Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть как основополагающий конституционный институт российского судопроизводства получила правовое утверждение в следующих нормативных актах: в Конституции РФ, в Федеральных конституционных законах от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", в Законе РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

Однако гл. 7 "Судебная власть" Конституции РФ не раскрывает понятие судебной власти. В современной юридической литературе представлено множество подходов к определению этого понятия, раскрытию его содержания.

Предложим следующее определение судебной власти – это основанное на конституционных принципах правосудие, осуществляемое судьями, присяжными и арбитражными заседателями путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном процессуальном порядке юридических споров, имеющих конституционное значение, а также гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях в целях устранения правовых конфликтов.

Основной функцией и исключительным полномочием судебной власти признается правосудие (соответственно, основная форма деятельности судебной власти – осуществление правосудия)[1]. Правосудие – вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права[2]. В форме правосудия осуществляются также судебный административный контроль за деятельностью органов исполнительной власти и конституционный контроль (в юридической литературе высказывается мнение, что указанные функции судебной власти являются дополнительными, выполняемыми наряду с правосудием[3]). Таким образом, основной задачей, разрешаемой судебной властью, является устранение правовых конфликтов в обществе.

ОГЛАВЛЕНИЕ судебной власти раскрывается посредством закрепления в нормах Конституции РФ следующих принципов ее организации и деятельности:

– осуществления правосудия только судом (ч. 1 ст. 118);

– законности правосудия (ч. 2 ст. 15);

– доступности судебной защиты (ст. 46);

– осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом (ст. 19);

– участия граждан в осуществлении правосудия (п. 5 ст. 32);

– независимости судей и подчинения их только закону

(ст. 120);

– гласности в деятельности судов (ст. 123);

– обеспечения обвиняемому права на защиту (ст. 48);

– состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123);

– презумпции невиновности (ст. 49);

– несменяемости и неприкосновенности судей (ст. 121).

Некоторые из перечисленных принципов составляют одновременно и конституционные гарантии судебной защиты нрав личности (см. параграф 8.3 учебника).

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом. В развитие названного положения в ст. 11 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" закреплена норма о том, что правосудие могут осуществлять только судьи, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями. Кроме этого, в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" к числу субъектов – носителей судебной власти отнесены и привлекаемые к осуществлению правосудия представители народа – присяжные, народные[4] и арбитражные заседатели. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная власть может осуществляться посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 18 Конституции РФ, ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). Перечисление используемых видов судопроизводства предопределяет отличительные признаки правосудия – возможность его осуществления только определенными в законе способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном процессуальном порядке гражданских и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях[5].

При характеристике видов (форм) правосудия необходимо иметь в виду следующее:

– конституционное судопроизводство представляет собой форму правосудия, в процессе которого разрешаются юридические споры, имеющие конституционное значение[6]. Оно осуществляется Конституционным Судом РФ (ст. 125 Конституции РФ), а также конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Процедура конституционного судопроизводства определяется указанной статьей Конституции РФ и конкретизируется Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", а также региональными законами о статусе конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

– гражданское, административное и уголовное судопроизводство осуществляется судами общей юрисдикции, в том числе военными и специализированными судами и мировыми судьями, рассматривающими соответственно гражданские, уголовные и административные дела. В соответствии со ст. 126 Конституции РФ высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, является Верховный Суд РФ. Все эти суды осуществляют судопроизводство в гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном и административно-процессуальном порядке, который устанавливается в ГПК РФ, УПК РФ и КоАП РФ.

Гражданское судопроизводство осуществляется на основе норм ГК РФ и действующих федеральных законов в порядке, установленном ГПК РФ, а для мировых судей – также Федеральным законом от 17.12.1998 № 18-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации". В случае отсутствия норм процессуального права, регулирующих отношения, возникающие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципа осуществления правосудия в Российской Федерации судом (аналогия права)[7].

Особой формой судопроизводства, сходной с гражданским, является разрешение экономических споров арбитражными судами, которое в литературе часто выделяется в специализированный, самостоятельный вид судопроизводства – арбитражное судопроизводство. В соответствии со ст. 127 Конституции РФ высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, является Высший Арбитражный Суд РФ. Порядок арбитражного судопроизводства определяется Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", АПК РФ и нормами ряда материально-правовых актов (например, ГК РФ). Арбитражные процессуальные нормы связаны с гражданским судопроизводством по своему происхождению, процессуальным принципам и также обеспечиваются применением норм гражданского права[8];

– уголовное судопроизводство ведется на основе норм УК РФ в порядке, установленном УПК РФ. Нормы, регламентирующие порядок производства по уголовным делам, имеются и в ряде других федеральных законов, которые при этом не могут заменить или изменить УПК РФ.

В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ гражданское, арбитражное и уголовное законодательство, в том числе процессуальное, относится к исключительному ведению Российской Федерации (см. параграф 7.1 учебника), в связи с чем порядок осуществления этих видов судопроизводства регламентируется только федеральными законами. В свою очередь, поскольку административное судопроизводство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (и. "к" ст. 72 Конституции РФ), то его нормы и правила регламентируются как федеральными законами, так и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Судебная власть опирается на судебную систему, характеристике которой посвящен параграф 1 следующей главы учебника.