отношении Западных Балкан. С учетом этого, с согласия правительства Сербии и большинства косовских сербов, было принято решение о развертывании Миссии Европейского союза по вопросам законности и правопорядка в Косово (далее — ЕВЛЕКС) при условии соблюдения ею резолюции 1244 (1999) и осуществления своей деятельности под общим руководством ООН. Тем самым 9 декабря 2008 г. ею была взята ответственность за обеспечение законности и правопорядка в соответствии с резолюцией 1244 (1999). Произошла также передача ЕВЛЕКС некоторых функций МООНВАК в судебной сфере, в частности касающихся представительства международных судей и прокуроров. В связи с этим, как утверждается в докладе Генерального секретаря о миссии ООН по делам временной администрации в Косово за 2009 г., специальным представителем были предприняты шаги, направленные на то, чтобы назначение международных судей и прокуроров производилось под его руководством[5]. В настоящее время на территории Косово активно функционируют суды в составе косовских судей и судей ЕВЛЕКС, рассматривающие дела о военных преступлениях, совершенных в 1998-1999 ГТ.[6]
Временная администрация ООН в Восточном Тиморе (далее — ВАО-ОНВТ) также была создана Советом Безопасности ООН посредством издания резолюции 1272 (1999) от 25 октября 1999 г., в соответствии с которой на нее возлагалась общая ответственность за административное управление в Восточном Тиморе, и помимо законодательных и исполнительных функций она наделялась судебными полномочиями. Специальный представитель Генерального секретаря ООН С. Виейра ди Меллу своим распоряжением № 2000/15 от 6 июня 2000 г. объявил об учреждении при Окружном суде г. Дили Судейских коллегий с исключительной юрисдикцией в отношении рассмотрения серьезных преступлений: геноцида, военных преступлений, преступлений против человечности, убийства, преступлений на сексуальной почве и пыток. При этом состав судей был сформирован как из международных судей, так и из судей Восточного Тимора.
12 мая 2005 г. Генеральным секретарем ООН был представлен доклад, касающийся завершения мандата миссии ООН по поддержке в Восточном Тиморе. В нем приветствовалась резолюция Совета Безопасности ООН, предусматривающая учреждение одногодичной последующей миссии, которая получила наименование "Отделение ООН в Тиморе-Лешти". В докладе также отмечалось, что "...группа по тяжким преступлениям, группа адвокатов защиты и специальные коллегии по тяжким преступлениям завершают трудоемкий процесс передачи тиморским властям всей соответствующей документации, связанной с расследованием тяжких преступлений". В связи с просьбой комиссии экспертов, созданной для обзора процедур привлечения к ответственности за серьезные нарушения прав человека, совершенные в этой стране, касавшейся разработки мер, обеспечивающих сохранность сведений, накопленных в рамках процесса расследования тяжких преступлений, в том же самом докладе утверждалось, что для данных нужд будет оставлено 10 сотрудников группы по тяжким преступлениям, включая одного международного судью, прокурора, сотрудника по правовым вопросам и административных помощников. Однако последнее упоминание о деятельности международных судей в судах Тимора-Лешти встречается в докладе Генерального секретаря ООН за 2008 г.[7]
Как видим, данные суды функционируют в рамках национальных судебных систем Косово и Тимора-Лешти. Они являются национальными судами, в деятельности которых участвуют международные должностные лица. Поэтому нет никаких оснований относить их к смешанным судам и включать в систему органов международной уголовной юстиции.