Судебные поручения

В большинстве случаев суду в целях правильного своевременного рассмотрения и разрешения гражданского правового конфликта достаточно того юридического инструментария, который находит свое применение внутри страны. Вместе с тем иногда суды сталкиваются с проблемой совершения тех или иных процессуальных действий в иных государствах. В связи с этим законодатель описал институт судебных поручений, сообразно которому суды, созданные на территории РФ, исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных мероприятий, как, например, вручение извещений и иных документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и пр.

В то же время российские суды также имеют право обращаться к иностранным судам с надлежащими поручениями, при этом порядок судебных сношений предопределяется международным договором с участием Российской Федерации либо федеральным законом. В международном праве сложились следующие способы обращения суда одного государства к судебным органам иного государственного образования: непосредственный, т.е. через выполнение судебного поручения центральными учреждениями Минюста России либо специально уполномоченным лицом, назначаемым судом; с помощью посольских или консульских организаций (Μ. М. Богуславский).

Отечественные суды изначально применяли последнюю достаточно сложную процедуру судебных поручений. Так, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 г. "О порядке сношений государственных учреждений СССР и их должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств" предписывал соблюдать исключительно дипломатический механизм передачи судебных поручений. Впрочем, данный механизм продолжает существовать и сейчас в отношении некоторых государств. В частности, в Договоре между СССР и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимном оказании правовой помощи от 23 февраля 1982 г. говорится, что стороны действуют через дипломатические представительства или консульские учреждения. В Конвенции по вопросам гражданского процесса, к которой СССР примкнул 17 сентября 1966 г., также утверждается, что "судебные поручения передаются консулом запрашивающего государства властям, указанным запрашиваемым государством. Эти власти направляют консулу документ, удостоверяющий исполнение судебного поручения или объясняющий причины, по которым исполнение его не могло состояться". В соответствии с Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам, а также Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г., к которым Россия присоединилась 12 февраля 2001 г., пересылка судебных документов происходит посредством центрального органа, назначаемого каждой страной. Как правило, им является министерство юстиции. Кроме того, при исполнении судебного поручения запрашиваемый орган судебной власти использует те же средства принуждения, в тех же случаях и в той же мере, в какой они предусмотрены внутренним законодательством для исполнения приказов властей собственного государства или ходатайства сторон в судебном процессе внутри государства.

Минская конвенция о правовой помощи достаточно полно регламентировала порядок принятия и исполнения судебных поручений (этот порядок почти дословно воспроизведен в Кишиневской конвенции о правовой помощи). Следуя Минской конвенции, страны – участницы СНГ в рамках оказания правовой помощи соотносятся друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы, если только международным договором не установлен иной порядок сношений. При этом само оказание правовой помощи выражается в выполнении определенных процессуальных и иных действий, в том числе составлении и пересылке документов, проведении осмотров, изъятии и передаче вещественных доказательств, проведении экспертизы, опросе сторон, третьих лиц, допросе свидетелей, экспертов, признании и исполнении судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов.

Названная конвенция предъявляет строгие требования к форме и содержанию поручения об оказании правовой помощи. Согласно ст. 7 международного договора в таком поручении должно быть указано: наименование запрашиваемого учреждения: наименование запрашивающего учреждения; наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь; имена и фамилии сторон, свидетелей, их местожительство и местопребывание, гражданство, род занятий; для юридических лиц – их наименование, юридический адрес и (или) местонахождение; при наличии представителей лиц – их имена, фамилии и адреса; ОГЛАВЛЕНИЕ поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения. В поручении о вручении документа обозначается точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. Помимо этого, поручение подписывается и скрепляется гербовой печатью запрашиваемого учреждения.

Минская конвенция декларирует, что при исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно полномочно применить и процессуальные нормы запрашивающей договаривающейся стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой договаривающейся стороны. После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает полученные документы в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно одновременно уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения.

Между тем поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных мероприятий не подлежит исполнению на территории РФ, если это может нанести ущерб суверенитету России или угрожает ее безопасности либо не входит в компетенцию суда.