Судебно-прокурорские органы Франции
Система общих судов Франции включает в себя Кассационный суд, апелляционные суды и суды первой инстанции, рассматривающие различные категории дел.
Кассационный суд, возглавляющий общие суды, существует несколько столетий, свое нынешнее название получил в 1790 г. Суд находится в Париже, имеет шесть палат – пять по гражданским делам и одну по уголовным. Кассационный суд состоит из главного председателя, шести председателей палат, 84 членов суда (их называют советниками), 36 советников-докладчиков различных категорий (с правом совещательного голоса), а также генерального прокурора при кассационном суде, первого генерального адвоката и 19 генеральных адвокатов – помощников генерального прокурора. Кроме этих служащих существуют аудиторы, которые совместно с советниками-докладчиками подготавливают дела к слушанию[1].
Большинство дел разрешаются в одной из палат либо смешанной палатой, состоящей из представителей трех палат, либо пленумом, в который входят первый председатель суда, старейшина (дуайен) палат и еще по два представителя от каждой палаты. Постановления в палатах выносятся коллегий из пяти членов Кассационного суда или из трех судей (например, по явно необоснованным жалобам). Пленум собирается для разрешения дел принципиального характера или при необходимости повторного разбирательства дела в Кассационном суде.
Суд рассматривает лишь жалобы по вопросам права – только на неправильное применение закона и нарушение процессуальных норм. Обычно в случае отмены решения или приговора Суд направляет дело на новое рассмотрение в соответствующую инстанцию. Если же фактические обстоятельства несомненны, Кассационный суд постановляет окончательное решение. Он вправе пересматривать приговор по вновь открывшимся обстоятельствам, но только в интересах осужденного. Это означает, что оправдательные приговоры могут обжаловать только сами оправданные. Практика Кассационного суда оказывает существенное влияние на единообразное применение законов во всей Франции.
Апелляционные суды (их 30 на континенте и 5 на заморских территориях) объединяют территории двух – четырех департаментов и именуются по названию города, где они расположены. Такие суды состоят из одной или нескольких палат, дела слушаются в коллегиях из трех судей, иногда – по гражданским делам – из пяти судей.
Палатам по гражданским делам подсудны жалобы на решения как общих судов, так и судов специальных, например торговых трибуналов.
В каждом апелляционном суде предусмотрены обвинительные камеры для контроля за предварительным следствием, и они же являются органами предания суду.
Суды первой инстанции по гражданскому производству делятся на трибуналы большого процесса и трибуналы малого процесса, а в уголовном производстве – на суды присяжных, исправительные трибуналы и полицейские трибуналы. Термин "трибунал" указывает не на чрезвычайный характер судов, а на ограниченную их компетенцию.
Трибуналы большого процесса организованы в каждом из 96 департаментов Франции. Дела рассматривают коллегии из трех судей, а при цене иска до 4 тыс. евро – судьей единолично.
Трибуналы малого процесса действуют в главных городах всех департаментов и округов, после реформы 1983 г. их насчитывается 470. Дела разрешаются судьей единолично, решения по искам с ценой не более 4 тыс. евро являются окончательными, не обжалуются в апелляционном порядке.
Уголовная юстиция строится по классификации деяний на преступления, проступки и правонарушения. Соответственно, судам ассизов или присяжных подсудны преступления, где возможно пожизненное лишение свободы. Они имеются в каждом департаменте. Судебная коллегия объединяет трех профессиональных судей и девять присяжных заседателей, которые выносят приговор по всем вопросам. Решения принимаются простым большинством голосов, однако неблагоприятное для обвиняемого решение, в том числе отказ признать наличие смягчающих обстоятельств, возможно большинством не менее восьми голосов. Приговор присяжных не подлежит апелляционному обжалованию, а оправдательный приговор не может быть оспорен обвинением и в кассационную инстанцию.
Дела о проступках, наказание за которые ограничивается 10 годами заключения, рассматривают исправительные трибуналы. Название "исправительные" связано с тем, что в Уголовном кодексе Франции наказание за уголовные деликты именуется исправительным. Данное звено соответствует трибуналу большого процесса в гражданском производстве. Дела слушаются тремя судьями, а связанные с нарушением правил дорожного движения, охоты, рыболовства и др. – единолично судьей.
Полицейским трибуналам подсудны наименее значимые уголовные деяния, они соответствуют трибуналу малого процесса. Рассматривают правонарушения, за которые предусмотрено наказание до двух месяцев заключения либо денежный штраф. Называются они "полицейскими" потому, что в Уголовном кодексе Франции санкции за проступки именуются полицейскими наказаниями.
Надо заметить, что исправительные и полицейские трибуналы могут попеременно рассматривать как уголовные, так и соответствующие гражданские дела.
В систему общих судов входят специализированные учреждения по делам несовершеннолетних. Судьей по таким делам назначается один из судей трибунала большого процесса, дела он рассматривает с участием двух заседателей (ассесоров), а не требующие применения реальных уголовных санкций – единолично. Решения обжалуются в специальную палату апелляционного суда.
Уголовную юстицию Франции отличает наличие в ней судьи по исполнению наказаний (один из судей трибунала большого процесса), который активно вмешивается в процесс отбывания осужденным наказания, в том числе в виде лишения свободы.
К специализированным судам – на уровне трибуналов малого процесса – относятся торговые трибуналы прюдомов, трибуналы по морской торговле и др.[2]
Самостоятельную судебную подсистему представляют административные суды трех уровней, возглавляемые Государственным советом, который одновременно является консультативным учреждением при Правительстве.
Низшим звеном является административный трибунал (всего их 25), где разрешаются по существу жалобы на действия и акты органов управления и должностных лиц. Их решения обжалуются в апелляционные, административные суды (их насчитывается пять), а на решения последних подаются кассационные жалобы в Государственный совет. В компетенцию Государственного совета входит также разрешение по первой инстанции жалоб на президентские и правительственные декреты, акты министров либо общественных организаций. В некоторых случаях сюда непосредственно подаются апелляционные жалобы на решения административных судов.
Судьи общих судов назначаются декретом Президента. Должностных лиц Кассационного суда и первых председателей апелляционных судов Президент назначает на основании рекомендации Высшего совета магистратуры, остальных судей – по представлению министра юстиции с положительным заключением Высшего совета магистратуры. Административных судей назначают декретом правительства по представлению министра внутренних дел и с согласия министра юстиции. Судью может сместить лишь Высший совет магистратуры за совершение серьезного проступка или в связи с тяжелым заболеванием.
Данный орган согласно ст. 65 Конституции Франции возглавляет Президент Республики, заместителем является министр юстиции. Девять членов Совета назначаются Президентом из судей, остальные – из числа государственных служащих. В компетенцию Высшего совета магистратуры, кроме участия в назначении судей, входит дисциплинарное производство в отношении судей.
Дознание по уголовным делам осуществляют офицеры уголовной полиции, а предварительное следствие – следственные судьи из числа судей трибунала большого процесса.
Поддерживает обвинение централизованная прокуратура, ею руководит министр юстиции. При каждом апелляционном суде имеется генеральный прокурор со своими помощниками, главный из которых носит звание генерального адвоката. В судах низших инстанций действуют прокуроры республики, лично или через заместителей они выступают в качестве обвинителей. Прокуроры участвуют и в гражданском процессе, когда этого требуют "интересы общества".
Генеральный прокурор при Кассационном суде занимает особое место, главная его функция – обеспечение единообразия в толковании норм права и единства юриспруденции, как на уровне Кассационного суда, так и на уровне иных судебных органов.
Все профессиональные субъекты судопроизводства французским законодательством отнесены к так называемому корпусу магистратуры. Сюда входят как суды, так и прокуроры, и нередко они переходят из прокуроров в судьи и обратно.
Контроль конституционности законов во Франции принадлежит Конституционному совету.