Лекция 6. СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

После изучения настоящей главы студент должен:

знать

• систему судов общей юрисдикции, включая систему военных судов, систему и полномочия Судебного департамента РФ;

уметь

• оперировать юридическими категориями: "суд первой и второй инстанции", "апелляционная и кассационная инстанции", "рассмотрение дел в порядке судебного надзора, по новым и вновь открывшимся обстоятельствам", "организационное обеспечение работы судов";

владеть

• навыками сравнения и сопоставления компетенций судов общей юрисдикции.

Мировые судьи в Российской Федерации

Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности мировых судей осуществляется ст. 28 Закона о судебной системе; ст. 1–3, 6, 7, 34, 37–40, 42 Закона о судах общей юрисдикции; Федеральными законами "О мировых судьях в Российской Федерации", от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации", Законом о статусе судей.

Для того чтобы институт мировых судей был сформирован и начал функционировать, каждый субъект Федерации обязан принять нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы организации деятельности мировых судей. Сейчас такое законодательство создано и действует практически повсеместно. В качестве примера приведем Закон Свердловской области от 19 февраля 2001 г. № 22-03 "О мировых судьях Свердловской области".

Место мировых судей в судебной системе России

Мировые судьи входят в единую судебную систему России, в систему судов общей юрисдикции и относятся к судам общей юрисдикции субъектов Федерации. Мировой судья представляет собой односоставный суд. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации по общим правилам судопроизводства.

В отличие от федеральных судов суды субъектов Федерации образуются на основании законов этих субъектов. Кроме того, правовое регулирование статуса и обеспечения деятельности мировых судей осуществляется и Российской Федерацией, и ее субъектами.

Помимо мировых судей к судам субъектов Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов, но они основаны на еще большей децентрализации. Их компетенция (в соответствии с предметами ведения, определенными в ст. 71–73 Конституции РФ), порядок деятельности и финансирования устанавливаются законодательством субъекта Федерации. Да и сам вопрос о создании такого суда субъект Федерации решает самостоятельно, исходя из собственных потребностей, поэтому такие суды имеются не везде. Между мировыми судьями и уставными судами существуют и другие принципиальные отличия. Если мировые судьи, по сути, являются продолжением федеральной системы судов общей юрисдикции, то уставные суды представлены только на региональном уровне, обособленно от федеральных судов.

Комплексный анализ федерального законодательства позволяет отнести к ведению субъектов Федерации следующие вопросы организации и деятельности мировых судей, которые должны быть урегулированы законами субъектов Федерации (в отношении указанных предметов ведения субъекты Федерации наделены полномочиями по правовому регулированию):

1) порядок наделения мировых судей полномочиями в виде назначения (избрания) па должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации либо избрания на должность населением судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации;

2) порядок подписания и выдачи удостоверений мировым судьям;

3) первоначальный (не более пяти лет) и последующие (не менее пяти лет) сроки полномочий мировых судей;

4) создание и упразднение судебных участков и должностей мировых судей. Фактически речь идет об установлении границ судебных участков – распределении участков по территории субъекта. Число судебных участков определено для каждого субъекта Федерации в федеральном законе;

5) финансовое обеспечение деятельности мировых судей, в том числе финансирование за счет средств бюджета субъекта Федерации расходов на повышение квалификации мировых судей (кроме финансирования расходов на заработную плату мировых судей и предусмотренных для них федеральным законодательством социальных выплат, осуществляемых за счет федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ);

6) организационное (в том числе материально-техническое) обеспечение деятельности мировых судей, осуществляемое органами исполнительной власти субъекта Федерации, включая порядок установления структуры и штатного расписания аппарата мировых судей (кроме мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных и установлению единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, – они осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде России и его органами);

7) порядок утверждения Положения об аппарате мирового судьи;

8) место постоянного пребывания мирового судьи, определяемое с учетом мнения председателя районного суда.

Кроме того, законы о мировых судьях субъектов Федерации могут предусматривать:

1) установление флага субъекта Федерации на зданиях, занимаемых мировыми судьями, а также помещение флага и изображения герба субъекта в залах судебных заседаний мировых судей;

2) отличительный знак мирового судьи. Тогда мировой судья может отправлять правосудие, имея при себе такой знак отличия и не облачаясь в мантию.

Урегулировать два последних вопроса субъект Федерации вправе по своему усмотрению.

В залах судебных заседаний мировых судей обязательно помещаются Государственный флаг РФ и изображение Государственного герба РФ (ст. 40 Закона о судах общей юрисдикции).