Судебный контроль
Особое место среди ветвей государственной власти, обеспечивающих гарантированность государственной защиты прав и свобод, занимает судебная власть. Данте Алигьери писал: "Всюду, где может возникнуть раздор, там должен быть и суд, иначе несовершенное существовало бы без того, что придает ему совершенство, а это невозможно"[1]. Действительно, судебная защита прав и свобод личности – это достижение цивилизационного развития человечества.
Суд осуществляет не только защиту конкретных прав и свобод личности (право собственности, право на жизнь, свободу слова, свободу совести, свободу шествий и демонстраций, свободу собраний, па выбор места жительства, информацию, неприкосновенность личной жизни, интеллектуальную собственность и т.п.)> но и саму свободу личности. Иными словами, защищает от вмешательства государства личности во всех сферах ее жизнедеятельности – в творчестве, трудовых занятиях, предпринимательстве, коммуникациях, семейных отношениях и т.п. Впрочем, и в этих сферах свобода личности одних стала четко ограничиваться свободой личности других и судебная защита – гарант такого баланса. Безусловно, суд – основной гарант прав человека, судебная защита прав и свобод человека и гражданина является наиболее эффективным средством восстановления нарушенных прав[2].
Особая роль суда среди других средств правовой защиты личности получает закрепление во Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его прав, предоставленных ему Конституцией или законом".
Закрепленная в ч. 1 ст. 46 Конституции гарантия судебной защиты является важнейшим и эффективным средством реализации провозглашенных в ст. 2 положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства. Судебная защита прав человека – совокупность материальных и процессуальных прав любого физического лица (независимо от каких-либо различий по признакам государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств), обеспечивающих восстановление нарушенных прав либо предотвращение неправомерного применения правовых норм посредством обращения в суды.
Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд, с другой – обязанность суда рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение. По мировым стандартам суды (судьи) должны олицетворять справедливость. Необходимо добавить, что именно для этого создавались Основные принципы независимости судебных органов, одобренные резолюциями Генеральной Ассамблеи ООП от 29.11.1985 и 13.12.1985.
Определенное Конституцией место судебной власти, обеспечивающее ее самостоятельность и независимость, а также установленные требования к судьям, демократические принципы правосудия, возможность получения гарантированной государственной защиты, делают суд доступным для каждого человека органом правовой защиты личности, ее прав и законных интересов.
Ведущая роль судебной власти в государственно-правовой защите объясняется следующим:
1) она юридически доминирует над законодательной и исполнительной властью, ибо в лице конституционной юстиции или судов общей юрисдикции обладает правом окончательной оценки соответствующих актов законодательной и исполнительной власти, в том числе и по вопросам правовой защиты человека;
2) правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции).
Правосудие – это деятельность специальных государственных органов – судов, осуществляемая посредством рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке гражданских и уголовных дел с целью укрепления законности и правопорядка.
Никакие другие органы и должностные лица не вправе осуществлять правосудие, пересматривать решения органов судебной власти. А это значит, что только суд может признать человека виновным в совершении преступления или преступником – человеком, преступившим "черту" между дозволенным и запрещенным уголовным законом; только суд может своим решением разрешить спор гражданского истца и ответчика; суд также реализует право человека на обжалование действий должностных лиц, органов власти и самоуправления. Кроме того, судом рассматриваются материалы о некоторых видах административных правонарушений. Никакой другой орган власти не управомочен выполнять подобные действия;
3) правосудие или деятельность суда по рассмотрению и разрешению дел о преступлениях, правонарушениях и спорах о праве осуществляется "посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства" (ч. 2 ст. 118 Конституции, ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ"), таким образом, указание на осуществление судебной власти посредством определенных видов судопроизводства предполагает, что деятельность судов, в отличие от всех других органов государственной власти, строго регламентирована процессуальными правилами, определяющими порядок совершения действий судом[3].
Судопроизводство – осуществляемое в установленном законом порядке рассмотрение и разрешение дел.
Различие в его видах зависит от назначения соответствующего суда и характера рассматриваемых дел;
4) судебная власть осуществляется специальными государственными органами – судами от имени государства.
Принцип гарантированности государственной защиты прав и свобод как конституционная форма предполагает наличие упорядоченной судебной системы РФ, которая устанавливается Конституцией (ч. 3 ст. 118 Конституции) и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ".
Из толкования ст. 118 Конституции следует, что судебная система – это закрепленная в Конституции и федеральном конституционном законе, а также организованная и действующая с учетом федеративного устройства России совокупность судов.
Для эффективной работы всей судебной системы важно ее единство, которое, согласно ст. 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ", обеспечивается путем:
а) установления судебной системы РФ Конституцией и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ";
б) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
в) применения всеми судами Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
г) признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
д) законодательного закрепления единства статуса судей;
е) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" в Российской Федерации судебная система РФ имеет следующую структуру (рис. 3.1).
В развитие ч. 3 ст. 123 и ст. 32 Конституции в Федеральном конституционном законе "О судебной системе РФ" (ч. 1 ст. 1) установлено, что к осуществлению правосудия в установленном порядке могут привлекаться как присяжные заседатели, на что прямо указывается в Конституции, так и народные и арбитражные заседатели.
Однако законодатель не учитывает предложения правоведов об учреждении системы административных судов (для оперативного решения жалоб и исков о нарушении прав граждан со стороны государства, его органов и должностных лиц), судов по делам несовершеннолетних, специализированных судов по финансам и налогам и патентных судов. Потребность в специализации судов вызывается необходимостью дальнейшего повышения уровня правосудия как в целом, так и в его отдельных сферах[4].
Рис. 3.1. Судебная система Российской Федерации
Важнейшей гарантией от произвола власти по отношению к человеку и его правам служит конституционный запрет на создание чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118 Конституции и ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ").
Не являются органами судебной власти и так называемые квазисудебные органы: товарищеские суды, суды чести, третейские суды, Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ, образованная его Указом от 31.12.1993 № 2335 "О Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации", и т.п. Такого рода учреждения являются административными, а не судебными.
Необходимым условием эффективности судебной системы, которая должна обеспечивать судебную защиту прав человека, является наличие научно разработанных и закрепленных в нормах права гарантий этой защиты в форме принципов правосудия (рис. 3.2)[5].
Реализуя конституционные судоустройственные и судопроизводственные (процессуальные) принципы – гарантии судебной защиты прав и свобод человека, суды различной компетенции руководствуются правилами, предусмотренными нормами различных источников. Так, Конституционный Суд РФ применяет нормы, сформулированные в Конституции (ст. 125) и Федеральном конституционном законе "О конституционном Суде РФ". Суды общей юрисдикции, рассматривая гражданские, уголовные и административные дела, руководствуются соответствующими кодексами: ГПК, ГК, УПК, КоАП, а арбитражные суды – Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и АПК.
Эффективность судебной защиты прав и свобод обеспечивается также окончательностью решений, принимаемых судебной властью и их обязательностью. Это значит, что вступившие в законную силу решения судов, а также предусмотренные законом судебные распоряжения, требования, поручения и другие судебные акты обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, должностных лиц, граждан и их объединений и подлежат безусловному исполнению па всей территории РФ.
Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования, посягательство на жизнь лица, угроза или насильственные действия в отношении него в связи с осуществлением правосудия, неуважение к суду, клевета в отношении судей и иных лиц, участвующих в отправлении правосудия, неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта влекут установленную законом ответственность (ст. 284–298, 315 УК, ст. 17.3-17.6 КоАП).
Таким образом, судебный контроль имеет, несомненно, политическое значение, его эффективность определяет мировой авторитет государства. В начале второго десяти-
Рис. 3.2. Принципы правосудия согласно гл. 7 Конституции
летия XXI в. сложилась устойчивая тенденция к универсализации и сближению принципов и процедур судебной защиты прав человека. Именно поэтому особое значение приобретает анализ процесса становления института судебного контроля в разных странах, рассмотрение его сквозь призму действующего законодательства.