Лекция 5. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

После изучения настоящей главы студент должен:

знать

• понятия судебной системы РФ, звена судебной системы и судебной инстанции, цель и особенности рассмотрения дел в судебных инстанциях;

• построение системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

• место Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ в судебной системе РФ;

• основные этапы развития законодательства о судебной системе в России;

уметь

• показать различие и взаимосвязь понятий "звено судебной системы" и "судебная инстанция", различия между судебными инстанциями;

• разграничивать компетенцию Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

владеть

• юридической терминологией в сфере судоустройства и судопроизводства ("судебная система", "звено судебной системы", "судебная инстанция", "судебный участок", "судебный район", "судебный округ", "состав суда", "структура суда", "судебный состав", "подведомственность и подсудность дел");

• навыками работы с нормативными правовыми актами, касающимися построения судебной системы РФ и компетенции отдельных видов судов.

Понятие судебной системы Российской Федерации. Конституционные основы построения судебной системы

Судебная система РФ – это единая совокупность различных видов судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства нашей страны, осуществляющих судебную власть в форме конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Построение судебной системы в целом регулируется Конституцией РФ, Законом о судебной системе, а организация отдельных видов судов – рядом судоустройственных нормативных актов[1].

В соответствии со ст. 4 Закона о судебной системе правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим законом, не допускается.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

К федеральным судам относятся:

– Конституционный Суд РФ;

– Верховный Суд РФ;

– верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов, районные, городские и межрайонные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

– арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов; Суд по интеллектуальным правам.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Таким образом, единая судебная система РФ состоит из федеральных судов и судов субъектов РФ, что определяется федеративным государственным устройством нашей страны, а также из конституционной юстиции, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, что связано с их компетенцией, особенностями отдельных форм судопроизводства.

К системе конституционной юстиции относятся Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Особенностью судопроизводства, осуществляемого данными судами, является то, что они не разрешают гражданские, уголовные, административные дела по существу, а рассматривают вопросы соответствия конституции или уставу нормативных актов, дают толкование конституции и решают другие правовые вопросы. Судебные постановления конституционных (уставных) судов не обжалуются в Конституционный Суд РФ, т.е. данные суды не связаны отношениями звеньев и инстанций[2].

Как и в любом государстве, наиболее многочисленной является подсистема судов общей юрисдикции. Данные суды в пределах своей компетенции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела. Кроме того, в соответствии со ст. 26 Закона о судебной системе могут быть образованы специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. В широком значении они также относятся к судам общей юрисдикции.

Подсистема арбитражных судов, созданная для разрешения экономических споров и иных дел, сторонами в которых являются юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, состоит из ранее названных арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов округов и специализированного арбитражного суда.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом в отношении как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов. Согласно ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судебная система РФ построена па основе принципов единства; учета федеративного и административно-территориального устройства при организации судов; сочетания организационных и функциональных связей между судами.

Единство судебной системы обеспечивается:

– путем установления судебной системы Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

– соблюдения всеми судами и мировыми судьями установленных федеральным законом правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

– признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

– законодательного закрепления единства статуса судей;

– финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Принцип учета федеративного и административно- территориального устройства РФ при построении судебной системы вытекает из особенностей государственного устройства нашей страны.

Россия является федеративным государством, обеспечивает сочетание интересов единого государства и субъектов, в том числе в сфере организации судебной власти и построения судебной системы.

Как было указано выше, большинство судов нашей страны являются федеральными судами. Исключение составляют конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Конституционные (уставные) суды могут создаваться субъектами РФ за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ и рассматривать вопросы, отнесенные к его компетенции, в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решения конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

В настоящее время конституционные (уставные) суды субъектов РФ не являются обязательным звеном судебной системы, а создаются лишь по инициативе конкретного субъекта.

Мировые судьи, отнесенные законом также к судам субъектов РФ, являются первым звеном системы судов общей юрисдикции, образуются на всей территории РФ. Их полномочия, порядок образования и деятельность устанавливаются как федеральным законом, так и законами субъектов РФ. Мировые судьи осуществляют правосудие на основе федеральных законов, а вынесенные ими постановления могут быть обжалованы в установленном законом порядке в вышестоящие федеральные суды.

Наименования судов в большинстве случаев соответствуют наименованию субъекта РФ или административно-территориального образования, на территории которых действует суд (районный суд, областной суд, суд города федерального значения).

Военные суды, относящиеся к подсистеме судов общей юрисдикции, образуются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба (военные суды гарнизонов, округов (флотов).

Территорией деятельности судов могут являться судебный участок, судебный район, судебный округ.

Под судебным участком понимается территория деятельности мирового судьи с численностью населения от 15 тыс. до 23 тыс. человек.

Судебный район – территория деятельности федерального районного суда. Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ.

Судебный округ – территория деятельности федеральных арбитражных судов округов, объединяющая несколько субъектов РФ[3].

Территорией деятельности так называемых областных и соответствующих судов является территория субъекта РФ. Следует заметить, что, будучи созданными на уровне субъекта РФ, данные судебные органы не относятся к судам субъектов РФ, а являются отдельным звеном федеральной судебной системы. Субъекты РФ не могут образовывать самостоятельные судебные системы. В соответствии с п. "г" и "о" ст. 71, ч. 3 ст. 118 и ч. 3 ст. 128 Конституции РФ вопросы судоустройства относятся к исключительной компетенции Российской Федерации.