Суды субъектов РФ
Конституционные (уставные) суды призваны обеспечивать такое положение, при котором законодательство и иные нормативные правовые акты, издаваемые в субъектах РФ в ходе реализации их исключительных полномочий, т.е. по вопросам государственной и общественной жизни, в отношении которых им предоставлена вся полнота власти (ст. 73 Конституции РФ), соответствовали бы конституциям республик или уставам других субъектов РФ.
В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" к ведению конституционных (уставных) судов отнесено рассмотрение вопросов о соответствии конституциям (уставам) субъектов РФ:
— законов, принятых их законодательными органами;
— нормативных правовых актов их органов государственной власти;
— нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
- толкования конституций (уставов).
Порядок рассмотрения вопросов такого рода должен определяться законами субъектов РФ. Финансирование и определение правил формирования этих судов также возложены на субъекты РФ.
Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах предоставленных ему полномочий, не может быть отменено никаким другим судом (ч. 4 ст. 27 названного Закона). Этим подчеркивается автономность таких судов от всех других судов, в том числе Конституционного Суда РФ.
Должности мировых судей вводятся на основании предписаний Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
Хотя мировые суды отнесены к судам субъектов РФ, большинство их полномочий подлежит регламентации в федеральных законах. К ведению субъектов РФ отнесено только определение порядка назначения (избрания) мировых судей и установление некоторых правил, касающихся их организации и деятельности. Свои решения они должны выносить именем Российской Федерации, и эти решения имеют то же общеобязательное значение, что и акты правосудия федеральных судов общей юрисдикции.
Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе последнего, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Судебные участки создаются в районах (округах) из расчета численности населения на одном участке от 15 тыс. до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.
Компетенция мировых судей определена довольно широко. Они должны единолично рассматривать в первой инстанции относительно несложные гражданские дела (о расторжении брака, если между супругами не возникает спор о детях, о разделе совместно нажитого супругами имущества, об имущественных спорах при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб., и др.), уголовные дела о многих из тех преступлений, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание до трех лет лишения свободы. На них также возложено разбирательство большинства дел об административных правонарушениях, отнесенных к ведению судов, и дел о выдаче судебного приказа. Кроме того, мировые судьи уполномочены пересматривать свои собственные решения, вынесенные по гражданским делам, на основании вновь открывшихся обстоятельств.
Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировому судье является районный суд, на территории которого находится участок данного мирового судьи.
Когда процесс учреждения мировых судей завершится (реально они начали действовать еще не во всех районах субъектов РФ) и они повсеместно приступят к выполнению своих функций, должно произойти определенное сокращение нагрузки, которая в настоящее время приходится на долю районных (городских) судов.